Найти в Дзене

Поршни и баллоны (продолжение)

Совсем коротко содержание первой статьи: было замечено, что если поршни известного европейского производителя неделю держать в мокрой коробке, то алюминий корродирует и делает это очень даже интенсивно. Стало интересно, а поршни других производителей также себя поведут? Оказалось, что нет. Возникло предположение, что, может, все дело в том, что поршни поддавшиеся коррозии для дизеля, а устоявшие для бензинового двигателя? Материал у них разный и вот, может поэтому? И тогда решили мы поиздеваться аналогичным образом над поршнем UMpro для дизеля. Ну, и вот прошла неделя и настало время извлечь «замоченный» дизельный поршень UMpro на свет божий. Извлекаем из пакета совершенно размокшую коробку (см фото 1). Поршень из нее вываливается сам. И что видим? Коррозии алюминия нет от слова совсем! (см фото 2 и 3). Просто на всякий случай, напоминаю, как поршень известного европейского производителя, выглядел после недельного пребывания в мокрой коробке (см фото 4). Теперь очень хочется все-таки с

Совсем коротко содержание первой статьи: было замечено, что если поршни известного европейского производителя неделю держать в мокрой коробке, то алюминий корродирует и делает это очень даже интенсивно. Стало интересно, а поршни других производителей также себя поведут? Оказалось, что нет. Возникло предположение, что, может, все дело в том, что поршни поддавшиеся коррозии для дизеля, а устоявшие для бензинового двигателя? Материал у них разный и вот, может поэтому? И тогда решили мы поиздеваться аналогичным образом над поршнем UMpro для дизеля.

Ну, и вот прошла неделя и настало время извлечь «замоченный» дизельный поршень UMpro на свет божий. Извлекаем из пакета совершенно размокшую коробку (см фото 1).

Фото 1. Размокшая коробка с поршнем.
Фото 1. Размокшая коробка с поршнем.

Поршень из нее вываливается сам. И что видим? Коррозии алюминия нет от слова совсем! (см фото 2 и 3).

Фото 2. Поршень UMpro. Вид сбоку. Как ни в чем не бывало!
Фото 2. Поршень UMpro. Вид сбоку. Как ни в чем не бывало!
Фото 3. Тот же поршень. Вид со стороны днища.
Фото 3. Тот же поршень. Вид со стороны днища.

Просто на всякий случай, напоминаю, как поршень известного европейского производителя, выглядел после недельного пребывания в мокрой коробке (см фото 4).

Фото 4.
Фото 4.

Теперь очень хочется все-таки сделать химический анализ, дабы узнать, чем вызвана такая разница в коррозионной стойкости, но пока разрешения провести его нам не дадено, решили мы сделать еще одну проверку, которую можно своими силами осуществить.

Есть во многих дизельных поршнях (почти во всех) П-образная, т.н. нирезистовая вставка под первое компрессионное кольцо (см фото 5).

Фото 5. Вставка показана стрелками.
Фото 5. Вставка показана стрелками.

Для каких надобностей там эта вставка? Почему в бензиновых двигателях обходятся без нее? Это достаточно понятно. В дизельных двигателях гораздо более высокая степень сжатия (16:1 и сильно выше) поэтому на первое компрессионное кольцо воздействует огромное давление. Кроме того, на первое компрессионное кольцо приходятся самые высокие термические нагрузки (температура может достигать 300-350℃), абразивный износ (частицы сажи и продукты износа могут оказываться между кольцом и стенками канавки), ударные нагрузки от давления сгорания. А еще могут возникать коррозионные процессы из-за агрессивных продуктов сгорания.

Противостоять таким нагрузкам алюминию сложно. Первое компрессионное колечко очень быстренько разбивало бы канавку если бы не вот эта самая нирезистовая вставка. Изготавливается вставка из специального легированного чугуна с высоким содержанием никеля. Этот сплав обладает хорошими антикоррозионными свойствами, износостойкостью, жаропрочностью, устойчивостью к механическим нагрузкам и, что важно, коэффициент линейного расширения нирезиста близок к коэффициенту линейного расширения алюминиевого сплава, соответственно, не происходит отслаивания вставки при температурных изменениях в процессе работы двигателя.

Не происходит? Да, как правило, действительно не происходит, однако добиться хорошей адгезии не так просто. В общих чертах технология такая: Готовые нирезистные вставки погружают в расплавленный алюминий строго определенной температуры, о точных значениях которой производители предпочитают не распространяться, и выдерживают в нем определенное время. После извлечения вставок из алюминия на их поверхности образуется тонкий слой алюминия, который «прилипает» очень прочно. И вот к этому слою уже «приклеивается» алюминий будущего поршня, когда его заливают в форму, где предварительно установлена вставка.

И, да. Вопрос адгезии. Бывает такое, что эта вставка «отклеивается». Это, понятно, очень быстро приводит к последствиям крайне нежелательным (вплоть до разрушения двигателя). Происходит такое не так чтобы часто, однако пара таких историй в нашей практике имела место. И оба раза, как ни странно, это происходило с поршнями одного и того же весьма маститого европейского производителя. Вот того же самого, чей поршень коррозией покрылся.

Ну, вот и взяли мы два поршня, один UMpro, который мы замачивали, а второй, тот самый европейский корродированный и распилили болгаркой на куски, практически (см фото 6).

Фото 6. Распиленные поршни.
Фото 6. Распиленные поршни.

И, значит, распилили мы их, и давай тонким зубильцем выбивать эту самую вставку. И знаете, что получилось? Из поршня маститого европейского производителя вставка (точнее ее куски) вылетают только в путь! (см фото 7)

Фото 7. Канавка, где была вставка, показана стрелкой.
Фото 7. Канавка, где была вставка, показана стрелкой.

А вот из нашего поршня UMpro вставку мы замучились выбивать и так толком и не выбили, т.е. хочешь-как-хочешь, а адгезия у UMpro гораздо лучше (см фото 8).

Фото 8. Погрызенная, но непобежденная вставка показана стрелкой.
Фото 8. Погрызенная, но непобежденная вставка показана стрелкой.

Что имеем на выходе? Про коррозию без знания состава сплавов что-то сказать точно невозможно. Можно предположить, что в материале поршней европейского производителя несколько больше меди, тогда за счет образования гальванических пар Al-Cu происходит то, что мы наблюдаем. Зачем столько меди? Это делает сплав несколько прочнее, зато он хуже обрабатывается. А может все проще и в сплаве избыток железа? Используют в процессе производства цветной лом, а значит головки с седлами, поршни с теми самыми вставками… Может так быть? Бог его знает!

На самом деле, при нормальной работе двигателя отлично служат и те и другие поршни, ну, а на недельную перевозку в мокрых коробках никто, естественно, не рассчитывал😊.

А вот гораздо лучшая адгезия нирезистной вставки, хочешь, как хочешь, а является безусловным преимуществом поршней UMpro.

-9