В 2025 году Елене Кореневой исполняется 72, но она по-прежнему выходит на сцену Театра имени Вахтангова, где репетирует роль в новой постановке по Чехову, и иногда мелькает в эпизодах сериалов, где ее узнают по фирменной улыбке — той, что покорила миллионы в "Покровских воротах". Актриса живет в небольшой квартире в центре Москвы, в доме с высокими потолками и видом на тихий двор, где по утрам она пьет кофе из старой фарфоровой чашки, подаренной отцом, режиссером Алексеем Кореневым, и просматривает сценарии, которые присылают молодые авторы. Нет ни машины в гараже, ни дачи с садом, ни шума детских голосов — только стопки книг на полках, включая ее собственный роман "Идиотка", переизданный в 2024-м с предисловием от коллеги по театру, и коллекция виниловых пластинок с записями Высоцкого, которые она ставит, когда готовит простые ужины — омлет с травами или салат из свежих овощей, купленных на рынке неподалеку. Коренева давно отказалась от суеты: она ходит пешком до театра, отказываясь от такси, и говорит в редких разговорах с подругами: "В моем возрасте главное — не копить, а отдавать, что можешь". Ее день начинается с йоги у окна, чтобы сохранить гибкость для ролей, а заканчивается чтением — сейчас это мемуары Ширли Маклейн, с которой она сравнивали в молодости за выразительный взгляд и грацию.
Взлет в 70-е: от "Романса" к Мюнхгаузену
Елена Коренева родилась в 1953-м в Москве, в семье киношников — отец Алексей ставил мелодрамы вроде "Тени" и "Софьи Перовской", а мать, педагог по вокалу, учила ее петь под гитару, что пригодилось в первых ролях. В 17 лет она поступила в Щукинское училище, где ее заметили однокурсники — Олег Янковский и Марина Неелова, — и уже на втором курсе снялась в "Романе о влюбленных" Андрея Кончаловского, где сыграла Таню, девушку, ждущую возлюбленного из армии; сцена на вокзале, где она машет платком, стала иконой для целого поколения, и после премьеры в 1974-м Кореневу осаждали поклонники у Мосфильма, оставляя цветы и записки с признаниями. Следом был "Экипаж" в 1979-м, где она воплотила стюардессу, чья романтика с пилотом разворачивается на фоне авиационных будней, и фильм собрал 50 миллионов зрителей, сделав ее лицом эпохи. В "Тот самый Мюнхгаузен" 1979-го Маркова она сыграла баронессу, жену эксцентричного выдумщика, и эта роль принесла "Нику" за лучшую женскую эпизодию, а в "Покровских воротах" 1982-го — Химку, эксцентричную соседку, чьи реплики о любви до сих пор цитируют на улицах. Карьера кипела: 20 фильмов за пять лет, гастроли по Союзу, где ее встречали аплодисментами в филармониях, и роман с Кончаловским, который длился два года, оставив после себя уроки о страсти и разлуке — он ушел к другой, а она снялась в его "Сибириаде", где ее героиня танцует вальс под аккордеон, словно прощаясь с юностью.
Но пик популярности стал ловушкой: в 25 лет Коренева чувствовала, что теряет себя — бесконечные пробы, фанаты у подъезда, роли, где она всегда "красивая девушка", не давая раскрыться. В 1980-м ее вызвали на разговор в КГБ из-за дружбы с американским студентом Кевином Моссом, изучавшим фольклор в Москве; беседа длилась час, с вопросами о "контактах с иностранцами", и после этого она впала в депрессию, запершись в квартире с книгами Достоевского, размышляя, стоит ли бежать от славы. Решение пришло в 29 лет: выйти замуж за Мосса и уехать в США, где, как она думала, сможет перезагрузиться, пожить без софитов, просто как Елена, а не как звезда экрана.
Эмиграция и разбитые иллюзии: 11 лет в Америке
В 1983-м Коренева прилетела в Нью-Йорк с двумя чемоданами — платьями из "Экипажа" и сценариями, которые так и не сняли, — и сразу столкнулась с реальностью: виза на год, без права на работу, и Кевин, чья романтика в Москве казалась сказкой, предложил открытый брак, где каждый свободен. Она согласилась, завела роман с Эрни, музыкантом из бара, где подрабатывала хостесс, — он учил ее играть на саксофоне по вечерам в маленькой квартире на Манхэттене, полной виниловых пластинок джазменов, и они гуляли по Центральному парку, обсуждая "На Дерби", ее любимый фильм. Но через год Эрни и Кевин сблизились — на совместной поездке в Калифорнию, где пили вино у океана и делились историями о свободе, — и ушли вместе, оставив Кореневу с запиской: "Сердцу не прикажешь". Удар был сокрушительным: она плакала неделями, работая ночными сменами в супермаркете за 5 долларов в час, расставляя банки с консервами под флуоресцентными лампами, и мыла полы в мотеле, где постояльцы оставляли чаевые в 50 центов. Переезжала из города в город — Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Чикаго, — снимая комнаты в хостелах за 200 долларов в месяц, и пробовала себя в арт-галереях, где продавала картины русских эмигрантов, но заработок едва покрывал еду — овсянку и кофе из автомата. В 1985-м она снялась в американском фильме "Русская невеста" в эпизоде русской иммигрантки, но роль была крошечной, и гонорар ушел на аренду. Депрессия вернулась: она звонила отцу по ночам, шепча: "Пап, я ошиблась", но он отвечал: "Вернешься — все наладится". В 1994-м, после 11 лет скитаний, Коренева собрала вещи и вернулась в Москву, где ее ждал билет в один конец и стопка сценариев от старых друзей.
Возвращение и новые грани: роли за 40 и литературный дебют
Вернувшись в 40 лет, Коренева заново строила карьеру: режиссеры вроде Михалкова вспоминали ее в "Утомленных солнцем 2" 2010-го, где она сыграла сестру генерала, сцены в окопах снимали в Крыму, и она часами репетировала монологи о потере, отражая свою жизнь. Роли стали драматичными — в "Кодексе чести" 2002-го она воплотила мать офицера, чья сцена с пистолетом в руках до сих пор цитируют в театральных студиях, а в "Бессоннице" 2014-го — женщину на грани, борющуюся с бессонницей в пустой квартире, что эхом отзывалось ее американскими ночами. В Театре Вахтангова она возглавила труппу в "Идиоте" по Достоевскому, где ее Настасья Филипповна — роль мечты, сыгранная в 2005-м с такой страстью, что зрительный зал аплодировал стоя 10 минут. Литература стала отдушиной: в 2001-м вышел роман-биография "Идиотка", где она описала эмиграцию как "побег от масок", с главами о разрыве с мужем, переизданный в 2024-м с тиражом 10 тысяч экземпляров; за ним — "Нет-ленка" 2005-го, сборник эссе о кино, и "Твари творчества" 2010-го, детектив о закулисье Мосфильма, где героиня — alter ego актрисы, расследующая кражу сценария. В 2025-м она работает над сценарием для сериала о русской эмигрантке в Нью-Йорке, опираясь на свои дневники из 80-х, полные зарисовок о джаз-клубах и одиночестве в мегаполисе.
Съемки продолжаются: в "Монастыре" 2023-го с Настей Ивлеевой она сыграла бабушку, чьи мудрые советы о любви снимали в подмосковном пабе, где Коренева импровизировала реплики из жизни, а в "Тайге" — драме о лесорубах, выходящей в 2025-м, — роль Генриетты, вдовы с секретом, сцены в тайге снимали в Карелии, где она часами гуляла между дублями, размышляя о прошлом. Театр — ее якорь: в "Царе Федоре Иоанновиче" она играет интриганку, репетируя по 4 часа в день, и учит молодых актеров: "Роль — это не маска, а зеркало души". Жизнь скромная: квартира в 50 квадратных метров, с библиотекой в 500 книг и пианино, на котором она играет Баха по утрам, и никаких долгов — пенсия от Союза кинематографистов и гонорары от спектаклей покрывают все.
Личная жизнь: принятие одиночества и уроки любви
Детей у Кореневой нет — в 30-е она пережила выкидыш во время эмиграции, когда работала на двух работах и не могла себе позволить отпуск, а потом, вернувшись, решила: "Семья — не для меня, я слишком свободна". Браков больше не было: после Мосса были романы — с театральным художником в 90-х, который рисовал ее портреты в стиле импрессионистов, и с режиссером в 2000-х, но все заканчивалось разлукой, потому что "я не умею быть чьей-то". В интервью 2024-го она сказала: "Был период, когда я рыдала ночами из-за отсутствия детей, думала, что допустила глупость, но теперь приняла — это моя данность, как роль, которую не переиграешь". О машине и даче она шутит: "Зачем, если Москва — мой дом, а сад — в театре, где цветут идеи". Смысл жизни — в любви, как учил отец перед смертью в 2009-м: "Главное — любить и быть любимой", и Коренева следует этому, помогая молодым актрисам с пробами, звуча в подкастах о кино и иногда встречая старых поклонников на улицах, где они благодарят за "Химку". В 70 она чувствует свободу: "Многое не задача, не надо бороться — просто быть".