Индукция Эриксона - это множество речевых оборотов и невербальных «уловок», скомбинированных друг с другом для мягкой, практически незаметной гипнотизации пациента. Цель у них одна - избежать прямых внушений, которым так любят сопротивляться клиенты.
Сам Эриксон свой разговорный метод наведения называл конкретной абстрактностью, либо абстрактной конкретностью. Он реализован на видео. Сначала это покажется просто нагромождением хаотичных пропозиций. На самом деле здесь своя анатомия. Приемы эриксоновского гипноза - это мощный набор суггестивных конструктов, который дополняется своей архитектоникой.
Во-первых, диссоциация. Эриксон с самого начала сеанса уже начинал диссоциировать своего клиента. Позже это оформилось в технику т.н. эриксоновского покачивания - гипнотерапевт немного раскачивается на стуле, говоря то в одно ухо пациента, то в другое. При адаптации элмановского гипноза, к примеру, наклон к левой стороне будет означать обращение к сознательной части, правой - к подсознательной.
Во-вторых, высокий уровень подстройки. Установки даются в ритме дыхания гипнотика, следуют на каждый выдох.
В-третьих, особый гипнотический язык, который фактически превращает набор команд в повествовательную речь.
Это безличностные установки. Терапевтические метафоры. Речевые приемы типа неявного каузатива, который связывает события во времени, не указывая при этом на их реальную причину («тогда, когда…», «после того, как», «прежде, чем», «сразу после», «вслед за тем» …).
Конечно же номинализация. Любой современный язык имеет ее в избытке. Это те существительные, которые по факту обозначают действие, процесс (по сути, отглагольное существительное, хотя понятие номинализации гораздо шире). В обыденной речи вы сталкиваетесь с ними ежеминутно. Закрепленное за таким действием/процессом имя превращает его в некий автономный объект, существующий отдельно от субъекта. Самостоятельное нечто, наделенное собственными качествами. Причем представления об этих качествах разнятся от человека к человеку, доходя до самых полярных мнений. Это является одной из причин недопониманий и конфликтов между людьми.
Жизнь, смерть, сон, урок, обучение, игра, работа, забота, любовь, гипноз, речь, скука, интерес… номинализаций великое множество. До половины словаря. Во время гипнотизации мы также их активно используем для вызова эффекта диссоциации, разделения. «Состояние распространяется». «Подсознание решает проблему». «Рука сама поднимается к лицу» (погружение через каталепсию и левитацию).
Всего речевых приемов более 50. И все они сочетаемы. Конструкт для идеального внушения от Милтона Эриксона.
Для интересующихся есть замечательная книга - «Паттерны гипнотических техник Милтона Эриксона», авторства Дж Гриндера и Р Бэндлера. Это они проанализировали речи Эриксона и вывели своеобразную систему необходимых суггестивных конструктов.
Сам Эриксон, конечно, никогда не стал бы заниматься такими вещами)) Лучшей индукцией он считал импровизацию, составленную сходу по «индивидуальным меркам» конкретного клиента. Он был противником стандартизированных заученных текстов. Поэтому всю работу за него (в плане передачи технологии) выполнили ученики и создатели НЛП.
И, в-четвертых, это сильнейший рапорт. Перед вами сидит не клиент, а ваш лучший друг. Вы всей душой желаете, чтобы его проблема разрешилась. И даете это понять.
Вот такой уровень симпатии и доверия, плюс абстрактная речь - это формула успешного сеанса по Эриксону.
🔥 Гипнотические феномены, заснято на телефон участниками курсов