Найти в Дзене
TVcenter ✨️ News

«Делают они, а стыдно мне». Как выглядит могила Александра Градского и кто за ней ухаживает на самом деле

Смерть не приносит мир. Иногда она становится детонатором, взрывающим хрупкое семейное перемирие. Так случилось с наследием Александра Градского. Великий музыкант ушел, оставив после себя не только бессмертную музыку, но и зияющую пустоту вместо завещания. И эта пустота мгновенно наполнилась громом скандалов. На ринг вышли две силы: взрослые дети от третьего брака, Даниил и Мария, против последней жены, Марины Коташенко, и её маленьких сыновей. Предмет спора — внушительное состояние, которое Маэстро не успел или не захотел распределить. Началась затяжная, изматывающая война, чьи баталии разворачивались в душных залах судов, на ярких софитах телешоу и в едких публичных заявлениях. Человек, который при жизни держал свою личную вселенную за семью замками, после смерти оказался в эпицентре публичной драмы. Его имя полоскали, делили, рвали на части. Конфликт из-за денег и недвижимости плавно перетёк в битву за память. Три года. Три долгих, мучительных года могила Градского на Ваганьковско
Оглавление

Смерть не приносит мир. Иногда она становится детонатором, взрывающим хрупкое семейное перемирие. Так случилось с наследием Александра Градского. Великий музыкант ушел, оставив после себя не только бессмертную музыку, но и зияющую пустоту вместо завещания. И эта пустота мгновенно наполнилась громом скандалов. На ринг вышли две силы: взрослые дети от третьего брака, Даниил и Мария, против последней жены, Марины Коташенко, и её маленьких сыновей. Предмет спора — внушительное состояние, которое Маэстро не успел или не захотел распределить. Началась затяжная, изматывающая война, чьи баталии разворачивались в душных залах судов, на ярких софитах телешоу и в едких публичных заявлениях. Человек, который при жизни держал свою личную вселенную за семью замками, после смерти оказался в эпицентре публичной драмы. Его имя полоскали, делили, рвали на части.

Коташенко с детьми
Коташенко с детьми

КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ НА ВАГАНЬКОВСКОМ

Конфликт из-за денег и недвижимости плавно перетёк в битву за память. Три года. Три долгих, мучительных года могила Градского на Ваганьковском кладбище стояла под скромным деревянным крестом, вызывая недоумение и боль у поклонников. Всё это время за кулисами шла холодная война. Марина Коташенко утверждает, что раз за разом пыталась достучаться до старших детей, отправляла официальные письма с предложением вместе решить судьбу мемориала. Ответом было молчание. Или, что еще хуже, отговорки. Вдова с горечью вспоминает их слова: денег нет, нам стыдно. Стыдно, но не настолько, чтобы отказаться от наследства, которого с лихвой хватило бы на самый достойный монумент. Устав от бесконечного ожидания, Коташенко нанесла решающий удар. Памятник был установлен тайно. На церемонии открытия присутствовала лишь она и двое их с Александром сыновей. Старшие дети, Даниил и Мария, на это событие приглашены не были. Занавес.

Мария
Мария
Сын Александра Градского Даниил
Сын Александра Градского Даниил

-5
Градский с дочерью Марией
Градский с дочерью Марией

ДВЕ ПРАВДЫ В ОДНОМ КАМНЕ

Что же появилось на могиле Мастера? Вместо ожидаемой многими монументальной глыбы, символизирующей масштаб личности Градского, — сдержанное, почти аскетичное изваяние из черного мрамора. Скульптор Вадим Церковников изначально предлагал грандиозный проект: 35-тонная скала с высеченными роялем, гитарой и театральным занавесом. Но вдова выбрала другой путь.

«Александр Борисович всегда был лаконичен: на сцене — чёрный фон, чёрная рубашка, гитара и его голос»,

— объясняет она.

Могила Градского до установки памятника, три года была в таком состоянии
Могила Градского до установки памятника, три года была в таком состоянии

Памятник, по её замыслу, стал отражением его поздней философии — отказ от всего лишнего, наносного, концентрация на сути. Однако этот минимализм ударил наотмашь по старшим детям. Они увидели в памятнике не характер отца, а чужую волю. Их возмутило сходство с роялем, ведь Градский был прежде всего гитаристом, рокером. Их концепция была совершенно иной: либо мощный портрет с концерта, где он — бунтарь с гитарой, либо сложная абстракция с профилем и нотами. Они хотели видеть глыбу, которой он сам себя ощущал.

«Делают они, а стыдно мне»,

— бросает Даниил Градский, тут же оговариваясь, что формально вдова имела на это право.

Он находит горькое утешение в истории: у великого Чехова тоже скромный памятник.

-8

ФИНАЛЬНЫЙ АККОРД В МРАМОРЕ

Так памятник на могиле стал не просто камнем, а зеркалом, отразившим раскол в семье. В его строгих черных гранях сошлись две непримиримые концепции. Одна — о скромности гения, которому не нужны внешние атрибуты величия. Другая — о том, что Народный артист заслуживает монумента, соразмерного его таланту и народной любви. Мы видим не просто надгробие, а материализованный конфликт, застывшую в камне драму.

-9

Деньги на памятник, как выяснилось, собирали участники шоу «Голос», проведя благотворительный концерт. Но даже этот жест доброй воли не смог примирить враждующие стороны. В итоге мы получили финал, достойный пера драматурга: обычная, по мнению одних, и глубоко символичная, по мнению других, плита. Памятник стал последним, самым тихим и самым пронзительным аккордом в саге об Александре Градском — человеке, чей голос объединял миллионы, но чья смерть разделила самых близких.

-10

💖 Мы стараемся делать этот канал уютным уголком для всех, кто любит мир звёзд. Если вам нравится, что мы делаем, поддержите нас — это вдохновляет нас на новые истории!