Найти в Дзене
Знойная женщина

Морской кросс-контент: корабли, юмор и женщины на борту

Встречаются как-то женский литературный юмористический блог и тема кораблей... Нет, это не начало анекдота, а мой сегодняшний экскурс в морской кросс-контент. Как меня угораздило? Очень просто! Проект ТопБЛОГ, в котором я участвую с марта-месяца и уже дошла до финала, объявил конкурс «Морской кросс-контент», посвященный Всемирному Дню туризма. Творческое задание конкурса: объединить корабельную тему с тематикой своего блога. Думаете, это невозможно? Женщины и корабли несовместимы? Отнюдь! История знала немало примеров, когда прекрасный пол покорял кораблестроение и мореплавание, когда дамы участвовали в морских сражениях. Еще больше примеров, конечно, когда с женщинами на судах происходили курьезные случаи. О них я тоже расскажу. Ну, как в моем блоге «Знойная женщина» обойтись без юмора? Пристегните спасательные жилеты! Будет интересно! Начнём с исторического курьёза: «Женщина на корабле – к беде». Когда-то об этой примете моряки говорили всерьёз, а сегодня, скорее, в шутку. С древних
Оглавление

Встречаются как-то женский литературный юмористический блог и тема кораблей... Нет, это не начало анекдота, а мой сегодняшний экскурс в морской кросс-контент. Как меня угораздило? Очень просто! Проект ТопБЛОГ, в котором я участвую с марта-месяца и уже дошла до финала, объявил конкурс «Морской кросс-контент», посвященный Всемирному Дню туризма. Творческое задание конкурса: объединить корабельную тему с тематикой своего блога. Думаете, это невозможно? Женщины и корабли несовместимы? Отнюдь! История знала немало примеров, когда прекрасный пол покорял кораблестроение и мореплавание, когда дамы участвовали в морских сражениях. Еще больше примеров, конечно, когда с женщинами на судах происходили курьезные случаи. О них я тоже расскажу. Ну, как в моем блоге «Знойная женщина» обойтись без юмора? Пристегните спасательные жилеты! Будет интересно!

Рисунок из источника: sutynews.ru
Рисунок из источника: sutynews.ru

Женщина на корабле: от суеверий к капитанскому мостику

Начнём с исторического курьёза: «Женщина на корабле – к беде». Когда-то об этой примете моряки говорили всерьёз, а сегодня, скорее, в шутку. С древних времён женщин на судно брать боялись. Почему? Да потому что корабли испокон веков наделяли женскими именами и даже «характерами». Считалось, что судно, будучи «она», станет ревновать команду к живой сопернице и перестанет слушаться руля. Моряки верили: морской бог-бабник благосклоннее к кораблю с женским именем, а значит, ни одной настоящей даме на борту не место.

Суеверие это закрепилось настолько, что вошло в законы. Например, король Дании Фредерик II в 1562 году издал суровый указ: «Женщинам и свиньям доступ на корабли Его Величества запрещён; если таковые обнаружатся – немедленно выбросить за борт». В Англии и Франции было не лучше: команда Фрэнсиса Дрейка недовольна была даже тем, что сама королева Елизавета I поднялась на борт его корабля. Суеверие не щадило даже августейших особ! Пираты тоже верили примете: легендарный капер Чёрный Барт (Бартоломью Робертс) в своём кодексе грозил смертной казнью любому, кто тайно пронесёт женщину на судно.

Правда, сами корсары не всегда следовали этим правилам. Капитан Джек Рэкхем известен тем, что нарушил запрет дважды: на его пиратском корабле служили сразу две женщины – Энн Бонни и Мэри Рид, переодетые в мужскую одежду. Команда думала, что это юнцы, а Рэкхем-то знал правду. Вот такой парадокс: одни пираты женщин боялись, другие – тайно брали их на дело!

Конечно, у запрета были и более приземлённые причины. Мореходы понимали: долгий поход без женщин превращал команду в пороховую бочку, и появление дамы могло вызвать всплеск ревности, драк и смуты среди изголодавшихся матросов. Недаром шутили: «Женщина на корабле – к несчастью, но не было бы счастья, да несчастье помогло», имея в виду, что для скучающих моряков появление дамы – сомнительное, но всё же счастье. Впрочем, капитаны старой школы предпочитали не рисковать: женщин не пускали даже близко к капитанскому мостику и игнорировали любые «женские советы». А особо суеверные совсем уж радикально старались умилостивить стихию – вплоть до того, чтобы в шторм выбросить случайную пассажирку за борт (бывали и такие случаи в былые времена).

Рисунок с сайта: bolshoyvopros.ru
Рисунок с сайта: bolshoyvopros.ru

Курьёзные истории: от пираток до переодетых матросов

Несмотря на все предрассудки, женщины упорно прокладывали путь к морю. История полна примеров, как дамы вступали в игру на равных с мужчинами – порой с драмой, а порой и с юмором. Ещё Геродот описывал легенду, как перед Саламинской битвой дух женщины в белом явился на греческом корабле, воодушевляя воинов. А реальная царица Артемисия в той самой битве 480 г. до н.э. командовала персидской флотилией так отважно, что восхищённый царь Ксеркс воскликнул: «Сегодня мужчины были женщинами, а женщины – мужчинами!» Это первый исторический комплимент женщине-адмиралу, и сказан он был 2500 лет назад!

Царь Ксеркс. Изображение с сайта: artofit.org
Царь Ксеркс. Изображение с сайта: artofit.org

Правда, после Артемисии были и не столь славные эпизоды. Например, царица Клеопатра в 31 г. до н.э. позорно бежала с поля морской битвы при Акциуме, бросив свой флот на разгром. Но столь же регулярно появлялись отчаянные морячки, чья удаль вошла в легенды. В XVIII веке гремели имена пираток Энн Бонни и Мэри Рид. Эти две подруги наводили ужас на Карибы. Они первыми прыгали на абордаж, дрались на дуэлях за любимых кавалеров и вообще ничуть не уступали коллегам-мужчинам в разбое. Закончили они, правда, не очень весело – обе угодили в тюрьму. Но легенда гласит, что беременности спасли их от виселицы.

Зато их современница, мадам Чэнг (госпожа Цин) из Китая, пошла ещё дальше: возглавила целую пиратскую флотилию, дважды разгромила императорский флот, и так и осталась непобеждённой – приняла амнистию и мирно дожила свои дни в почёте. Вот уж кто доказал, что женщина на корабле может принести не беду, а победу!

Бывало, что дамы служили на кораблях под прикрытием. История сохранила имя англичанки Ханны Снелл, которая выдавала себя за мужчину и почти десять лет прослужила матросом в британском флоте – и никто не заподозрил подвоха! Лишь случайно раскрылась её тайна, к всеобщему изумлению. А сколько ещё было таких смельчаков, чьи имена потерялись?

Морской юмор: анекдоты и поговорки со вкусом соли

Моряки – народ острый на язык, и морская тема подарила нам немало анекдотов и метких выражений. Вот, к примеру, такой:

На тонущем корабле пассажир спрашивает капитана:
– Далеко ли до земли?
– Миля, сэр! – мрачно отвечает капитан.
– В каком направлении?
– Вниз! – вздыхает капитан.

Морской фольклор богат сочными выражениями. Некоторые морские поговорки стали крылатыми не только среди моряков. Классика жанра – боевое морское «Нас мало, но мы в тельняшках», которое подчёркивает: пусть экипаж мал, но каждый боец – герой. Есть и шутливо-мудрые: «Дерьмо плавает, а моряк по морю ходит» – грубовато, но образно, ведь настоящий моряк не болтается по волнам, а уверенно идёт курсом. С приходом технологий появились и современные прибаутки: «На GPS надейся, а секстаном проверь» – даже с навигатором штурманской смекалке есть работа. А вот пожелание «Семь футов под килем!» известно всем – это добрая напутствующая фраза, желающая кораблю запаса воды под килем и благополучия в плавании.

Волк из мультфильма "Ну, погоди!" тоже носил тельняшку и морской головной убор!
Волк из мультфильма "Ну, погоди!" тоже носил тельняшку и морской головной убор!

Дамы на мостике: статистика и факты мировой истории

Теперь немного о серьёзном. Как ни крути, а роль женщин в морских делах из второстепенной превратилась в значительную, и цифры с фактами это подтверждают. Ещё сто лет назад трудно было представить женщину лоцманом или, тем более, капитаном океанского лайнера. Но времена изменились. В СССР уже в 1930-е годы, ломая стереотипы, девушки пошли в мореходные училища наравне с юношами.

Анна Щетинина, выросшая на Дальнем Востоке, в 1935 году стала первой в мире женщиной – капитаном дальнего плавания. 27-летняя Анна Ивановна приняла под своё начало пароход «Чавыча» и успешно провела его из Гамбурга через Одессу и Сингапур на Камчатку – событие, о котором писали газеты всего мира. И это в то время, когда многие всё ещё верили, что «не бабье это дело». Сама Щетинина, кстати, сначала скептически отзывалась о женщинах на мостике – мол, «женщине на судах, тем более капитаном, не место». Но позже даже она признала, что мир меняется, и современные леди доказали обратное.

Анна Щетинина. Фото из источника: arseniev.org
Анна Щетинина. Фото из источника: arseniev.org

Во Вторую мировую войну женщины проявили себя и на флоте. Та же капитан Щетинина участвовала в знаменитом Таллинском прорыве 1941 года и стала единственным капитаном, кто сумел вывести свой корабль в Кронштадт невредимым. А на Волге прославилась 21-летняя старшина Антонина Куприянова, под чьим командованием на минном тральщике служила целая женская сапёрная команда – уникальный случай для военного флота. Не забудем и подвиг советских медсестёр: госпитальные суда были укомплектованы женщинами-врачами, которые спасали тысячи жизней под бомбами.

После войны лёд тронулся и в мировом масштабе. В 1970-х большинство западных стран разрешили женщинам служить на боевых кораблях наравне с мужчинами. В 1972 году ВМС США впервые отправили в поход смешанную команду – 40 женщин-моряков и 30 медсестёр вместе с 480 мужчинами на госпитальном судне «USS Sanctuary», положив конец вековым предрассудкам. Сейчас женщины командуют даже гигантскими авианосцами: в 2022 году капитан Эми Бауэрншмидт стала первой женщиной – командиром атомного авианосца США.

Тем не менее, статистика (источник) показывает, что покорение моря даётся женщинам нелегко. По данным Международной организации труда, ещё в начале 2000-х женщины составляли лишь 1–2% всех моряков в мире. И хотя число это растёт, прорыв всё ещё впереди. На 2020 год из 1,5 миллионов действующих моряков только около 2% – женщины, причём большинство из них работают на пассажирских паромах и круизных лайнерах, а в сугубо грузовом флоте доля дам и того меньше. В круизной индустрии в начале 2020-х женщин среди экипажа порядка 18–20%, но на капитанском мостике – лишь около 5%. На военно-морской службе ситуация тоже разнится: в ВМС США, например, женщины сегодня составляют около 20% личного состава, тогда как в российском ВМФ до сих пор не служат на боевых кораблях (лишь на береговых должностях или вспомогательных судах). Хотя исключения есть – вспомним наши примеры, да и новые поколения морячек рвутся в бой.

На всех парусах к новым горизонтам

В заключение отмечу: морские суеверия остались в прошлом, и женщина на корабле больше не вызывает паники – скорее уважение и интерес. Как метко заметил один капитан, это раньше говорили «не любишь женщин – отправляй во флот», а сегодня дамы доказывают, что могут наравне тянуть вахту и вести судно через штормы. Более того, многие командиры отмечают плюсы женского экипажа: дисциплинированность, аккуратность, порядок на корабле. Словом, «прекрасная половина» уже не балласт и не талисман, а полноправные штурманы, механики, капитаны.

Думаю, мой морской кросс-контент удался: я «скрестила» корабли с женским юмором – и получилась историю о том, как женщины из суеверного табу превратились в настоящих морских волчиц. И если раньше говорили «Женщинам на флоте не бывать», то теперь можно смело сказать: семь футов под килем всем, независимо от гендера! Плывите к своим мечтам – точнее, ходите, как настоящие моряки!

Ну, и в заключении морской мем! Он же девиз и пожелание! У меня же юмористический блог! Так пусть ваше чувство юмора всегда будет наплаву и никогда вас не покинет!

Рисунок с сервиса Яндекс.Картинки
Рисунок с сервиса Яндекс.Картинки

#ТопБЛОГ #РоссияСтранаВозможностей #ОСК #СевернаяВерфь