Лето 1518 года в вольном городе Страсбурге Священной Римской империи выдалось знойным и напряженным. Голод и болезни, ставшие следствием нескольких неурожайных лет, довели население до точки кипения. И именно в этот момент произошло нечто, что навсегда вошло в историю как одна из самых загадочных и пугающих медицинских тайн — «Танцевальная чума» или «Эпидемия пляски Святого Вита».
Начало безумия: одинокая пляска фрау Троффеа
Все началось, казалось бы, с обычного бытового инцидента. В середине июля некая фрау Троффеа (г-жа Троффеа) вышла на узкую, пыльную уличку своего квартала и вдруг, без всякой видимой причины, начала танцевать. Это был не танец радости или праздника. Ее движения были порывистыми, неуклюжими, почти конвульсивными. Она плясала не переставая — час, два, целый день. Ни уговоры мужа, ни насмешки соседей не могли ее остановить.
К концу первого дня она рухнула без сил, но, едва придя в себя, снова начала свое безумное движение. На третий день к ней присоединились еще несколько человек. Через неделю их было уже три десятка. А к августу по улицам Страсбурга в исступленной пляске носились от 100 до 400 человек.
Реакция властей: от молитв до музыкантов
Власти города были в панике. Сначала они, следуя советам местных священников, объявили, что несчастные стали жертвой «божьего гнева» или одержимы дьяволом. Их возили в храмы, молились над ними, но тщетно.
Затем городской совет, состоявший из практичных бюргеров, выдвинул «научную» версию того времени: болезнь вызвана «перегретой кровью», которая вскипела в мозгах от жара и лишений. И был предложен «логичный», с их точки зрения, метод лечения: чтобы больные «вытанцевали» хворь из себя, им нужно предоставить для этого пространство и... усилить пляску.
Власти наняли музыкантов с барабанами, дудками и скрипками, чтобы те поддерживали ритм для танцующих. На городской площади и даже на специально построенном деревянном помосте несчастные продолжали свое безумное движение. Им платили деньги, чтобы они могли есть и пить, не прерывая пляски. Но эта мера оказалась роковой ошибкой. Вместо исцеления она лишь усугубляла истощение и распространяла заразу безумия, привлекая новых зрителей, которые сами впадали в транс и присоединялись к танцующим.
Ад на земле: танец до смерти
Картина, открывшаяся взгляду горожан, была поистине апокалиптической. Десятки людей, с остекленевшими взорами, в рваной одежде, с окровавленными ногами, плясали до полного изнеможения. Они не могли остановиться, их тела корчились в судорогах, они кричали, видя галлюцинации, и падали замертво. Причиной смерти становились инфаркты, инсульты и полное физическое истощение. Исторические хроники сообщают, что в разгар эпидемии от пляски умирало до 15 человек в день.
Объяснения феномена: от спорыньи до массовой истерии
Современная наука до сих пор не дает однозначного ответа, что же именно произошло в Страсбурге. Но существует несколько основных гипотез:
- Массовая психогенная (конверсионная) болезнь. Это наиболее популярная версия. Жители Страсбурга, измученные голодом, болезнями и суеверным страхом, находились в состоянии колоссального стресса. Танец стал формой коллективного истерического невроза — способом, которым психика пыталась «сбросить» невыносимое напряжение. Люди видели, как пляшут другие, и их сознание, под влиянием страха и внушения, копировало это поведение, выводя его на уровень неконтролируемого физического симптома.
- Отравление спорыньей. Спорынья — это ядовитый грибок, паразитирующий на злаках, особенно на ржи, из которой пекли хлеб. Он содержит алкалоиды, близкие к ЛСД, способные вызывать сильнейшие галлюцинации, судороги и психические расстройства. Однако у отравления спорыньей есть и другие симптомы (гангрена конечностей, сильные боли), о которых хроники не упоминают.
- Религиозный экстаз. В Средневековье существовали секты «плясунов», которые ритуальными танцами доводили себя до состояния религиозного транса. Возможно, явление в Страсбурге стало извращенной формой такого культа, вышедшего из-под контроля.
- Комбинация факторов. Скорее всего, правда лежит на стыке всех версий. Отравление некачественным хлебом ослабило организм и психику людей, а тяжелейшие социальные условия создали идеальную почву для вспышки массовой истерии, которая и вылилась в форму коллективного неконтролируемого танца.
Наследие чумы
«Танцевальная чума» 1518 года была не единственной, но самой масштабной и документированной. Она служит мрачным напоминанием о могущественной силе человеческой психики и о том, как отчаяние и страх, помноженные на суеверия, могут порождать самые причудливые и ужасные формы коллективного безумия. Это история о том, что иногда самый страшный враг — не чума и не голод, а демон, сидящий в разуме толпы.
Будь добр, читатель, подпишись;)