Найти в Дзене
Navygaming Channel

"После 5 лет поиска оптимального технического задания на проектирование крейсера..."/3/ Разумная кооперация?

Продолжаем вспоминать одно из направлений восстановления русского флота после потерь в русско-японской войне. В данной статье обсуждаем отдельные вопросы, касающиеся восстановления крейсерских сил флота, в частности проектирование новых кораблей, которые должны были стать первыми "легкими крейсерами" русского Императорского флота. Окончание, начало ЗДЕСЬ и ВОТ ТУТ ...Итак, в ГУК был представлен «эс­кизный проект лёгкого крейсера в 6 500 т», который был признан удов­летворительным с незначительными за­мечаниями, вызвавшими увеличение водоиз­мещения до 6800-7000 т. 14 апреля 1912 года заводам, участвовавшим в конкурсе, разослали новые техничес­кие условия, содержащие ряд принципиально новых положений, которые и определили ход проектирования лёгких крейсеров. Как отмечает И.Ф.Цветков в своей книге: «Водоизмещение крейсера ограничива­лось 6800 т, а длина 156-158 м. Наряду с бронированием палуб вводились два бортовых бро­невых пояса из крупповской цементированной стали: верхний толщиной 25
Продолжаем вспоминать одно из направлений восстановления русского флота после потерь в русско-японской войне. В данной статье обсуждаем отдельные вопросы, касающиеся восстановления крейсерских сил флота, в частности проектирование новых кораблей, которые должны были стать первыми "легкими крейсерами" русского Императорского флота.
У крейсеров типа "Светлана" был сложный путь к флоту
У крейсеров типа "Светлана" был сложный путь к флоту

Окончание, начало ЗДЕСЬ и ВОТ ТУТ

...Итак, в ГУК был представлен «эс­кизный проект лёгкого крейсера в 6 500 т», который был признан удов­летворительным с незначительными за­мечаниями, вызвавшими увеличение водоиз­мещения до 6800-7000 т. 14 апреля 1912 года заводам, участвовавшим в конкурсе, разослали новые техничес­кие условия, содержащие ряд принципиально новых положений, которые и определили ход проектирования лёгких крейсеров.

Как отмечает И.Ф.Цветков в своей книге: «Водоизмещение крейсера ограничива­лось 6800 т, а длина 156-158 м. Наряду с бронированием палуб вводились два бортовых бро­невых пояса из крупповской цементированной стали: верхний толщиной 25 мм и нижний – 75 мм».
Легкий крейсер «Светлана», схема внешнего вида (завод «Руссуд»)
Легкий крейсер «Светлана», схема внешнего вида (завод «Руссуд»)

Как видно, в основу защиты кораб­ля был положен принцип неуязвимости от попадания снарядов и осколков артилле­рии эскадрен­ных миноносцев и лёгких крейсеров. Главная артиллерия была представлена пятнадцатью 130-мм орудиями с башенноподобными или коробчатыми щитами.

В качестве главных механизмов планировалось установить четыре комби­нированные турбины Кертиса (каждая тур­бина в одном корпусе) и расположить их в четырёх машинных отделениях. Частота вращения турбин ограничивалась 450 об/мин на полном ходу. Технические усло­вия предписывали применить на крейсере котлы типа Ярроу: шесть универсальных и семь чисто нефтяных. Расход пара не дол­жен превышать 0,8-0,85 кг/л.с. Контрактная скорость корабля сохранялась прежней – 30 узлов, а вот величина скорости при форсировании определялась «интересно».

Цветков отмечает: «…требование к форсированной скорости осталось без изменений: «при форсированном действии всех котлов и механизмов скорость, какая получится».
Постройка крейсеров 1914-1915 года (РБСЗ), первые шпангоуты
Постройка крейсеров 1914-1915 года (РБСЗ), первые шпангоуты

В итоге на конкурс в июле были пред­ставлены эскизные проекты Путиловского завода, Ревельского Русского общества по изготовлению снарядов и военных при­пасов (Русско-Балтийского) и казённого Адмиралтейского завода. В августе 1912 года они были рассмотрены, и лучшим по обеспеченности бортового бронирования признали проект Адмиралтейского завода, а по надёжности защиты носовой части – проект Ревельского завода. По итогам конкурса в середине сентября 1912 года было принято решение поручить Путиловскому и Ревельскому за­водам разработать совместный окончатель­ный проект лёгкого крейсера и представить его на утверждение Морскому министерст­ву в октябре 1912 года.

26 октября состоялось расширенное заседание Технического со­вета, на котором совместный проект путиловцев и ревельцев был утверждён. После пяти лет поиска оптимального технического задания на проектирование крейсера в течение одного года проект был разработан и утверждён.

Корпус крейсера «Адмирал Грейг» на стапеле, 1915 год
Корпус крейсера «Адмирал Грейг» на стапеле, 1915 год

В соответствии с утверждённым проектом крейсер имел следующие характеристики: водоизмеще­ние 6 800 т, длина по ГВЛ 154,8 м, ширина 15,35 м, осадка 5,6 м, отношение длины к шири­не 10,1, мощность механизмов 50 000 л.с, скорость 29,5 уз, нормальный запас топлива 500 т нефти и 130 т угля (1 167 т –полный), дальность плавания 2 000 миль (24 узловым ходом), вооружение 15х1-130/55-мм орудий и два подводных тор­педных аппарата, главный броневой по­яс – 75 мм.

После утверждения проекта каждый из двух заводов приступил к детальной разработке проек­та, а заодно провели расчёты его стоимости. В итоге к началу 1913 года стороны пришли к соглашению, и окончательная цена за один крейсер составила 8,3 млн. рублей.

Но процесс проектирования на этом не был закончен. Как мы помним, согласно «Большой судостроительной программы» для Черноморского флота также планировалось построить четыре лёгких крейсера, и очевидно, что их должны были строить там же. Но как мы знаем «Руссуд» и ОНЗиВ отказались от участия в конкурсе, однако их руководство вполне обоснованно считало, что когда проект корабля будет готов, то они с большой долей вероятности смогут получить заказ на строительство лёгкого крейсера уже по утверждённому проекту. И они оказались правы.

Корпус крейсера «Адмирал Нахимов» перед спуском на воду
Корпус крейсера «Адмирал Нахимов» перед спуском на воду

Проект крейсера Путиловского и Ревель­ского заводов стал основой для создания лёгкого крейсера на южных заводах. В начале марта 1913 года руководство «Руссуда» и ОНЗиВ получили чертежи лёгкого крейсера для Балтийского моря для изучения и выработки своих предложений о сто­имости и сроках постройки таких же крей­серов для Чёрного моря. Особую активность проявило руководство «Руссуда», по расчётам которого ориентировочная цена крейсера составляла более 10 млн. руб. Интересно, что в отличие от балтийских заводов южные заводы подключили для проектирования и строительства новых кораблей иностранных партнеров, что в принципе допускалось условиями контракта.

Так «Руссуд» заключил соглашение с английской фирмой «Дж. Браун» об оказании техниче­ской помощи в проектировании и пост­ройке лёгких крейсеров. Фирма брала на себя обязательство испытать в своем бассейне модель лёгкого крейсера, изготовленного по теоретическому чертежу «Руссуда», определив при этом необхо­димую мощность механизмов, а затем спроектировать полностью всю энергети­ческую установку, отдельные части меха­низмов, которые не могли быть изготов­лены в России, также заказывались фир­ме «Дж. Браун».

Корпуса крейсеров «Адмирал Бутаков» и «Адмирал Спиридов», Путиловская верфь, 1915 год
Корпуса крейсеров «Адмирал Бутаков» и «Адмирал Спиридов», Путиловская верфь, 1915 год

Изучив проект «крейсера для Балтий­ского моря», руководство «Руссуда» выска­зывало сомнение в том, что при водоиз­мещении 6800 т можно будет выполнить все условия ТЗ, в первую очередь отметив, что при водоизмещении 6800 т лёгкий крейсер может развить не более 27,5-28,0 узлов.

В итоге основные проектные тактико-техничес­кие элементы черноморских крейсеров несколько отличались от балтийских: водоизмещение 7600 т, длина 163,2 м (по ГВЛ), ширина – 15,7 м (с бронёй) осадка – 5,58 м; мощность четырёхвальной ПТУ – 55 000 л.с. (14 котлов), скорость до 29,5 уз. Состав воору­жения такой же, как и у балтийских крейсеров, бронирование в основном бы­ло то же, но броневые пояса удлинялись за счёт увеличения длины корпуса. Летом 1913 года вопрос по стоимости нового крейсера наконец был решён (сошлись на сумме в 8 600 000 рублей), и эскизный проект «лёгкого крейсера для Чёрного моря» был утверждён (табл.1).

-7

Несмотря на такую «запутанную» историю с проектированием крейсера должны были получиться одинаковыми за исключением энергетических установок. Поскольку опыта создания паротурбин­ных установок для крупных кораблей у за­водов-строителей не было, они были вы­нуждены были обратиться к иностранным фир­мам. Поэтому корабли разных заводов различались типами турбин и котлов. На крейсерах Путиловского завода стояли турбины Парсонса, на Ревельских – турби­ны системы «Кэртис-АЕГ-Вулкан», на чер­номорских крейсерах – «Браун-Бовери-Парсонс».

Корпус крейсера «Адмирал Грейг» и «Профинтерн» на Балтийском заводе
Корпус крейсера «Адмирал Грейг» и «Профинтерн» на Балтийском заводе

Работа над проектами крейсеров про­должалась и во время строительства (традиционно!). В декабре 1915 года ГУК потребовало увеличить предельные углы возвышения 130 мм орудий до 30°. Это влекло за со­бой устройство специальных банкетов под орудия и введение дополнительных подкреплений, что в свою очередь увеличи­вало массу корпуса и рост водоизмеще­ния, а также вело к изменению метацентрической высоты. Были изменения, касающиеся структуры баковой надстройки крейсеров. Но большие переделки должно было вызвать требование ГУК о размещении на крейсерах двух гидроаэропланов. Пред­полагалось разместить на крейсерах по два гидросамолёта, для этого необходимо было устроить пло­щадки между второй и третьей трубами, установить краны и выгородить каюты для лётчиков.

Но в итоге процесс строительства лёгких крейсеров для русского флота сдвинулся с мёртвой точки. Приказом по морскому ведомству от 28 сентября 1913 года лёгким крейсерам Ревельского завода были присвоены наименования «Светлана» и «Адмирал Грейг», крейсерам Путиловской верфи – «Адмирал Бутаков» и «Адмирал Спиридов». Закладка этих кораблей состоялась 16 ноября 1913 года на больших стапелях Путиловской верфи и 24 ноября – на стапелях Ревельского завода. Впереди эти крейсера ждали все этапы строительства, и на тот момент ещё никто не мог предположить, что только единственному из этой четверки удастся войти в строй флота в своём изначальном качестве.

Крейсер «Светлана» на достройке, на первом плане эсминец «Гавриил», апрель 1915 года
Крейсер «Светлана» на достройке, на первом плане эсминец «Гавриил», апрель 1915 года

Для первых двух крейсеров для Чёрного моря 21 сентября 1913 года были утверждены названия: «Адмирал Нахимов» и «Адмирал Лазарев», а их закладка состоялась на стапелях «Руссуда» 19 октября 1913 года – как видим, в вопросах организации строительства черноморцы оказались более оперативными. Причём, интересно, что ещё на этапе проектирования крейсеров «Руссуд» и ОНЗиВ рассматривали вариант тесного сотрудничества в строительстве этих крейсеров. И после закладки кораблей эти намерения были закреплены документально – между «Руссудом» и ОНЗиВ быо достигнуто соглашение о разделении между ними работ по строительству кораблей. Оба корпуса должен будет построить «Руссуд», а механизмы – ОНЗиВ, о чём был извещен ГУК.

В июне 1914 года были выделены дополнительные средства на постройку второй пары крейсеров: «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов». Причём на этот раз контракт на строительство первого крейсера был заключен с ОНЗиВ, а второго – с «Руссудом». Закладка этих кораблей состоялась 11 ноября 1915 года, но так же, как и с балтийскими крейсерами, не всем из четырёх кораблей удалось войти в строй. Впереди у каждого из заложенных крейсеров будет свой путь - к флоту, к морю или "иголкам". Так распорядилась история...

Стапели «Руссуда»
Стапели «Руссуда»

Продолжение будет чуть позже.

P.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).

Источники: 1.Campbell, J. Naval Weapons of World War Two. – Naval Institute Press,
Annapolis, Maryland. – 2002.– 403 с.; 2.Апальков, Ю.В.ВМС Германии 1914-1918.
Справочник по корабельному составу/ Ю.В. Апальков //Морская коллекция, №
3 (9) – 1996.– 32 с.; 3.Балакин, С. ВМС Великобритании. 1914-1918.
Справочник по корабельному составу/ С.А.Балакин // Морская коллекция, № 4 (33) –1995. – 32 с.; 4.Васюнькин, В. Крейсера Советского Военно-Морского флота. 1856-1917 годы. Часть 1/ В.В.Васюнькин.- СПб: Галея-Принт, 2014.- 152 с.;
5.Гущин, А. Курс, проложенный огнем/А.М. Гущин.- М.:Воениздат МО
СССР, 1964.- 100 с.; 6.История отечественного судостроения. В пяти томах.
Т.2. Паровое и металлическое судостроение во второй половине ХIХ в./
Р.М.Мельников. Сост. Б.Н.Малахов. – СПб.: Судостроение, 1996. – 544 с.;
7.Крестьянинов, В. Крейсера российского императорского флота. 1856-
1917 годы. Часть 2/ В.Я.Крестьянинов.- СПб: Галея-Принт, 2009.- 256
с.; 8.Кузнецов, Л. Судьба крейсера «Адмирал Бутаков» /Л.А.Кузнецов//
Гангут, № 2.- 1991.- С.65-76.; 9.Лисицын, Ф.В. Крейсера Первой мировой:
уникальная энциклопедия /Ф.Лисицын. - М.: Яуза: ЭКСМО, 2015.- 448 с.;
10.Скворцов, А. Крейсер «Красный Кавказ».1911-1945/А.В.Скворцов. -СПб:
Галлея-Принт, 2005.- 72 с.; 11.Цветков, И. Гвардейский крейсер «Красный
Кавказ»/ и.Ф.Цветков.- Л.: Судостроение, 1989.- 264 с.; 12.Чернышев, А.
Гвардейские крейсера Сталина – «Красный Кавказ», «Красный Крым»,
«Червона Украина»/А.А.Чернышев. – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013. – 176 с.;
13.Широкорад, А. Советская корабельная артиллерия /А.Широкорад.-
М.:М.Свирин, СПб: Велень.- 1995. – 80 с.; Материалы с интернет-ресурсов.