Количество зарегистрированных пользователей перевалило за 35 миллионов человек
Страшилок о национальном мессенджере MAX ходит уже достаточно. Функционал платформы обширный: от обычных звонков и чатов до возможности переводить деньги собеседнику и цифрового ID. И вместе с тем приложение окутано мифами, которые заставляют пользователей с тревогой поглядывать на отечественную разработку. Но есть ли реальные поводы беспокоиться?
Уже сегодня количество зарегистрированных пользователей в MAX перевалило за 35 миллионов. Хотя зарубежные мессенджеры по-прежнему остаются на лидирующих позициях, отечественная площадка не отстает.
Однако есть те, кто уверен, что MAX – шаг на пути к «закрытому» рунету, да еще и платформа для слежки за россиянами! Ходят байки и о том, что его установление на телефон принудительное, а само использование – небезопасное.
Не верить сказкам
Мифы о MAX на полях форума современной журналистики «Вся Россия – 2025» развенчал председатель Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Боярский.
В первую очередь он отметил, что волнение и даже хейт в адрес национального мессенджера – ожидаемая реакция, ведь MAX всего несколько месяцев. Россия уже проходила через подобное, когда вводила отечественную платежную систему МИР, и успешно адаптировалась, потому что разработка зарекомендовала себя. Пройдет время, и мессенджер станет совершенно привычным для нас приложением.
Но сегодня пользователи опасаются, что из-за интеграции с «Госуслугами» MAX будет собирать слишком много конфиденциальной информации. Что через него вообще можно подглядывать за тем, что делает человек, и полностью отслеживать цифровой след.
– Конечно, никто ни за кем не следит. Как минимум, обрабатывать такой массив данных – технически неосуществимая задача. Нужно ЦОДы строить, чтобы таким образом обработать информацию о жителях хотя бы одного города. Это всё сказки, – сказал Сергей Боярский.
Также он отметил, что связь с «Госуслугами», напротив, поможет обезопасить пользователей МАХ от контактов с мошенниками. А вскоре на постоянной основе можно будет пользоваться и цифровым ID – альтернативой бумажным документам станет QR-код из приложения.
– Я считаю, что престиж деанонимизации должен возрастать. Мне, как депутату, это особенно важно. На какие обращения мы с коллегами должны реагировать в первую очередь: от анонимных пользователей с котиками на аватарках или настоящих людей с верификацией? Для меня ответ очевиден. Таким образом будет расширяться и доверенный круг общения, и это можно использовать в борьбе с мошенничеством. Например, ребенку или пожилыми родителям в мессенджере обозначить, что им могут писать и звонить только люди с «галочкой». А это уже гарантия, что человек проверенный, – добавил глава комитета.
При этом ни о каком принудительном использовании МАХ речи не идет. С 1 сентября его предустановка обязательна на всех смартфонах, которые продаются в России. А вот пользоваться мессенджером или нет – решать пользователю. Да, туда переходят рабочие и школьные чаты для создания единой цифровой экосистемы страны. Но зарубежные аналоги с рынка не уходят, и МАХ – их альтернатива.
– Делать нужно не вместо, а вместе. Отключить Whatsapp* и Telegram, чтобы все побежали в МАХ – неправильно. Думаю, полгода-год, и картина поменяется сама, пена сойдет, мифы рассеются. МАХ – межсоциальная кровеносная система, у него российские разработчики и серверы. Увы, друзей за рубежом у нас нет. И если нам отключат иностранные мессенджеры, есть альтернатива, которую к тому же всё больше наделяют уникальными конкурентными преимуществами, – подчеркнул Сергей Михайлович.
Только русские «айтишники»
И тюменцы всё чаще осваивают МАХ. Оценил функционал платформы и депутат Тюменской городской Думы Павел Девайкин. Его особенно порадовало качество звонков, которое, кстати, остается хорошим даже при условии перебоев сотовой связи.
– MAX уже не отличается от Whatsapp* по функционалу. И, как говорят специалисты, скоро не будет отличаться и от Telegram. Тут скорее вопрос пользовательской привычки. Меняются они долго, но мне кажется, у национального мессенджера – хорошие перспективы. Тем более, когда с помощью MAX можно общаться с государственными сервисами, – подчеркнул Павел Девайкин.
О предубеждениях относительно МАХ он тоже слышал. Но относиться к ним стоит с не меньшей настороженностью. Вопрос цифрового суверенитета России – одна из приоритетных задач развития государства. В стране есть своя платежная система, маркетплейсы, сотовые операторы. И создание национального мессенджера продиктовано вызовами времени.
– Что бы там ни говорили, он нам нужен. И не случайно многие страны вовсю начинают создавать свои программы. Я бы сказал отличие MAX, как и всего нашего IT, – это бешеная скорость развития. За считанные месяцы запустить такую глобальную систему, так быстро вносить в нее изменения, реагировать на проблемы и вопросы – это могут только русские «айтишники», – отметил Павел Николаевич.
Первые в округе
Помимо прочего, мессенджер МАХ активно становится частью российского медиапространства. На платформе уже появились каналы губернатора региона Александра Моора, главы города Максима Афанасьева. СМИ и популярные блогеры тоже постепенно изучают функционал площадки.
Вот и проект «Голышманово: телевидение и радио» первыми в округе запустили канал в МАХ. Правда, пока создание таких страниц доступно не всем.
– На данном этапе тестирования каналы создаются через специальный чат-бот. Доступ к нему могут получить владельцы пабликов с отметкой А+ на других популярных платформах, – объяснил директор информационно-издательского центра «Голышмановский вестник» Владислав Удилов. – Создание канала в МАХ происходит в несколько этапов: необходимо подтвердить номер телефона, он же должен быть указан при регистрации в Роскомнадзоре страницы А+. Обязательна ссылка-подтверждение, что паблик присутствует в перечне РКН. Если все условия соблюдены, то канал появляется в MAX с аналогичным названием и юзернеймом. Да, вопрос не решается в пару кликов, процедура занимает 5–7 минут, но бот дает подсказки на каждом этапе. Запутаться сложно. Вероятно, при массовом запуске каналов процедуру упростят.
Готовы в Голышманово и к продвижению новой коммуникационной площадки. Сейчас команда работает над концепцией и форматом контента в МАХ, который пока в основном дублирует ленту из Telegram. В канале «Голышманово: телевидение и радио» уже 63 подписчика, и они активно делятся реакциями в сообщениях и оценивают посты.
– Не думаю, что продвижение ресурса будет кардинально отличаться от иных площадок. Важно быть интересным, оперативным и достоверным источником информации для аудитории. Тогда она будет шириться, – отметил Владислав.
*(принадлежит организации Meta, которая признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)