Представился мне воображаемый разговор продюсера Федора Бондарчука и режиссера Жоры Крыжовникова. Знаешь, Федор, говорит Жора, хочу снять сериал о том, как в начале нулевых приезжает в Москву провинциалка Ксюша с малолетним ребенком, проваливает экзамены в институте, зато находит подруг на всю жизнь: оторву Машу, что мечтает удачно выйти замуж за иностранца, и положительную Олю, что учится в медицинском и подрабатывает в ресторане фаст-фуда. Ксюша, у которой фамилия - Лаврова, а отчество - Сергеевна, знакомится с парнем из телецентра, и тот быстро соображает, что Ксения Сергеевна Лаврова - "нога того надо нога", и без большого труда соблазняет девушку из Самары с вполне "осязаемыми" для нее последствиями. Постой, говорит Бондарчук, мне это что-то напоминает... Ах да! Это же... Правильно, подхватывает Жора, и название оставим - "Москва слезам не верит", только добавим что-то вроде рекламного слогана (ведь мы не в СССР 70-х!) - "Все только начинается". Так завлекательнее - прямо как "Бэтмэн. Начало"!
Жора, отвечает Федор, ты же понимаешь, с какой субстанцией нас смешают? Любимый советский фильм - и контент для онлайн платформы? Федя, парирует Жора, любое упоминание нам в пользу, кроме некролога. Ну, назовем мы сериал, допустим "Москва. Нулевые" и что? А пусти за копейки слух о том, что автор "Слова пацана" снимает римейк-переосмысление любимой киноленты, представляешь, какое бесплатное сарафанное радио мы себе обеспечим? Сколько кликов, комментов? Сколько реакций?
Разговор, конечно, гипотетический и сразу предупрежу- рожденный фантазией автора. Но давайте честно - определенная логика присутствует. Что подтверждается практикой: задолго до выхода сериал уже подогрел градус полемики и сетевого хейта, что работает лучше любой рекламы.
Не избежали и мы с женой влияния критики из разряда "еще не видел, но уже осуждаю". Накануне, врать не буду, приступая к просмотру первых четырех эпизодов (растянутая версия первой серии фильма Меньшова), мы были заранее настроены не то чтобы сильно позитивно.
И поначалу казалось, что наши анти-ожидания оправданы. Во всяком случае, первый эпизод мы, можно сказать, преодолевали. Судите сами, если еще не смотрели. Провалив экзамены, Ксюша знакомится с Машей, они бегут на прослушивание "Фабрики звезд" в Останкино, проваливают и его, знакомятся с музыкальным продюсером Владом, потом отправляются в ресторан фаст-фуд сети. И тут, увидев пластикового клоуна, Ксюша выхватывает камеру-"мыльницу" и, захлебываясь от восторга, просит ее "сфоткать" с рекламной фигурой. Вы шутите? - через десять лет после запуска франшизы в России девушка из провинции впадает в экстаз при виде Рональда-Макдональда? Симпатичный парень предлагает сфотографировать обеих подружек, заодно и сумку подержать... что приводит к пропаже кошелька со всеми сбережениями Ксюши. Милая девушка на кассе предлагает подругам не платить за бургеры, в результате чего строгий менеджер выгоняет ее с работы... Так формируется тройка верных подруг.
Я понимаю, что Жора и Федор стремились осовременить классический сюжет и сделать его более актуальным для современной аудитории. Однако "усложнение" персонажей, на мой взгляд, выглядит, мягко говоря сомнительным. Так, например, нам предлагается эпизод, где Ксюша ворует еду в продуктовом магазине. Да-да, в прямом смысле слова - она с помощью сына (!!!) -занимается самым банальным воровством, то есть совершает уголовное преступление...вовлекая собственного ребёнка. Потом - тоже в компании сына - Ксюша ворует джинсы на отрытом рынке. Такая теперь "Катя Тихомирова". А когда положительная Оля на кассе ресторана предлагает Ксюше и Маше бесплатные бургеры, она, видимо, собирается компенсировать их стоимость из собственной зарплаты? Как бы не так - она намеревается не пробивать чек, то есть попросту обокрасть работодателя. Более того, когда ее выгоняют, "подруги" у черного хода, опрокидывают на землю привезенные в ресторан продукты. Хотели обмануть, украсть, пожрать на халяву - а "виновата" еда для тех, кто готов честно платить? На этом фоне разбитная Маша, которая "всего-навсего" позволяет богатому иностранцу, живущему в высотке на Котельнической набережной, угощать себя в дорогих ресторанах и дарить хорошие подарки, выглядит образцом моральности.
Скажу прямо, на подобных эпизодах язык чесался предложить жене прекратить просмотр. Но мы - зрители упорные, и - знаете что? - неожиданным образом постепенно начали погружаться во "вселенную Жоры Крыжовникова". Мы обратили внимание, что все чаще и все дольше смеемся, что потихоньку развитие сюжета затягивает, становится веселее и вроде бы даже остроумнее. И тут приходится признать: Жора Крыжовников умеет развлекать, комедийные эпизоды ему действительно удаются. Вот, к примеру, на съемной квартире сосед девушек - забавный компьютерщик-толкиенист. В какой-то момент он затаскивает их на сходку фанатов "Властелина колец", и потешная схватка с игрушечным оружием - реально очень смешная сцена. Еще один пример - линия бабника-хирурга, в которого как будто безнадежно влюблена "простая и хорошая" Оля. Мое почтение актеру Бурковскому - на мой взгляд, это лучшая актерская работа в сериале. Бурковский, кажется, лучше всех понимает природу происходящего, играя весело, ярко, как будто понимая, что это все невсерьез, это, извините за выражение, контент для стриминг-платформы.
В общем, скажу, возможно, неожиданное - четыре эпизода подряд пролетели незаметно. Ладно, обойдемся без преувеличений - почти незаметно. А далее повторилось ровно то же самое, что случилось с нами на "Слове пацана". Накануне мы вполне весело просмотрели четыре эпизода из 50-х... - простите - из нулевых. А наутро почти полностью их забыли, целых четыре серии просто вылетели из памяти. Конечно, мы помним содержание и персонажей, но не прошло и суток - а мы уже не ощущаем ровно никакой эмоциональной связи с тем, что увидели. Посмотрели - и посмотрели. Неплохо провели время - и все, никаких "эстетических" последствий.
Я попытался понять, в чем дело и нашел свое объяснение. Как всегда, предупреждаю - основанное исключительно на собственном мнении. Что отличает фильм "Москва слезам не верит"? На мой взгляд, не великая режиссура или беспримерное операторское искусство - а любовь. "Москва слезам не верит" - не просто оскароносная классика советского кино. Это фильм из разряда любимых. Его любят - поколение за поколением. И это не случайно. Сценарист Игорь Черных и режиссер Владимир Меньшов любили своих героев - это видно по каждому эпизоду и по каждому кадру. Они с любовью воспроизводили эпоху своей юности - 50-е. Они с любовью подбирали актрис и актеров на все роли. Они с любовью снимали дачные "шесть соток", жизнь в общаге, московское метро и столичные улицы. Они переживали за всех героев, даже не самых "хороших" - и это чувство передавалось (и передается до сих пор) миллионам людей.
Еще один принципиальный момент оригинального фильма, его первой серии - дух времени, любовно перенесенный на экран авторами. Черных и Меньшов дали почувствовать аромат противоречивой эпохи и тем, кто тогда жил, и тем, кто, как я, родился в конце 60-х. Общежитие для лимитчиков - и роскошные апартаменты профессора Тихомирова в высотке на площади Восстания, несущаяся отовсюду "Джамайка" - и суровые дружинники на улицах, Недели французского кино и восторженная толпа, приветствующая "звезд" легендарного "Современника", фантастически остроумное камео Смоктуновского и частушки на ТВ - 50-е вставали перед глазами как живые.
А что интересного поведал нам Жора Крыжовников об эпохе ранних 2000-х? Ничего, на мой взгляд. Да, налицо внешние приметы времени. Центровой кинотеатр, на котором рядом с привычной "Россией" уже висит вывеска "Пушкинский", фаст-фуд, вещевой рынок, толкиенисты - и все. Черных и Меньшов рассказывали прочувствованную историю о том, как "врастают" в Москву и учатся ходить "на концерт", а не "в концерт" вчерашние деревенские и провинциалы. У Крыжовникова - набор гэгов и комедийных эпизодов. Москва нулевых у Жоры выглядит на удивление похожей на столицу из фильма "Жара" 2006-го года, который продюсировал тот же Бондарчук - все молоды, красивы, веселы, разве что в ленте почти 20-летней давности герои не пели и не пускались в танцы на фоне вылизанной гламурной картинки.
Кстати, в сериале Крыжовникова это главное стилевое нововведение: "Москва слезам не верит" в версии 2025 - как будто бы мюзикл. Со времен "первой караоке-комедии" кто-то убедил Жору, что он хорошо умеет снимать музыкальные номера и интегрировать их в ткань фильма. И если оригинальная "Москва", что "слезам не верит" сопровождалась в основном мелодией про Александра, Александру и Садовое Кольцо, то новый сериал регулярно прерывается (да-да, прерывается) вставными музыкальными аттракционами. Кого-то они могут впечатлить, но у меня проблема - слишком хорошо знаком с классическим голливудским мюзиклом и неплохо представляю, что такое настоящий сплав сюжета, песни и танца. Уверяю: Жора - не ас в этом деле.
Меньшов снимал фильм, который на пару часов должен был перенести зрительный зал в мир мечты и счастья. Жора Крыжовников хладнокровно производит контент с музыкой. Возможно, вы удивитесь, что я ни разу не упомянул молодых актрис сериала. Это не случайно. Попробуйте мысленно поменять местами Ирину Муравьеву и Веру Алентову, любую из них - с "простушкой" Тосей, Раисой Рязановой. Бред ведь, не правда ли? Проделайте то же упражнение с сериалом Крыжовникова - и с небольшими поправками ничего не изменится. Это по сути дела три одинаковых актрисы, посещающих одни и те же салоны красоты, фитнесс- и веллнесс-клубы. Худые, ухоженные, поджарые, спортивные - имя им нынче легион! Они же почти не отличаются друг от друга - даже визуально!
Что я в итоге могу сказать про "первую серию" творения Крыжовникова? На мой взгляд, честно - это вполне смотрибельный, местами веселый, местами очень смешной продукт. Мы с женой посмотрели его не без удовольствия. Посмотрели - и забыли. До следующих четырех эпизодов - то есть второй серии оригинального фильма. Тогда и составим финальное мнение. Пока оно простое - контент, он для того и контент, чтобы посмотреть, развлечься и через минуту забыть. Не правда ли?