Найти в Дзене

И снова на тему Айкидо. Какое оно бывает.

Побрюзжим? )) «Любая работа кажется легкой, когда её делает кто-то другой» В процессе собственной многолетней работы, периодически встречаясь с различными проявлениями айкидо, с различными их школами, стилями и инструкторами, мне постепенно перестало быть интересным подразделять всё это на плохое и хорошее. Да, где-то не нравится работа инструкторов или учеников, где-то откровенно попахивает шарлатанством или недостаточной квалификацией, где-то наоборот всё достаточно неплохо, где-то занимаются профессионально и вообще вопросов нет. Различия в целом всегда очень серьёзные. Это как раз к вопросу о том, что не существует единого айкидо, оно очень разное. От додзё к додзё, от инструктора к инструктору. Естественно, я имею ввиду «проблему на местах», так как к исходным школам, а точнее их источникам, вопросов практически нет. Дело в том, что, чаще всего, на поверхности, в пределах максимальной видимости и доступности к ознакомлению, лежит так называемое «поп айкидо». По аналогии с ММА, где

Побрюзжим? ))

«Любая работа кажется легкой, когда её делает кто-то другой»

В процессе собственной многолетней работы, периодически встречаясь с различными проявлениями айкидо, с различными их школами, стилями и инструкторами, мне постепенно перестало быть интересным подразделять всё это на плохое и хорошее. Да, где-то не нравится работа инструкторов или учеников, где-то откровенно попахивает шарлатанством или недостаточной квалификацией, где-то наоборот всё достаточно неплохо, где-то занимаются профессионально и вообще вопросов нет. Различия в целом всегда очень серьёзные. Это как раз к вопросу о том, что не существует единого айкидо, оно очень разное. От додзё к додзё, от инструктора к инструктору. Естественно, я имею ввиду «проблему на местах», так как к исходным школам, а точнее их источникам, вопросов практически нет.

Дело в том, что, чаще всего, на поверхности, в пределах максимальной видимости и доступности к ознакомлению, лежит так называемое «поп айкидо». По аналогии с ММА, где есть куча профессиональных организаций, любительское ММА и, так называемое, «поп ММА». В чем различия? Профессионалы себе занимаются, и, по большому счету, остальные им не интересны. Там свой отдельный мир. У любителей это просто способ фитнеса, который им наиболее близок. Одним ближе легкий, не напрягающий процесс, другим нравится потягать железо, побиться с партнёром в перчатках, поваляться в партере и так далее. А есть так называемый «поп ММА», где все делается ради хайпа и денег непрофессионалами. Шоу из ничего, но максимально ярко и громко. Эта тема стала очень популярной. В айкидо происходит примерно то же самое. Поэтому, в современных условиях будет корректнее говорить о том, что условно существует айкидо для профессионалов, поп айкидо, а также айкидо любительское.

В случае с профессиональным подходом все понятно. В это даже углубляться нет смысла, а вот про два других явления можно поговорить отдельно. Что такое любительское айкидо? Данный пласт может существовать как внутри профессионального додзё, так и вполне самостоятельно. Но, в обоих случаях, это люди без всяких амбиций, которые просто приходят позаниматься «идеей», причём, естественным образом, ближе им именно те из них, которые пропагандирует конкретная школа и конкретный инструктор. Вне зависимости от того, «зубастая» школа или «беззубая», есть там намёк на сопряжение со здравым смыслом и реальностью или нет, для совершенно обычного человека это просто возможность прийти, позаниматься в любое удобное время, каким-то образом к этой теме приобщиться. Именно как к частице восточной культуры, частице ТБИ, то есть, вот в этом антураже, почувствовать себя лучше, чем если вообще не ходить никуда. И вряд ли можно ругать такой подход, так как именно это и есть путь подавляющего большинства. Да и чего уж греха таить, если поменять «айкидо» на любой другой вид БИ или спорта, картина мало изменится.

«Поп-айкидо» это несколько другая тема. Там люди в крайней степени популяризируют то, что они делают, ведь это их хлеб, но за этим нет профессиональной составляющей. Дело в хайпе на «модной теме», максимальном медийном освещении и пафосности, вне зависимости от качества контента. Называть такую деятельность «Айкидо» язык не повернется, но как уже упоминалось, это явление хоть и на виду, но не стоит ни малейшего серьёзного внимания. Если уж кому хочется быть клоунами, пусть будут.

Обычно айкидо очень много ругают за то, что оно показушное, нереалистичное, что такие атаки, какие применяются в айкидо, в реальной жизни не существуют, и так далее. Здесь вообще можно отметить, что, если хочется разочароваться в айкидо, ничего о нем не зная, надо посмотреть и почитать десяток первых ссылок в результатах поиска. Популяризация любого явления, любого направления происходит именно благодаря тому, что больше всего на виду. А что у нас на виду больше всего? Я имею ввиду видеоролики, статьи и так далее. В основном, это самые обычные школы сообщества Айкикай как самого массового айкидо, а также всевозможные фрики. Соответственно, именно по этим проявлениям и судят об айкидо в целом. Ведь судят по массе, а не профессионалам, а масса ой какая разнородная. Отсюда и появляются всевозможные домыслы, шутки, мемы и так далее.

Когда Айкидо перестаёт быть боевым искусством, оно попросту становится поп-айкидо. Сохраняется внешний антураж, а, кроме этого, не остаётся буквально ничего. И получается своеобразная имитация. Но даже имитация удобна многим людям, она у них популярна, поэтому в такие «школы» идёт очень много людей, особенно учитывая то, что в последнее время эта система начала привязываться к спорту, вопреки всем основам, которые закладывались при создании Айкидо. В России, в некоторых странах Европы все чаще и все больше внедряются соревнования, все больше Айкидо интегрируется в соответствующие министерства спорта. А спортивная система выгодна. Это непаханое поле для огромных амбиций и безграничный потенциал для различных свершений. То есть люди, которые вписываются в эту систему, изначально понимают, что серьёзного им ничего не достичь. Я имею ввиду профессиональный план, поэтому можно достигать за счёт придуманных ими же соревнований по их же правилам. Конкурентов на этом поле практически нет, то есть во всех других видах спорта уже все ниши заняты, а тут появляется прекрасная новая возможность. Развить новый сектор соревнований, новый сектор получения дотаций, финансирования званий и так далее. Ну, не будем забывать про соответствующие пенсии и выплаты тренерам за получение медалей их учениками, судейские категории и так далее.

Но все-таки, что в первую очередь важнее всего? Это разница между имитацией и реалистичностью в изучении айкидо. Собственно, это и есть та самая грань, которую обычно не пересекают критики. Чаще всего они судят о том, что они видят больше всего, так как профессионалы обычно находятся в тени.

В чем заключается проблема большинства современных школ айкидо? В основном это проблема передачи, о которой я уже много раз писал, и проблема эта заключается в том, что до обычных практиков всё доходит в крайне искажённом виде. То есть люди очень сильно углубляются в собственные фантазии. У адептов таких школ полностью отсутствует понимание удара, да и в принципе реалистичной атаки. Скорее, это выглядит с точки зрения профессионалов, как некий театр по взаимной договорённости. То есть количество условностей настолько превышает степень реалистичности, что некоторые эпитеты, которые чаще всего в интернете отпускаются по поводу айкидо, можно даже признать вполне себе обоснованными. И здесь отрыв от реалистичности не является специальным и сознательным. Скорее люди просто стремятся пребывать в комфортных условиях, заниматься своим делом, чтобы им при этом никто не мешал, а еще лучше - поддерживал.

Очень многие обыватели склонны присоединяться именно к иллюзии, к театру. Им так хорошо. Впрочем, такой подход никакой адекватной проверки не выдерживает, ведь стоит поставить укэ из нормальной школы, который будет атаковать, и «человек-комфорт» просто не сможет ничего сделать. По нему попадёт первый же удар, он не успеет среагировать, потому что изначально у него не отрабатывались такие вещи, как корректный тайминг, дистанция, он не понимает разницу между атэми и ударом, он не знает, как нормально двигаться. Также он не готов к иным скоростям кроме привычных медлительных и неторопливых, не готов реально энергично упасть и страховаться, если его будут бросать по-настоящему (привет, ленивые тренировочные перекаты). Его этому просто не учили. Естественно, что результат деятельности таких школ является очень слабым и, с одной стороны, можно это ругать. С другой стороны, такое явление можно принять как объективный факт. То, что многие школы айкидо предлагают именно имитацию, особенно за пределами Японии, никого, в общем то, по большому счёту, не смущает. Тех же, кто хочет заниматься профессионально, больше соответствовать какой-то реалистичности и так далее, их в принципе намного меньше.

Поэтому сейчас наблюдается огромный провал посещаемости в профессиональных школах, где инструкторы действительно стараются подготовить людей буквально ко всему. Изначально любая школа айкидо это предполагает, особенно если посмотреть на инструкторов, соответствующих Хомбу, в том числе Айкикай. Просто люди не готовы в основной массе работать в режиме, предполагающем огромный труд, а не его эрзац. Поэтому здесь необходимо чётко разделять, с каким контингентом мы имеем дело, что это за люди, и с каким уровнем профессионализма они работают, а уже потом пытаться оценивать результаты соответствующего вида деятельности.

В любой разновидности айкидо так или иначе говорится о понятии гармонии. Откуда на самом деле оно проистекает? Гармония - это не о том, чтобы вместе синхронно нюхать цветочки 1,5 часа после работы. Те же воздействия и падения очень часто бывают крайне жёсткими. И гармония здесь, в том, чтобы взаимодействие партнёров было (именно с точки зрения обучения) достаточно жестко обусловленным, а с точки зрения практики очень синхронизированным. Тогда элемент травматизма уходит без потери смысла происходящего. Отсюда все эти порой достаточно красивые полёты, да и вообще весомая доля «акробатики» в тренировках айкидо. Это просто возможность изучать технику в полную силу. И чем грамотнее ассистент, тем лучше. Хотя там, где реалистичность происходящего полностью отсутствует, остается только акробатика, да и та оставляет желать лучшего, так как не основана на естественности действий. Партнёра не нужно ломать для того, чтобы что-то изучить. Он должен уметь одновременно очень качественно атаковать, но в то же время и страховаться так, чтобы максимально быстро подняться на ноги и продолжить задавать условия атаки. Ведь обратите внимание, чаще всего люди воспринимают укэ в Айкидо, как бессмертного манекена, который раз за разом прибегает к партнёру, с какой-то атакой, его бросают, он почему-то совершает какие-то невероятные пируэты, потом встаёт и бросается атаковать дальше.

Нет, он при этом не бессмертный. Разница восприятия здесь и диктует ошибочное понимание. Дело в том, что задача укэ в первую очередь атаковать, атаковать грамотно, реалистично, хорошо, но в рамках заданной конструкции, то есть в рамках отрабатываемой в данный момент техники, и не разово, а постоянно. То есть каждый бросок по идее должен заканчиваться для неподготовленного человека травмой или ещё чем-то похуже, но в условиях зала, в условиях обучения, отработки техник, укэ раз за разом встаёт и повторяет атаку, то есть соблюдает принцип её непрерывности. БИ исторически затачивались под атаку нескольких человек, а не одного. Очень редким явлением было, если атака происходила один на один. Так вот, гармония исходит как раз-таки из правильного взаимодействия, если углы техники, постановка тела, тайминг, дистанция, все это соблюдено, работают универсальные принципы, а укэ при этом просто адекватно реагирует. Вот здесь и появляется ощущение, что техника исполняется очень легко, а партнер летит как будто бы сам.

На самом деле, если в такой системе подготовки на место грамотного укэ поставить человека неподготовленного, но заряженного атаковать, результат будет плачевным, и я не раз с этим сталкивался. Вот, поэтому гармония айкидо это про очень, очень грамотное взаимодействие, что, на мой взгляд, доступно только профессионалам и небольшому числу упёртых любителей. Это практически недостижимый результат. Остальные в своих занятиях тоже каким-то образом стремятся к некой гармонии, но к такой, какой они её понимают. Изредка что-то получается, но чаще всё скатывается в некий театр абсурда, где есть собственные нюансы.

В любительском и «поп айкидо» очень часто присутствуют излишне пафосные движения. Их очень много. Как правило, это одна из отличительных черт таких школ. Кроме пафоса, сюда же можно отнести совершенно ненужные и непрактичные детали, там, где они в принципе не требуются. И здесь, если сравнивать с пафосом, то одно является продолжением другого. Лишнее движение - это всегда задержка во времени, а, следовательно, опоздание с таймингом. Излишнее сгибание рук и ног там, где оно не должно происходить, или, наоборот, излишнее выпрямление, паразитные переносы ЦТ между ногами, сваливание с площади опоры и ещё куча других факторов, которые в принципе мешают работать. Из хорошего – всё это даёт, в общем то неплохую физическую нагрузку, даже не являясь БИ в прямом смысле.

К чему же приводит всё вышесказанное? Огромное и многоуровневое явление, коим является Айкидо, крайне разношерстно и разнообразно. Существуют (как и везде) определенные системные и частные проблемы, что-то развивается, что-то угасает. Неизменными остаются идеи и принципы только в среде профессионалов, но это слишком узкий круг, попасть в который современному человеку почти нереально, так как на самом деле он этого не хочет. А если выразиться точнее, просто не понимает, что можно по-другому. Не так, как это преподносят обывателю, не так как это показано в роликах (чаще всего не самого лучшего качества), не так как многие привыкли думать, благодаря работе СМИ. Ведь, как и в любой профессиональной деятельности, для достижения ощутимого результата требуется огромная работа. А сейчас это давно не в почёте.

  • Для того, чтобы канал мог развиваться и становиться еще интереснее, вы можете поддержать автора, а также смотрите и подписывайтесь на наши ресурсы:

Наш видеоканал Rutube

Наш видеоканал Youtube

Группа ВК

Cайт