Найти в Дзене
зритель из Питера

«Пять Городничих, пять Хлестаковых и три века актуальности»

Серия: «Классика в театре и на экране» Инфо. Пьеса «Ревизор» (1835-1842), автор – Гоголь (-Яновский) Николай Васильевич (1809-1852, прожил 42 года), Россия. Во время работы над пьесой Гоголь неоднократно писал А. С. Пушкину о ходе её написания, порой желая её бросить, но Пушкин настойчиво просил его не прекращать работу. В январе 1836 Гоголь читал комедию у Василия Жуковского в присутствии большой группы литераторов, среди которых были А. С. Пушкин, П. А. Вяземский и многие другие… Проблема взяток была всегда – это явление, как я её вижу в упрощённом виде, связана с денежным ускорением решения или с уменьшением очереди для законного решения вопросов с одной стороны, и с решением незаконных вопросов , с другой… Взятка или подарок очень близки по своему назначению – сделать приятное взяточнику, чтобы он запомнил, и в зависимости от объёма «подарка» взяткодатель запоминается, очередь уменьшается или изменяется скорость решения вопроса – как говориться, долг платежом красен. Охо-хо… кто х
Оглавление

Серия: «Классика в театре и на экране»

«Пять Городничих, пять Хлестаковых и три века актуальности»

Инфо. Пьеса «Ревизор» (1835-1842), автор – Гоголь (-Яновский) Николай Васильевич (1809-1852, прожил 42 года), Россия. Во время работы над пьесой Гоголь неоднократно писал А. С. Пушкину о ходе её написания, порой желая её бросить, но Пушкин настойчиво просил его не прекращать работу. В январе 1836 Гоголь читал комедию у Василия Жуковского в присутствии большой группы литераторов, среди которых были А. С. Пушкин, П. А. Вяземский и многие другие…

Проблема взяток была всегда – это явление, как я её вижу в упрощённом виде, связана с денежным ускорением решения или с уменьшением очереди для законного решения вопросов с одной стороны, и с решением незаконных вопросов , с другой… Взятка или подарок очень близки по своему назначению – сделать приятное взяточнику, чтобы он запомнил, и в зависимости от объёма «подарка» взяткодатель запоминается, очередь уменьшается или изменяется скорость решения вопроса – как говориться, долг платежом красен.

Охо-хо… кто хоть раз в жизни не оказывался в подобной связке… Правда, тот, кто внизу сталкиваются с подобным достаточно часть… почему-то считается, что там, внизу денег много и от тыщёнки не убудет… Вот наверху … да… Там , если государственных грантов не выделят, или бюджет не увеличат, или тендер проиграется… вот беда-то будет… чем больше дракон, тем больше надо дать и взять…

Пьеса-то Гоголя о тех, кто внизу… так по мелочам… за-ради спокойствия , чтобы пожить поспокойнее, можно было бы почти и последнее отдать 200-500 рублей… Хотя имеется ввиду совсем другие размеры… мы-то понимаем….

А вообще-то по сегодняшним меркам это пьеса о мошенничестве, которое расцветает и у нас ярким цветом – не все, но по большей части, отдавая свои кровные , человек является, по грубому говоря, взяткодателем , т.е. откупается от беды остаться без всего, и в результате остаётся без всего.

Рассуждать можно долго, а вот как эту ситуацию обыгрывали у нас на сценах и в кино? Не знаю как сейчас, а мы проходили эту пьесу в школе… Может быть, конечно, нам казалась она не актуальна, пока мы не вошли в мир взрослых… Вот, где всё стало ясным: и взяточник-взяткодатель Городничий, и мошенник Хлестаков, и искательницы лучшей жизни Анна Андреевна с дочкой Марьей Антоновной, и вся остальная группа взяткодателей с их грешками…

В нашей стране было несколько постановок этой пьесы в кино, хотя по большей частью это были телевизионные версии спектаклей, идущих в серьёзных театрах. В Москве это были Малый драматический театр / 1985 г., 2013 г.; Театр Сатиры/1982 г., Театр-студия О. Табакова/1991 г. , Театр на Малой Бронной /2012 ; в Ленинграде - БДТ /1972 г. , Александринский театр/2004 г.., была даже снята одна опера (Московский камерный театр/2014 г.).

Собственно художественных фильмов было не так много. Мы-то знаем, что фильм – это может быть достаточно вольное прочтение произведения. Однако в современном мире в данном случае фильмы, как ни странно, достаточно близки к классическому сценарию.

Кстати , за рубежом эта пьеса тоже ставилась и фиксировалась на плёнке в Чехословакии (1933 г) , Португалии (1961 г.), Великобритании (50-е годы ) и США (1949 г.), Эстония (1990 г.)…. Вообще-то когда-то это была достаточно популярная пьеса… Кстати, кое-что из перечисленного можно попробовать найти в Интернете…

Для обсуждения я выбрала два фильма и три спектакля.

Мы рассмотрим фильмы режиссёров Вл. Петров («Ревизор», 1952 г.) и Л. Гайдая («Инкогнито из Петербурга», 1977 г.) , а так же 3 спектакля питерских театров : Александринского театра (2004 г.), Ленсовета (2022 г.) и Эстрады им. Райкина (2024 г.)

Краткое содержание на всякий случай…

... В сытом довольстве живёт Городничий Сквозник-Дмухановский, привыкший цепко хватать все, что "плывёт в руки". Среди чиновников города процветает казнокрадство и взяточничество. Неожиданная весть о предстоящем приезде ревизора мгновенно нарушает мирное течение жизни, ...а в местной гостинице уже две недели проживает "инкогнито" некий петербургский чиновник, который ведёт себя странно и ни за что не платит... Пытаясь, замести следы преступлений, чиновники во главе с Городничим организуют достойную встречу мнимому ревизору. Принятый за ревизора "елистратишка" Хлестаков быстро осваивается со своим новым положением, сватается к дочке Городничего и одновременно начинает волочиться за его женой. Осчастливленный благосклонностью "ревизора", Сквозник-Дмухановский, вершит расправу, над поднявшими было голову купцами и мещанами. Между тем Хлестаков, прихватив взятые у чиновников деньги и "подарки" купцов, благополучно скрывается из города. Письмо Хлестакова в Петербург открывает всем истину. Сообщение о приезде настоящего ревизора окончательно сражает попавшего впросак городничего…

Н. Гоголь "Характеры и костюмы. Замечания для господ актёров":

Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьёзен; несколько даже резонёр; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жёстки, как у всякого, начавшего тяжёлую службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своём мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью.

Хлестаков, молодой человек лет двадцати трёх, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, — один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде.

Осип, слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет. Говорит сурьёзно, смотрит несколько вниз, резонёр и любит себе самому читать нравоучения для своего барина. Голос его всегда почти ровен, в разговоре с барином принимает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выражение. Он умнее своего барина и потому скорее догадывается, но не любит много говорить и молча плут. Костюм его — серый или синий поношенный сюртук.

Часть 1. Фильмы.

№ 1. «Ревизор», СССР, 1952 г.

Режиссёр: Владимир Петров ; Сценарист: Владимир Петров ; Оператор: Юрий Екельчик

Актёры: Юрий Толубеев (Городничий), Игорь Горбачёв (Хлестаков),Анастасия Георгиевская (Анна Андреевна ),Тамара Носова (Мария Антоновна ), Алексей Грибов (Осип)

Из далёкого прошлого я запомнила одного героя из этого фильма – Хлестакова в исполнении Игоря Горбачёва. Связано, наверное, это было с тем, что после данного цветного фильма я практически всегда отмечала актёра в других фильмах. Ведь это была первая роль начинающего актёра. Пересматривая сейчас этот фильм, я почувствовала тёплое чувство, получив огромное удовольствие от игры любимых актёров Юрия Толубеева, Алексея Грибова, Анастасии Георгиевской.

-2

Самое интересное, что то ли монологи , то ли разговорная часть уменьшены или ещё что, только сейчас фильм смотрится на одном дыхании. И с удовольствием. При этом характеристика, данная героям пьесы автором, и игра актёров близки.

-3

Добротно снятый, но не в классической манере театральных спектаклей, сделали его интересным для просмотра и современному зрителю. Вот интересное наблюдение , оставленное в обсуждении фильма (Кино-Театр.РУ https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/5981/forum/ ) : «Пересматривая этот гениальный фильм, обратил внимание на то, на гостинице, где остановился Хлестаков, висит вывеска "Гостинница". Посмотрел издание "Ревизора" за 1871 год - именно так у Гоголя! Потрясающее внимание создателей фильма к деталям.» А вот ещё одно мнение, с которым я согласна: «Считаю, что Игорь Горбачёв показал именно то, на что указывал Гоголь. Я очень люблю эту пьесу. И видела много её постановок , в том числе и спектакль с Андреем Мироновым в роли Хлестакова и фильм Гайдая "Инкогнито из Петербурга". Игорь Горбачёв - лучший Хлестаков».

Оценка: 9 баллов из 10.

№ 2. «Инкогнито из Петербурга», СССР, 1977 г.

Режиссёр: Леонид Гайдай. Сценаристы: Владлен Бахнов, Леонид Гайдай. Оператор: Сергей Полуянов. Композитор: Александр Зацепин.

Актёры : Анатолий Папанов (Городничий), Сергей Мигицко (Хлестаков), Нонна Мордюкова (Анна Андреевна), Ольга Анохина (Мария Антоновна), Сергей Филиппов (Осип)

Сразу оговорюсь – обожаю Леонида Гайдая, как великолепного режиссёра комедийного жанра, гротеска, эксцентрики…

К сожалению, комедия Л. Гайдая по пьесе Н. Гоголя всё-таки выбивалась из фейверка ярких комедий по произведениям классиков типа «Не может быть!» по рассказам М. Зощенко или «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова .

Я не знаю в чём дело. Но фильм получился скучным, несмотря на участие мастеров комедийного жанра такого уровня, как Анатолий Папанов, или Нонна Мордюкова, или Сергей Филиппов

-4

Произведение известное, а экранизация не интересная … может быть это было связано с тем, что мы ожидали чего-то необычного… Но кроме двух толстых свиней посередине улицы в грязной луже, несколько минут в известном духе гротеска от Гайдая при подготовке города к приезду Инкогнито, да закрытых клювов гусей в утренние часы , чтобы не дай бог, Хлестаков бы проснулся … остальное время фильма занято, не свойственным режиссёру разговорным жанром.

-5

Правда, конец фильма был интересным, как я поняла, – все чиновники во главе с Городовым судорожно ищут по карманам деньги…для очередных взяток. Вывод понятен…

PS. Вы знаете, я специально сейчас пересмотрела фильм, чтобы можно было выделить перечисленные здесь особенности… Повторный просмотр не изменил моего впечатления прошедших лет.

Оценка: 5 баллов из 10.

Часть 2. Спектакли.

Три спектакля, из которых два последних, мы с внуками видели «вживую».

«Чему смеётесь? Над собой смеётесь!» — впервые произнёс гоголевский Городничий в 1836 году со сцены Александринского театра. Как известно, Государь Император Николай I не только сам был на премьере комедии, но велел и министрам смотреть «Ревизора». Во время представления он хлопал и много смеялся, а, выходя из ложи, сказал: «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне — более всех!».

Сама ситуация с мнимым ревизором, подсказанная Гоголю Пушкиным, — и смешна, и нелепа, и грустна одновременно. Рождение абсурда из духа обыкновенной жизни, когда со страху перед разоблачением и наказанием за важного человека приняли «сосульку, тряпку» — движущая сила стремительно развивающейся комедии.

№ 3. «Ревизор», Александринский театр (Санкт-Петербург), 2004 г.

Постановка осуществлена на основе сценической версии Вс. Мейерхольда и М. Коренева (ГОСТИМ, 1926 год), постановка Валерия Фокина.

Режиссёры: Валерий Фокин, Галина Любимова.

Артисты: Сергей Паршин (Городничий), Алексей Девотченко (Хлестаков), Светлана Смирнова (Анна Андреевна ), Елена Зимина (Мария Антоновна ), Юрий Цурило (Осип)

Волей случая, подбирая для обсуждения материал, посмотрела недавно фильм-спектакль «Ревизор» (2004) … Во-первых, сам спектакль поразил , а во-вторых, я таких Хлестаковых (арт. Алексей Девотченко) никогда не видела – убил на- повал. Решила посмотреть, что это за актёр… а его уже какой год нет … посмотрела фильмы, в которых снимался – давно уже не видела их (первые серии «Улицы разбитых фонарей», «Бандитский Петербург») и не узнала… Внешне совершенно другой… да и роли другие…

-6

А здесь… Какая эмоциональная сила чувствовалась в его Хлестакове – горит весь и образ совсем иной, чем в разных постановках именитых режиссёров и сыгранные знаменитыми артистами… всё какая-то поверхностность в них чувствовалась, лёгкость, мотылёк порхающий…. А здесь – глубина-то какая! Понимаю, тень Вс. Мейерхольда впереди идёт и Фокиным добавляется, но ведь актёр должен был это сыграть… Как меняется лицо, манера поведения, в какой-то момент я даже увидела в фигуре и в лице жёсткость и опасность, которую таит в себе образ Дракона Шварца – этот пустобрех не такой уж безопасный… Это ощущение добавил слуга Осип (арт. Юрий Цурило)- настоящий браток из 90-х…

-7

И мне сразу вспомнились современные звонари, которые бабушек да дедушек обманывают – из этой же породы… Очень жаль, что такому актёру досталось время на переломе эпох.. зря , конечно отказался от звания… звание за талант дают и он его достоин… светлая память заслуженному артисту Алексею Девотченко… спасибо за службу…

-8

Сам спектакль понравился, правда, последние сцены с Хлестаковым, женой и дочкой Городничего явная дань того времени – затянуто и пошло… правда, поздняк метаться – спектакль он, как фильм, его уже не переделаешь и не остановишь… Очень понравилась моя любимая актриса Светлана Смирнова, ну а про Сергея Паршина и говорить не буду – великолепный Городничий, особенно его первый монолог в начале спектакля … очень люблю этого актёра ещё с времён его первых ролей в сказках на ленинградском телевидении…

Удивителен конец спектакля. Обычно всё заканчивается знаменитой немой сценой, а здесь – Городничий после шок сначала как бы дрожащими руками застёгивает свой мундир, постепенно утверждаясь, и начинает свой первый монолог сначала медленно и тихо, а затем всё более уверенно и твёрдо, возвращаясь в прежнее состояние самоуверенного Городничего. И как бы в подтверждение того, что всё возвращается на круги своя, постепенно на сцену «протекают» всё его чиновничье окружение… Отличная концовка спектакля…

Своеобразный, а главное, современный спектакль…Вс. Мейерхольд, как чувствовал, что его время абсурдов придёт и мы будем ещё восхищаться его постановками…

Резюме: рекомендую посмотреть. Оценка: 9 баллов из 10.

№ 4. «Ревизор», Театр Ленсовета, Санкт-Петербург, 2023 г.

Режиссёр: Сергей Федотов. Артисты: Сергей Мигицко (Городничий), Олег Андреев…

Театр о спектакле:

В нашей постановке зритель не увидит футуристических декораций. Да и персонажи вопреки современным тенденциям придерживаются традиций девятнадцатого века.

Классическая постановка, максимально приближенная к оригиналу Николая Васильевича Гоголя, о курьёзном страхе простого служащего человека перед мелким проверяющим. Об изворотливости и коварстве людей, нежелающих нести наказание за свои проступки. «Ревизор» проникновенно тонко показывает атмосферу жизни низших чиновников.

Памятуя о том, что лучше пьесы смотреть в театре, а потом уже читать и изучать в школе, летом 2024 года с внучкой отправились смотреть классику в театр. Как раз попалась пьеса из школьной программы - Н. Гоголь «Ревизор».

Не буду много писать об этом спектакле, так как он вроде сейчас подвергся определённому изменению. Лично мне было интересно, как играет сегодня Городничего знаменитый актёр С. Мигицко, который почти более 40 лет тому назад играл Хлестакова .

-9

Я была разочарована… У театра есть большие проблемы с постановкой комедий – император Николай I навряд ли смеялся бы на подобном скучном спектакле… Было ощущение пыли… Пыль везде – на артистах, на одежде, на мебели, на полу, на занавесе, на креслах зрителей… Взлохмаченный, худой, тихо говорящий Городовой и бесполезно скачущий по сцене и по лестнице молодой живчик Хлестаков, быстро произносящий реплики, которых не разобрать…

Все остальные не произвели какого-либо впечатления. Пожалуй, развлекали зрителей только Анна Андреевна (арт. Анна Алексахина) и Мария Антоновна. Скорее всего из-за достаточно ярких нарядов… Была там ещё одна очень симпатичная пожилая актриса, малоговорящая, но отлично играющая свою роль в сцене бала, решая свою роль в комедийном стиле, – смешно перемещаясь по сцене, меняя выражение лица – скорее всего это была импровизация мастера. Зал оживился, встрепенувшись от скуки…

-10

К сожалению, настолько скудная информация на сайтах (даже на официальном сайте театра) об актёрах и их ролях, что я не смогла некоторых идентифицировать …

Ребят было много в зале, только им явно было не интересно. Внучка-то была совсем разочарована…

Резюме: на любителя. Наша оценка: 4 балла из 10.

№ 5. "Ревизор", Театр Эстрады им. Аркадия Райкина (Санкт-Петербург), 2024 г.

Режиссёр: Стас Парфёнов
Актёры: Юрий Гальцев (Городничий), Роман Виноградов (Хлестаков), Татьяна Калашникова (Анна Андреевна), Алёна Савастова (Марья Антоновна), Александр Алексин (Осип), Анастасия Лазо (душа автора).

Соблюдая взятый курс на знакомство внуков с классикой (благо внуков много, а классики в питерских театрах мало) , я не могла пройти мимо очередной постановки пьесы Николая Гоголя, правда, были сомнения.

Спектакль "Ревизор"... но ЭТО БЫЛ ЛЮБИМЫЙ НАМИ ТЕАТР ЭСТРАДЫ во главе с его режиссёром Юрием Гальцевым. Сказать, что это был, т.е. вернулся наш любимый театр - это ничего не сказать.

PS. В этот театр мы начали ходить с 2014 года, т.е. с момента образования и директорства Ю. Гальцева . И… полюбили молодую талантливую труппу театра. Однако последние два-три года театр больше предоставлял место для других. А сам Гальцев стал грустным…

Вот представление этой пьесы театром:
"В произведении классического «Ревизора» мы знаем ответ, но «Ревизор» Театра Эстрады имени Аркадия Райкина объединяет в себе два произведения писателя – самого «Ревизора» и «Театральный разъезд после представления новой комедии». И если первая пьеса хорошо знакома широкой публике, то вторая не у каждого на слуху. В сценической интерпретации режиссёра Стаса Парфёнова именно «Театральный разъезд…» даёт основу для столкновения и выводит на сцену поистине положительного персонажа, имя которому Смех."

Зал неистовал... Было смешно ... понятно... т.е. то, как мы любим - полунамёки... игра и пение (очень хорошо поёт!) Юрия Гальцева - бесподобны. Его знаменитые фишки голосом (многоголосье) , жестами, мимикой - всё здесь и при всём... как будто Гальцев вернулся !

PS. В какой-то момент мне казалось, что мы потеряли замечательного комика… Он пропал, а на сцене был романтичен и… скучен, потому что ждёшь одного, а получаешь другого… Аркадий Райкин, например, всю жизнь был Райкиным, хотя, может быть ему бы и хотелось играть что-нибудь другое – за его не измену выбранному амплуа, его и любили, многое прощая… Например, злую сатиру…

Спектакль современный до мозга костей и понимаешь, что Николай Гоголь современен и его пьесы можно ставить свежо и смешно. Спасибо режиссёру Стасу Парфёнову и, конечно, очередной дифирамб Юрию Гальцеву.

-11

Были очень оригинально решены и использованы цифровые, компьютерные вставки - и как хороша Девушка в белом (душа автор) в исполнении Анастасии Лазо (наша любимая актриса этой труппы)! регулирующая сменами картин. Помните, я говорила, что в Театре Ленсовета интересно были показаны мультики-вставки в спектакле «Недоросль» - ерунда, их чёрно-белые вставки просто ничто и ни о чём, меркнут перед красочными, чёткими и красивыми эпизодными вставками театра Эстрады во время всего спектакля, которыми руководила, дирижировала Душа автора. Ну, а актриса Анастасия Лазо - молодец, задорна, хороша...

-12

Однако Хлестаков потерялся в этом шумном коллективе, его "болтовня" практически была не слышна - а может быть актёр был прост...

-13

Интересно был сделан небольшой развлекательный момент перед антрактом: был объявлен антракт и вдруг герои Бобчинский и Добчинский пригласили несколько зрителей "убирать" "сосули" с крыш - это было необычно и весело... а главное актуально для многих городов России (сбивать "сосули") и убирать улицы. Браво! При этом актёры балагурили , развлекая зрителей, оставшихся в зале…Мы с внучкой получили колоссальное удовольствие…

-14

Конечно, следует отметить игру двух новых актёров Альберта Мкртчана (Бобчинский) и Владимира Пискуна (Добчинский). Одним словом это можно назвать - ВОСТОРГ. По-моему эта пара просто "жила" и "стебалась" на сцене. Их экспромт был почище ТВ стендапа. Об этом говорить бесполезно, это надо просто видеть!

И ещё двух актёров старого состава театра Татьяну Калашникову (жена Городничего) и Алексея Янко (почтмейстер). Очень жаль, что у Янко была маленькая роль - актёр-то он отличный.

Конечно, это не классическая интерпретация пьесы, это так называемый новодел, гротеск, клоунада… но для Тетра Эстрады это допустимо, особенно, если спектакль выполнен на хорошем, профессиональном уровне.

Резюме: идите и смотрите, получите огромное удовольствие и заряд бодрости и позитива, и помните - смех удлиняет жизнь... Оценка: 10 баллов 10.

Послесловие. А как же борьба со взятками, мошенниками, Потёмкинскими деревнями? Каждый из авторов вместе с Николаем Гоголем стремились через сатиру, гротеск, свой талант донести до зрителей свои мысли... правда, рецептов нет ... и единственное, что предлагается - посмотреть на это всё со стороны, авось сила искусства ... победит... ну-ну...