Знаете, что самое интересное в средневековых семейных разборках? То, что они практически всегда заканчивались не судебными исками о разделе наследства, а внезапными смертями от «загадочных болезней».
Вот, например, французский принц Карл, герцог Беррийский. 25 лет, здоровый мужчина, возглавлял оппозицию против старшего братца-короля. И вдруг раз, и у него обнаружился «туберкулез». Как же так?
А ведь современники короля Людовика XI не зря говорили: «Кто ему не нравится — долго не живет». И было за что говорить, друзья мои! Этот король методично избавлялся от всех, кто ему мешал: от жены, от отца, от фаворитки и даже от собственного брата. И делал он это так аккуратно, что формально никого не убивал!
«Статистика смертности в окружении Людовика-«Паука»
Ещё до смерти младшего братца Людовик уже вполне себе «прославился» целой серией. Давайте пройдемся по списочку, а?
1445 год. Умирает Маргарита Шотландская, первая жена дофина Людовика. Девчонке всего 20 лет. Официально диагноз - «воспаление легких». Но что самое интересное, незадолго до смерти по всему двору поползли слухи о ее неверности. Распускал эти сплетни некий Жаме де Тилей, бретонский наемник на службе у короля Карла VII.
Вот как описывают современники последние дни принцессы:
Она присоединилась к паломничеству, стояла жаркая погода, по возвращении разделась в своей каменной опочивальне. Заболела лихорадкой. Но болезненное состояние усугубляли переживания из-за этих самых слухов. На смертном одре бедняжка поклялась, что никогда не нарушала супружескую верность, и сказала, что ее убило слово.
Людовик, понятное дело, не горевал ни одного дня. А ведь как чуял уже тогда, что из-за жен у него будут одни проблемы!
1450 год. Внезапно «заболевает» и умирает Агнесса Сорель, фаворитка Карла VII. Она же была тем самым раздражителем, из-за которого дофин Людовик постоянно ссорился с отцом. Королевская избранница щеголяла в немыслимых декольте и тратила казенные деньги на украшения. Людовику это было как нож по сердцу.
И что же?
В 2004 году ученые исследовали останки красавицы Агнессы. Результат ошеломляющий: в каждых 100 граммах исследуемого вещества содержится 4,8 миллиграмма ртути! А естественная норма в человеческом организме в сотни раз меньше. Вывод однозначный: женщину отравили солями ртути, «серебряной водой», как называли ее в старину.
1461 год. Помирает сам Карл VII. И вот тут, друзья мои, совсем непонятно. Король до того боялся быть отравленным собственным сыном, что из-за этой паранойи практически перестал есть. У него образовалась опухоль во рту, которая не давала принимать пищу. В итоге старик умер от голода!
Людовика естественно сказал: «А я тут при чем? Сам отказывался от еды!»
Про Людовика в те времена уже вовсю говорили, мол, те, кто ему не нравится, долго не живут. Имея в виду при этом не только Агнессу с женой, но и самого короля-отца.
«Лига общественного блага»: как братишка стал главным врагом короны
Когда в 1461 году Людовик наконец-то добрался до трона, он сразу взялся за «реформы». А реформы эти заключались в том, чтобы «кошмарить» всех крупных феодалов и отбирать у них власть. Людовик хотел быть единовластным хозяином всей страны. И начал действовать где силой, где хитростью и коварством.
Но феодалы, понятное дело, не собирались просто так сдаваться. И в конце 1464 года они создали против короля мощную коалицию. Назвали ее красиво — «Лига общественного блага». Типа мы тут за народ боремся, против королевской тирании. Демагогия, одним словом!
А состав у этой «Лиги» был что надо. Во главе стоял Карл Смелый, граф Шароле, наследник герцога Бургундского. Фактически он всем и рулил. А номинальным главой поставили Карла Беррийского, младшего братишку самого короля.
Кроме них в Лигу вошли:
- Герцог Бретонский
- Герцог Бурбонский
- Граф де Сен-Поль
- Граф д'Арманьяк
В общем, все самые влиятельные дома Франции объединились против Людовика.
*****
16 июля 1465 года состоялась битва при Монлери. И тут Людовику крепко досталось! 20-тысячная армия Лиги под командованием Карла Смелого наголову разгромила 15-тысячное королевское войско.
Король был вынужден заключить унизительные договоры в Конфлане и Сен-Море. Карлу Смелому отдал города на реке Сомме, которые совсем недавно выкупил за 400 тысяч золотых экю. А своему младшему братцу пожаловал сначала Нормандию, а потом еще и Гиень в придачу.
Но самое обидное для Людовика было то, что принц Карл был главой оппозиции. Все недовольные группировались вокруг него. Всем казалось, что вот он, альтернатива жестокому и коварному королю. Молодой, симпатичный, «за народ».
Ох, не зря Людовик всегда ненавидел своего брата! Как чуял, что от него будут сплошные проблемы...
«Отравленный персик в Сен-Севере»
А теперь, друзья мои, история о том, как 25-летний принц Карл «внезапно» заболел и умер. Притом умер не один, а в компании со своей дамой сердца. Какое трогательное совпадение, правда?
14 декабря 1471 года. Замок Сен-Север в Аквитании. Принц Карл Беррийский проводит время со своей пассией Николь, вдовой влиятельного виконта де Туар. Дамочка, надо сказать, непростая. Богатая, знатная, да еще и с характером. К тому же ведет тяжбу за наследство покойного мужа.
И вот к влюбленной парочке заявляется некий аббат Фор Версорис, дальний родственник Дофина. А кто был дофином до того, как стал королем? Правильно, сам Людовик!
Аббат угощает гостей. По одной версии это были отравленные яблоки, по другой персик. Но, в общем то неважно, так как результат одинаковый.
Николь умирает в тот же день. А вот принцу Карлу «повезло» больше, он мучился целых пять месяцев! Лихорадка, конвульсии, все дела. 24 мая 1472 года принц Карл скончался в Бордо.
Как вы думаете, какая официальная версия?
«Туберкулез, осложненный неким заболеванием».
Ага, конечно! 25-летний здоровый мужик за пять месяцев «доходит» от туберкулеза. При том что болеть начал ровно в тот день, когда его пассия померла от отравления.
Но самое интересное началось потом. Карл Смелый Бургундский не поверил в эту чушь и распространил манифест. В нем он прямо обвинял Людовика XI в братоубийстве!
Вот что писал герцог Бургундский:
Людовик отравил своего отца Карла VII, два года назад пытался отравить самого Карла Смелого, а теперь подло убил собственного брата «при помощи яда, колдовства и наведения порчи».
«Колдовства и наведения порчи»! Вот это размах! Людовика обвиняли не просто в отравлении, а в использовании черной магии. Но, знаете что? А ведь статистика-то говорит сама за себя...
Давайте подсчитаем. За 27 лет (с 1445 по 1472 год) в ближайшем окружении Людовика «от болезней» умерли:
- Жена Маргарита (20 лет)
- Любовница отца Агнесса (40 лет)
- Сам отец Карл VII (58 лет)
- Брат Карл (25 лет)
- Фаворитка брата Николь (24 года)
И все молодые и здоровые люди. И все почему-то мешали Людовику. И все помирали от «загадочных болезней». Невероятное невезение, правда?
Семейные ценности по-королевски
Что ж, друзья мои, подведем итоги этой трогательной семейной истории.
После смерти принца Карла «Лига общественного блага» окончательно развалилась. Ее номинальный глава умер, а без него коалиция потеряла всякий смысл. Карл Смелый остался один на один с хитрым «Пауком» и в итоге тоже погиб в 1477 году в битве при Нанси.
Людовик XI стал полновластным хозяином Франции. Собрал под одной короной одиннадцать провинций и создал абсолютную монархию. Эффективность налицо!
Вот это я понимаю грамотный семейный менеджмент! Никаких судов, никаких дележек наследства, никаких компромиссов с оппозицией. Просто... невероятное невезение с болезнями у всех неугодных родственников и политических противников.
Но...формально Людовик XI никого не убивал. Ему просто не повезло с близкими.
Современники не зря прозвали Людовика «Пауком». Он сидел в центре паутины политических интриг и методично устранял всех, кто попадался в эту паутину. А паутина у него была что надо от придворных лекарей до провинциальных аббатов.
Кстати, а знаете, что еще интересно?
После всех этих «несчастных случаев» Людовик стал жутко суеверным и параноидальным. Последние годы жизни провел в замке Плесси-ле-Тур, окружив себя астрологами и шотландской гвардией. Боялся покушений, никому не доверял.
Видимо, совесть все-таки грызла. Или просто понимал, что если он мог так поступить с родственниками, то и с ним кто-нибудь может точно так же поступить. Как говорится, что посеешь, то и пожнешь!
Но в целом молодец король! Поставил цель объединить Францию под единой властью. И добился ее. Правда, методы использовал... скажем так, не самые гуманные. Но ведь результат-то налицо!