Найти в Дзене
Тим Ильясов о моде

Смертельное платье: как лишь одна искра могла сжечь модницу прошлого заживо?

Воздушные ткани, изящные силуэты, романтический образ, мода XIX века подарила нам эстетику, которой мы восхищаемся до сих пор. Но за кружевами и оборками скрывалась смертельная опасность. Женщины того времени буквально носили на себе огненную ловушку. Обычный поход к камину или выступление на сцене могли закончиться трагедией. Давайте узнаем, почему балерины сгорали заживо, а пышные кринолины становились для модниц погребальным костром. В XIX веке балет переживал свой расцвет. На сцене царил образ неземной сильфиды, окутанной в десятки метров легчайшего тюля и газа. Эти ткани создавали волшебный эффект, но были невероятно горючими. Ситуацию усугубляло новое газовое освещение в театрах, которое давало яркий свет, но и несло смертельную угрозу. Самой известной жертвой этой опасной моды стала прима-балерина Парижской оперы Эмма Ливри. В 1862 году во время репетиции ее пышная пачка вспыхнула от газовой лампы за кулисами. Огненный столб в три раза превысил рост самой девушки. Эмма прожила
Оглавление

Воздушные ткани, изящные силуэты, романтический образ, мода XIX века подарила нам эстетику, которой мы восхищаемся до сих пор. Но за кружевами и оборками скрывалась смертельная опасность. Женщины того времени буквально носили на себе огненную ловушку. Обычный поход к камину или выступление на сцене могли закончиться трагедией. Давайте узнаем, почему балерины сгорали заживо, а пышные кринолины становились для модниц погребальным костром.

Пылающие пачки и танец со смертью

В XIX веке балет переживал свой расцвет. На сцене царил образ неземной сильфиды, окутанной в десятки метров легчайшего тюля и газа. Эти ткани создавали волшебный эффект, но были невероятно горючими. Ситуацию усугубляло новое газовое освещение в театрах, которое давало яркий свет, но и несло смертельную угрозу.

Самой известной жертвой этой опасной моды стала прима-балерина Парижской оперы Эмма Ливри. В 1862 году во время репетиции ее пышная пачка вспыхнула от газовой лампы за кулисами. Огненный столб в три раза превысил рост самой девушки. Эмма прожила еще восемь месяцев в страшных мучениях и скончалась в возрасте 21 года. В книге историка моды Элисон Мэтьюс Дейвид «Жертвы моды» рассказывается, что обугленные остатки ее сценического костюма до сих пор хранятся в музее Парижской оперы, как жуткое напоминание о трагедии.

Случай Ливри не был единичным. Пресса того времени пестрила заголовками о «холокосте артисток балета». Танцовщицы знали об опасности. Им предлагали обрабатывать костюмы огнеупорным составом, но он делал белоснежную ткань желтоватой и жесткой. Ливри и многие другие балерины сознательно отказывались от защиты, предпочитая рискнуть жизнью ради красоты сценического образа.

-2

Кринолин: адская машина в гардеробе

Опасность подстерегала женщин не только на сцене. В 1850-х годах в моду вошел кринолин. Это огромная конструкция из стальных обручей, которую носили абсолютно все, от императрицы до простой служанки. Пышные юбки на кринолинах, задрапированные метрами горючей ткани, действовали как дымоход. Если подол платья загорался от искры из камина, пламя с невероятной скоростью устремлялось вверх, не оставляя женщине ни единого шанса.

Журнал The Lancet сообщал, что в Англии ежегодно от пожаров погибало более трех тысяч человек, и значительная часть этих смертей была результатом возгорания одежды. Жертвами «адской машины», как прозвали кринолин, становились и знаменитости. Так погибла любимая жена американского поэта Генри Лонгфелло, Фанни. В огне оборвалась жизнь и двух сводных сестер Оскара Уайльда. На балу по случаю Хеллоуина платье одной из сестер загорелось от камина, вторая бросилась ее спасать, но вспыхнула сама. Обе девушки скончались от страшных ожогов.

-3

Эта страшная история моды показывает, как новые технологии и стремление к красоте могут создавать непредсказуемые риски. Женщины XIX века были заложницами трендов, которые диктовали им носить смертельно опасные наряды. Сегодня мы можем выбирать комфорт и безопасность. Но задумываемся ли мы, какой ценой создается современная «быстрая мода» и какие опасности она может скрывать?

Если хотите лучше разбираться в истории и теории моды, читать не поверхностные, профессиональные заметки от эксперта, подписывайтесь на телеграм-канал Тима Ильясова