Знаете ли вы, что в 946 году на территории современной Украины произошло событие, которое заставило бы содрогнуться даже создателей "Игры престолов"? Княгиня Ольга сожгла целый город при помощи... воробьёв и голубей. А виноваты в этом были древляне — племя, название которого сегодня помнят разве что любители школьных учебников истории. Между тем, их потомки до сих пор живут среди нас, просто об этом мало кто задумывается.
Лесные люди с амбициями
Древляне получили своё название не случайно — они действительно жили в лесах. Точнее, в дремучих чащах правобережья Днепра, на территории современных Житомирской и частично Киевской областей Украины. Византийский император Константин Багрянородный в своём трактате "Об управлении империей" (948-952 гг.) называл их "дервленинами", что созвучно славянскому "дерево".
Но не стоит представлять их этакими лесными дикарями в шкурах. К IX веку древляне имели развитую систему управления, свои города-крепости и, что самое интересное, собственных князей. Их столицей был Искоростень (современный Коростень в Житомирской области) — хорошо укреплённый град с населением около 3-4 тысяч человек. Для сравнения: в том же IX веке население Парижа едва достигало 20 тысяч.
Арабский путешественник Аль-Масуди писал о древлянах: "Они храбрейшие из славян и если бы не были разъединены и не имели бы множества царей, никто не мог бы им противостоять". И это не пустые слова — древляне действительно долгое время успешно сопротивлялись попыткам Киева подчинить их себе.
Данники поневоле: история непростых отношений с Киевом
Взаимоотношения древлян с киевскими князьями напоминали токсичные отношения, где один партнёр постоянно пытается доминировать, а второй регулярно устраивает бунты. Первым покорил древлян ещё легендарный Олег в 883 году, обложив их данью в виде "чёрных кун" — шкурок куницы. Но стоило Олегу умереть в 912 году, как древляне тут же "отложились" от Киева.
Князь Игорь вынужден был снова идти на них войной в 914 году. Покорил, обложил данью ещё большей, чем при Олеге. Историк Николай Карамзин язвительно замечал, что Игорь "думал только о собственной выгоде, забыв, что умеренность есть добродетель власти".
Малоизвестный факт №1: У древлян существовала уникальная система наследования власти — не только по мужской, но и по женской линии. Археологические находки показывают, что женщины в древлянском обществе имели высокий статус и могли владеть собственностью, что было редкостью для того времени.
945 год: роковая жадность и креативная казнь
Осенью 945 года произошло событие, навсегда вписавшее древлян в историю. Князь Игорь, собрав положенную дань, решил вернуться за добавкой. Как пишет "Повесть временных лет": "Поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу ещё»".
Древляне во главе со своим князем Малом решили, что хватит это терпеть. Их логика была железной: "Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его". И они убили. Но как!
Византийский историк Лев Диакон описывает казнь Игоря: древляне привязали князя к верхушкам двух согнутых деревьев и отпустили их. Метод, надо сказать, креативный и символичный — лесные жители использовали деревья как орудие казни. Впрочем, некоторые современные историки, включая академика Бориса Рыбакова, сомневаются в достоверности именно такого способа казни, считая его литературным преувеличением.
Месть Ольги: первый в истории случай биологического оружия?
То, что произошло дальше, достойно отдельного сериала. Княгиня Ольга, вдова Игоря, развернула против древлян кампанию мести, которая поражает своей изощрённостью даже по меркам жестокого X века.
Месть первая: Древлянские послы, приехавшие сватать Ольгу за князя Мала, были заживо закопаны в ладье. При этом Ольга сама подошла к яме и спросила: "Хороша ли вам честь?" Чёрный юмор раннего средневековья.
Месть вторая: Следующую делегацию из знатнейших древлян заперли в бане и сожгли.
Месть третья: На тризне по Игорю воины Ольги перебили 5000 подвыпивших древлян.
Месть четвёртая стала апофеозом. После годовой осады Искоростеня в 946 году Ольга запросила символическую дань — по три голубя и три воробья с каждого двора. К лапкам птиц привязали тлеющий трут и отпустили. Птицы полетели в свои гнёзда под крыши домов, и город сгорел дотла.
Малоизвестный факт №2: Археологические раскопки в Коростене действительно подтверждают масштабный пожар середины X века. Культурный слой того времени содержит следы обширного пожарища, что косвенно подтверждает летописный рассказ.
## Древлянская земля после покорения: ассимиляция по-киевски
После разгрома 946 года древляне как независимая политическая сила перестали существовать. Ольга провела административную реформу, установив "уставы и уроки" — чёткие правила сбора дани. Древлянская земля была включена в состав Киевской Руси, а в Искоростене посадили киевского наместника.
Но народ никуда не исчез. Древляне постепенно слились с другими восточнославянскими племенами, участвовали в формировании древнерусской народности. Интересно, что ещё в XII веке в летописях встречаются упоминания о "Деревской земле", хотя племенное название уже не употреблялось.
Академик Валентин Седов на основе археологических данных выделил особенности древлянской материальной культуры, которые прослеживаются до XII-XIII веков: специфические типы височных колец, особенности погребального обряда, керамики. Это говорит о том, что ассимиляция была постепенной, и древляне долго сохраняли свою идентичность.
Где искать потомков древлян сегодня?
Малоизвестный факт №3: Генетические исследования, проведённые в 2014-2018 годах украинскими и польскими учёными, показали, что население северной части Житомирской области имеет специфические генетические маркеры, отличающие их от жителей соседних регионов. Эти особенности могут быть связаны с древлянским субстратом.
Сегодня прямыми потомками древлян можно считать жителей Житомирского и Коростенского Полесья. Это территории вокруг городов Коростень, Овруч, Олевск, Народичи. Местное население сохранило множество архаичных черт в говоре, фольклоре, традиционной культуре.
Этнограф Павел Чубинский ещё в XIX веке отмечал, что жители этих мест называют себя "тутэйшими" (местными) и чётко отличают себя от пришлого населения. В их фольклоре сохранились уникальные песни и предания, не встречающиеся в других регионах Украины.
Любопытно, что топонимика региона до сих пор хранит память о древлянах. Десятки сёл имеют названия с корнем "дерев-": Деревичи, Деревная, Деревки. А в лесах Житомирщины до сих пор можно найти остатки древних городищ — молчаливых свидетелей древлянской эпохи.
Заключение: уроки древлянской истории
История древлян — это не просто рассказ о давно исчезнувшем племени. Это повесть о том, как малый народ пытался отстоять свою независимость перед лицом более сильного соседа. О том, как жадность правителей может привести к трагедии. О том, как месть, даже самая изощрённая, не решает политических проблем, а лишь множит жертвы.
Древляне не оставили после себя великих памятников архитектуры или литературных произведений. Но они вписали себя в историю как народ, который предпочёл борьбу покорности, и чья драматическая судьба стала одной из самых ярких страниц в летописи Древней Руси.
Сегодня, глядя на мирные полесские деревни Житомирщины, трудно представить, что здесь разворачивались события, достойные "Игры престолов". Но именно здесь, среди вековых лесов и болот, до сихпор живут люди, в чьих жилах течёт кровь древних древлян — лесного народа, который осмелился бросить вызов Киеву и заплатил за это страшную цену.
И если вы встретите коренного жителя Коростеня или Овруча, знайте — перед вами, возможно, потомок тех самых древлян, которые тысячу лет назад заставили содрогнуться всю Восточную Европу. История не исчезает бесследно — она живёт в генах, топонимах и памяти народной. Нужно только уметь её видеть.