Найти в Дзене
Олег Холстинин

Восстановление методом наплавки: возвращаем к жизни полуось заднего моста МТЗ-80, 82

Восстановление методом наплавки: возвращаем к жизни полуось заднего моста МТЗ-80, 82. Задний мост трактора «Беларус» МТЗ-80,82 испытывает колоссальные нагрузки, особенно при работе с тяжелым навесным оборудованием и в условиях интенсивной эксплуатации. Ключевым элементом, передающим крутящий момент от дифференциала на ведущее колесо, является полуось. Со временем на её шлицевой части, посадочных местах под подшипники и сальники возникает естественный износ: появляется выработка, зазоры, а в худшем случае – проворачивание и срыв шлицов. Полная замена этой детали – решение надёжное, но весьма затратное. Гораздо более экономичной и эффективной альтернативой является восстановительная наплавка. Суть технологии и подготовительные работы. Наплавка – это процесс нанесения слоя расплавленного металла на изношенную поверхность с помощью сварки. Для полуоси, работающей на кручение и изгиб, критически важны прочность, твердость наплавленного слоя и его однородность. Первый и обязательный этап

Восстановление методом наплавки: возвращаем к жизни полуось заднего моста МТЗ-80, 82.

Задний мост трактора «Беларус» МТЗ-80,82 испытывает колоссальные нагрузки, особенно при работе с тяжелым навесным оборудованием и в условиях интенсивной эксплуатации.

Ключевым элементом, передающим крутящий момент от дифференциала на ведущее колесо, является полуось. Со временем на её шлицевой части, посадочных местах под подшипники и сальники возникает естественный износ: появляется выработка, зазоры, а в худшем случае – проворачивание и срыв шлицов. Полная замена этой детали – решение надёжное, но весьма затратное. Гораздо более экономичной и эффективной альтернативой является восстановительная наплавка.

Суть технологии и подготовительные работы.

Наплавка – это процесс нанесения слоя расплавленного металла на изношенную поверхность с помощью сварки. Для полуоси, работающей на кручение и изгиб, критически важны прочность, твердость наплавленного слоя и его однородность. Первый и обязательный этап – тщательная подготовка. Полуось должна быть демонтирована, очищена от грязи и масла механическим способом и с помощью химических растворителей. Далее производится дефектация: замеряется микрометром степень износа шлицев и посадочных шеек. Изношенные поверхности необходимо проточить на токарном станке или обработать лепестковым кругом для удаления усталостного слоя металла и создания шероховатой поверхности, что улучшит адгезию наплавочного материала. Обязательно нужно снять фаски по кромкам шлицев.

Выбор материалов и процесс наплавки.

Для восстановления шлицевой части полуоси оптимальным выбором являются специализированные порошковые проволоки или электроды, обеспечивающие получение износостойкого, твердого наплавленного слоя. Хорошо зарекомендовали себя материалы типа Нп-30Х3Г2МТ (проволока) или отечественные электроды типа ОЗН-400М, Т-590. Они дают структуру, близкую к высоколегированной стали, стойкую к истиранию и ударным нагрузкам. Перед наплавкой ответственных участков (шлицов) деталь рекомендуется предварительно нагреть до температуры 250-300°C. Это предотвратит образование трещин от термических напряжений.

Наплавлять шлицы следует в следующей последовательности: сначала наплавляются впадины между шлицами, а затем – их рабочие грани. Это минимизирует коробление детали.

Наплавку ведут вразбежку,короткими валиками, противоположными участками, позволяя металлу остывать.

Сила тока подбирается согласно рекомендациям производителя расходных материалов (обычно в диапазоне 90-110 А для электродов диаметром 4-5 мм).

Завершающая механическая обработка.

После наплавки крайне

важно обеспечить медленное, равномерное охлаждение детали. Идеальный вариант – охлаждение вместе с печью или в сухом термоизолирующем материале (например, в вермикулите). Остывшую полуось передают на механическую обработку. Сначала выполняют черновую обточку наплавленных поверхностей на токарном станке, снимая основной припуск. Далее следует самый ответственный этап – фрезерование шлицев на специальном зубофрезерном станке. Здесь требуется высокая квалификация токаря-фрезеровщика, который точно выдержит все номинальные размеры, шаг и профиль шлицев согласно технической документации на трактор МТЗ-80,82. Посадочные места под подшипники шлифуются до необходимого чистого класса поверхности и точного диаметра.

Грамотно выполненная наплавка с последующей точной механической обработкой позволяет восстановить геометрию и эксплуатационные характеристики полуоси заднего моста МТЗ-80,82 на 100%. Этот метод не уступает по надежности новой детали, но обходится значительно дешевле, экономя ресурсы сельхозпредприятия и сокращая время простоя техники. Главное – доверять работу квалифицированным специалистам, обладающим необходимым оборудованием и опытом.