Добрый день, уважаемые читатели!
Международный форум «Мировая атомная неделя» прошел в Москве на территории ВДНХ с 25 по 28 сентября 2025 года. Мероприятие было организовано госкорпорацией «Росатом» и посвящено празднованию 80-летия российской атомной промышленности. Основные события форума включали выставку достижений атомной промышленности, молодежную программу и культурные мероприятия. Программа форума охватывала широкий спектр тем, включая энергетику, медицину и цифровые технологии. Среди ключевых участников были представители международных организаций, таких как МАГАТЭ и Всемирная ядерная ассоциация, а также руководители государств и предприятий атомной отрасли.
Атомная энергия давно перестала быть предметом исключительно технических разработок и прочно закрепилась в культуре человечества. Различные формы искусства, от литературы до скульптуры, продолжают обращаться к этой сложной и противоречивой теме.
Давайте вспомним наиболее яркие примеры атомного искусства в истории
Роман «Освобождённый мир» Герберта Уэллса (Великобритания, 1914)
Один из ярких примеров - роман британского писателя Герберта Уэллса «Освобождённый мир», вышедший в 1914 году. Автор, уже успевший прославиться такими фантастическими произведениями, как «Война миров» и «Человек-невидимка», представил будущее, в котором человечество освоило энергию атома. Роман описывает появление транспорта с атомными двигателями и даже прототипа ядерного оружия, пусть и недостаточно мощного по сравнению с реальным аналогом. Уэллс провел тщательную предварительную работу, ознакомившись с исследованиями ведущих физиков того времени, таких как Резерфорд, Рамсей и Содди.
Книга описывает две возможные судьбы человечества: возврат к примитивизму или переход к новому обществу, основанному на науке и просвещении. Предположив, что ядерный конфликт приведет к возникновению единого планетарного правительства и созданию идеального общественного строя, Уэллс оказался удивительно дальновидным. Конечно, реальность оказалась сложнее: в реальной истории Вторая мировая война и Холодная война показали, насколько опасна власть над атомной энергией.
Купальник «Atome» Жака Эйма (Франция, 1946)
В 1946 году французский дизайнер Жак Эйм предложил вниманию публики революционное изделие - купальник Atome. Рекламная кампания, сопровождавшаяся слоганом «Самый маленький купальник в мире», проводилась с использованием самолета, пролетающего над курортами Французской Ривьеры. Эйм был пионером в деле изменения стандартов женской пляжной моды, приоткрыв грудь и введя разделение верхней и нижней частей купальника. Тем не менее, буквально вслед за рекламной кампанией Эйма появилось предложение конкурирующего дизайнера Луи Реара, выпустившего купальник Bikini. Название новинки играло на контрасте, утверждая, что «бикини — это купальник, который меньше, чем самый маленький купальный костюм в мире». Эйм, стремившийся повторить свой успех, потерял лидерство в гонке модных тенденций, и его купальник Atome остался скорее забытым артефактом в истории моды. Однако интересно отметить, что термин «бикини» в конечном счете приобрел дополнительное значение, став названием острова, где американские военные проводили испытания атомного оружия, и теперь символизирует как одежду, так и военную технологию.
Атомиум (Бельгия, 1958)
В 1958 году в Брюсселе появился необычный архитектурный объект - Атомиум, который стал символом не только бельгийской столицы, но и всей страны. Это строение было создано специально для Всемирной выставки, проходившей в том же году, и задумывалось как символ наступающего «атомного века» и мирного использования атомной энергии. Автором проекта стал Андре Ватеркейн, который решил воплотить идею, наглядно иллюстрирующую структуру молекулы железа. Конструкция выполнена в форме девяти сфер, соединенных восемнадцатью металлическими трубами, имитирующими связи в кристаллической решетке. Высота сооружения составляет 102 метра, а общий объем равен масштабу реального атома железа, увеличенного в 165 миллиардов раз. Внутри шести из девяти сфер размещаются временные выставки, кафе и рестораны, а трубы используются для передвижения посетителей: в них установлены лифты, лестничные клетки и коридоры.
Человек-паук и Халк (США, 1962)
Влияние массовой культуры на отношение общества к науке и технике невозможно переоценить. Ярким примером этого феномена являются герои популярных комиксов Marvel, созданные Стэном Ли и его коллегами. Такие персонажи, как Человек-паук и Халк, получили свои суперсилы именно благодаря воздействию радиации, эффективно развеивая страхи, связанные с радиационной угрозой. Так, Человек-паук (Питер Паркер) приобрёл свои экстраординарные способности после укуса радиоактивного паука, а Халк (Брюс Беннер) получил силу и неуязвимость вследствие воздействия гамма-излучения во время неудачных военных экспериментов. Оба персонажа, став любимцами читателей и зрителей, помогают молодежи воспринимать радиацию не как угрозу, а как источник возможности и изменений.
Шелкография на холсте «Атомная бомба» Энди Уорхола (США, 1965)
Энди Уорхол, известный своими провокационными проектами, в 1965 году создал шелкографию на холсте под названием «Атомная бомба». Это произведение входит в серию «Смерть и катастрофа», созданную в 1960-е годы. Картина посвящена двадцатилетнему юбилею американской бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Используя метод шелкографии, Уорхол многократно воспроизвел изображение грибообразного облака ядерного взрыва. Каждое последующее изображение сделано темнее предыдущего, постепенно теряя первоначальный красный оттенок и заменяя его черной краской. Такой прием подразумевает снижение значимости самого предмета изображения и усиление внимания к процессу воспроизводства изображения. Именно в этом смысле произведение можно рассматривать как метафору глобальных катастроф, затрагивающих миллионы жизней. Страх перед смертью отдельного человека затмевает всеобщую гибель, и когда наступает полная катастрофа, отдельные трагедии теряют смысл.
Скульптура «Ядерная энергия» (Чикаго, 1967)
Скульптурная композиция «Ядерная энергия», созданная британским художником Генри Муром в 1967 году, является символом первой успешной реакции расщепления атомного ядра, осуществленной в 1942 году под руководством Энрико Ферми. Установленная на территории Чикагского университета, скульптура символизирует двойственность атомной энергии: верхушка фигуры напоминает грибовидное облако ядерного взрыва или человеческий череп, в то время как основание похоже на защитный покров храма. Генри Мур утверждал, что его цель состояла в передаче идей опасности и защиты, заложенных в ядерную энергию. Верхняя часть скульптуры вызывает тревожные ассоциации с последствиями атомных взрывов, в то время как нижняя половина символизирует надежду и защиту, предлагаемую мудрым использованием этой силы.
Кинетическая скульптура «Атом» Вячеслава Колейчука (Москва, 1967)
Кинетическая скульптура «Атом», созданная российским художником Вячеславом Колейчуком в 1967 году, представляла собой важный символ празднования пятидесятилетия Октябрьской революции. Установленная перед Курчатовским институтом, 13-метровая конструкция использовалась для иллюстрации динамики и движения, символизирующих могущество и прогрессивность атомной науки. Основная особенность скульптуры заключалась в том, что подвешенная сфера медленно вращалась под воздействием ветра, дополняя акустическое сопровождение композитора Льва Термена, которое, к сожалению, было потеряно. С течением времени оригинал скульптуры был утрачен, но в 2018 году, незадолго до своей смерти, Колейчук принимал активное участие в восстановлении памятника. Совместно с Госкорпорацией «Росатом» воссоздали копию скульптуры в Московском музее современного искусства «Гараж».
Роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» (США, 1968)
Литературные произведения оказывают глубокое влияние на восприятие социальных проблем и мировоззрение читателей. Одним из ярких примеров этого является роман Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», опубликованный в 1968 году. Несмотря на то, что центральная тема романа не касается атомной энергии напрямую, автор обращается к последствиям ядерной войны, создавая образ разрушенного мира, где выживаемость человечества поставлена под угрозу радиацией. Действие романа разворачивается в постапокалиптическом обществе, где Земля опустошена радиацией, а оставшиеся жители вынуждены мигрировать на другие планеты. Те, кто остался на Земле, подвержены мутациям и рассматриваются как нежелательные носители генетических дефектов. Повествование фокусируется на экзистенциальных проблемах и моральных выборах, возникающих в таком мире.
Интересно отметить, что сюжет фильма «Бегущий по лезвию», снятого Ридли Скоттом, заметно отличается от книги. Фильм сосредотачивается на судьбе репликантов и поиске сущности человека, в то время как оригинальный роман Филиппа Дика подчеркивает вопросы взаимовыручки, насилия и понимания в экстремальных обстоятельствах.
Мозаичное панно «Кузнецы современности» (Киев, 1974)
Советская культура известна своими памятниками и декоративными элементами, символизирующими успехи науки и техники. Одно из таких произведений — мозаичное панно «Кузнецы современности», выполненное в 1974 году на входе в Институт ядерных исследований Национальной академии наук Украины в Киеве. Созданное командой художников, включая учеников мексиканского мастера Диего Риверы, это произведение идеально подходит для изучения влияния модернизма на советское искусство. «Кузнецы современности» отражают специфику и идеологию советской эпохи, обращая внимание на ценности коллективизма, профессионализма и инновационного подхода к решению задач, стоящих перед страной.
Граффити «Водолей» (Франция, 2005)
Современные художники используют различные средства для привлечения внимания к проблемам экологии и технологических процессов. Одним из примеров этого является граффити «Водолей», появившееся в 2005 году на градирнях атомной электростанции Круа во Франции. Проект был разработан художником Жан-Мари Пьером и реализован группой из девяти профессиональных альпинистов. Масштабы работы поражают воображение: создание граффити заняло 8 тысяч рабочих часов, потребовав около 4 тысяч литров краски. Идея изображения заключается в гармоничном сочетании природного элемента — облаков — с парами, выходящими из градирен, визуально передавая концепцию экологически чистой атомной энергетики.
«A Thousand Suns» группы Linkin Park (США, 2010)
Музыкальное искусство также способно формировать общественное сознание и влиять на восприятие глобальных проблем. Четвёртый студийный альбом группы Linkin Park под названием «A Thousand Suns» (2010) посвящён теме страха перед ядерным вооружением и возможной ядерной войной. Альбом назван в честь цитаты Роберта Оппенгеймера, руководителя Манхэттенского проекта, который вспоминал строки из священного индуистского текста Бхагавадгиты, наблюдая испытание первой атомной бомбы. В альбоме музыканты стремятся подчеркнуть тревогу и неопределенность, возникающие из-за угрозы глобальной катастрофы, и предлагают музыку как средство утешения и облегчения страхов.
Поп-арт работы Такаси Мураками (Япония)
Поп-арт японского художника Такаси Мураками стал голосом целой нации, переживавшей психологическую травму, связанную с ужасами атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки в 1945 году. Родившийся в городе Кокура, который едва избежал подобной участи, Мураками посвятил свою карьеру исследованию последствий травмы и трансформации страха в визуальное искусство. Яркими представителями его творчества являются веселые грибы с большими глазами и яркие татуированные персонажи, вдохновленные традиционным японским фольклором. Однако ключевым символом его творчества является образ Тайм Бокан — улыбающийся скелет в форме ядерного гриба. Эти образы появляются в десятках его работ, зачастую переплетаясь с другими элементами, такими как растительность и геометрические паттерны.
Пишите в комментариях, смотрели ли Вы оригинальный сериал и ждете ли продолжение истории?
Поддержать канал автору на мечту можно здесь:
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также:
А еще больше эксклюзивного контента доступно по Премиум-подписке: