Найти в Дзене

История искусства: Атом в истории искусства. Ядерная красота

Добрый день, уважаемые читатели! Международный форум «Мировая атомная неделя» прошел в Москве на территории ВДНХ с 25 по 28 сентября 2025 года. Мероприятие было организовано госкорпорацией «Росатом» и посвящено празднованию 80-летия российской атомной промышленности. Основные события форума включали выставку достижений атомной промышленности, молодежную программу и культурные мероприятия. Программа форума охватывала широкий спектр тем, включая энергетику, медицину и цифровые технологии. Среди ключевых участников были представители международных организаций, таких как МАГАТЭ и Всемирная ядерная ассоциация, а также руководители государств и предприятий атомной отрасли. Атомная энергия давно перестала быть предметом исключительно технических разработок и прочно закрепилась в культуре человечества. Различные формы искусства, от литературы до скульптуры, продолжают обращаться к этой сложной и противоречивой теме. Давайте вспомним наиболее яркие примеры атомного искусства в истории Один из я
Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели!

Международный форум «Мировая атомная неделя» прошел в Москве на территории ВДНХ с 25 по 28 сентября 2025 года. Мероприятие было организовано госкорпорацией «Росатом» и посвящено празднованию 80-летия российской атомной промышленности. Основные события форума включали выставку достижений атомной промышленности, молодежную программу и культурные мероприятия. Программа форума охватывала широкий спектр тем, включая энергетику, медицину и цифровые технологии. Среди ключевых участников были представители международных организаций, таких как МАГАТЭ и Всемирная ядерная ассоциация, а также руководители государств и предприятий атомной отрасли.

Фото: ТАСС / Карпухин Сергей
Фото: ТАСС / Карпухин Сергей

Атомная энергия давно перестала быть предметом исключительно технических разработок и прочно закрепилась в культуре человечества. Различные формы искусства, от литературы до скульптуры, продолжают обращаться к этой сложной и противоречивой теме.

Давайте вспомним наиболее яркие примеры атомного искусства в истории

Роман «Освобождённый мир» Герберта Уэллса (Великобритания, 1914)

Обложка первого издания, 1914
Обложка первого издания, 1914

Один из ярких примеров - роман британского писателя Герберта Уэллса «Освобождённый мир», вышедший в 1914 году. Автор, уже успевший прославиться такими фантастическими произведениями, как «Война миров» и «Человек-невидимка», представил будущее, в котором человечество освоило энергию атома. Роман описывает появление транспорта с атомными двигателями и даже прототипа ядерного оружия, пусть и недостаточно мощного по сравнению с реальным аналогом. Уэллс провел тщательную предварительную работу, ознакомившись с исследованиями ведущих физиков того времени, таких как Резерфорд, Рамсей и Содди.

Книга описывает две возможные судьбы человечества: возврат к примитивизму или переход к новому обществу, основанному на науке и просвещении. Предположив, что ядерный конфликт приведет к возникновению единого планетарного правительства и созданию идеального общественного строя, Уэллс оказался удивительно дальновидным. Конечно, реальность оказалась сложнее: в реальной истории Вторая мировая война и Холодная война показали, насколько опасна власть над атомной энергией.

Купальник «Atome» Жака Эйма (Франция, 1946)

Купальник «Atome»
Купальник «Atome»

В 1946 году французский дизайнер Жак Эйм предложил вниманию публики революционное изделие - купальник Atome. Рекламная кампания, сопровождавшаяся слоганом «Самый маленький купальник в мире», проводилась с использованием самолета, пролетающего над курортами Французской Ривьеры. Эйм был пионером в деле изменения стандартов женской пляжной моды, приоткрыв грудь и введя разделение верхней и нижней частей купальника. Тем не менее, буквально вслед за рекламной кампанией Эйма появилось предложение конкурирующего дизайнера Луи Реара, выпустившего купальник Bikini. Название новинки играло на контрасте, утверждая, что «бикини — это купальник, который меньше, чем самый маленький купальный костюм в мире». Эйм, стремившийся повторить свой успех, потерял лидерство в гонке модных тенденций, и его купальник Atome остался скорее забытым артефактом в истории моды. Однако интересно отметить, что термин «бикини» в конечном счете приобрел дополнительное значение, став названием острова, где американские военные проводили испытания атомного оружия, и теперь символизирует как одежду, так и военную технологию.

Атомиум (Бельгия, 1958)

Атомиум, Брюссель, Бельгия
Атомиум, Брюссель, Бельгия

В 1958 году в Брюсселе появился необычный архитектурный объект - Атомиум, который стал символом не только бельгийской столицы, но и всей страны. Это строение было создано специально для Всемирной выставки, проходившей в том же году, и задумывалось как символ наступающего «атомного века» и мирного использования атомной энергии. Автором проекта стал Андре Ватеркейн, который решил воплотить идею, наглядно иллюстрирующую структуру молекулы железа. Конструкция выполнена в форме девяти сфер, соединенных восемнадцатью металлическими трубами, имитирующими связи в кристаллической решетке. Высота сооружения составляет 102 метра, а общий объем равен масштабу реального атома железа, увеличенного в 165 миллиардов раз. Внутри шести из девяти сфер размещаются временные выставки, кафе и рестораны, а трубы используются для передвижения посетителей: в них установлены лифты, лестничные клетки и коридоры.

Человек-паук и Халк (США, 1962)

Обложка первого выпуска комикса о Человеке-пауке, 1962
Обложка первого выпуска комикса о Человеке-пауке, 1962

Влияние массовой культуры на отношение общества к науке и технике невозможно переоценить. Ярким примером этого феномена являются герои популярных комиксов Marvel, созданные Стэном Ли и его коллегами. Такие персонажи, как Человек-паук и Халк, получили свои суперсилы именно благодаря воздействию радиации, эффективно развеивая страхи, связанные с радиационной угрозой. Так, Человек-паук (Питер Паркер) приобрёл свои экстраординарные способности после укуса радиоактивного паука, а Халк (Брюс Беннер) получил силу и неуязвимость вследствие воздействия гамма-излучения во время неудачных военных экспериментов. Оба персонажа, став любимцами читателей и зрителей, помогают молодежи воспринимать радиацию не как угрозу, а как источник возможности и изменений.

Шелкография на холсте «Атомная бомба» Энди Уорхола (США, 1965)

Энди Уорхол, Атомная бомба, 1965
Энди Уорхол, Атомная бомба, 1965

Энди Уорхол, известный своими провокационными проектами, в 1965 году создал шелкографию на холсте под названием «Атомная бомба». Это произведение входит в серию «Смерть и катастрофа», созданную в 1960-е годы. Картина посвящена двадцатилетнему юбилею американской бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Используя метод шелкографии, Уорхол многократно воспроизвел изображение грибообразного облака ядерного взрыва. Каждое последующее изображение сделано темнее предыдущего, постепенно теряя первоначальный красный оттенок и заменяя его черной краской. Такой прием подразумевает снижение значимости самого предмета изображения и усиление внимания к процессу воспроизводства изображения. Именно в этом смысле произведение можно рассматривать как метафору глобальных катастроф, затрагивающих миллионы жизней. Страх перед смертью отдельного человека затмевает всеобщую гибель, и когда наступает полная катастрофа, отдельные трагедии теряют смысл.

Скульптура «Ядерная энергия» (Чикаго, 1967)

Скульптурная композиция «Ядерная энергия», Чикаго, США
Скульптурная композиция «Ядерная энергия», Чикаго, США

Скульптурная композиция «Ядерная энергия», созданная британским художником Генри Муром в 1967 году, является символом первой успешной реакции расщепления атомного ядра, осуществленной в 1942 году под руководством Энрико Ферми. Установленная на территории Чикагского университета, скульптура символизирует двойственность атомной энергии: верхушка фигуры напоминает грибовидное облако ядерного взрыва или человеческий череп, в то время как основание похоже на защитный покров храма. Генри Мур утверждал, что его цель состояла в передаче идей опасности и защиты, заложенных в ядерную энергию. Верхняя часть скульптуры вызывает тревожные ассоциации с последствиями атомных взрывов, в то время как нижняя половина символизирует надежду и защиту, предлагаемую мудрым использованием этой силы.

Кинетическая скульптура «Атом» Вячеслава Колейчука (Москва, 1967)

Светокинетическая установка «Атом» Вячеслава Колейчука и группы «Мир» на площади Академика Курчатова, Москва, 1967
Светокинетическая установка «Атом» Вячеслава Колейчука и группы «Мир» на площади Академика Курчатова, Москва, 1967

Кинетическая скульптура «Атом», созданная российским художником Вячеславом Колейчуком в 1967 году, представляла собой важный символ празднования пятидесятилетия Октябрьской революции. Установленная перед Курчатовским институтом, 13-метровая конструкция использовалась для иллюстрации динамики и движения, символизирующих могущество и прогрессивность атомной науки. Основная особенность скульптуры заключалась в том, что подвешенная сфера медленно вращалась под воздействием ветра, дополняя акустическое сопровождение композитора Льва Термена, которое, к сожалению, было потеряно. С течением времени оригинал скульптуры был утрачен, но в 2018 году, незадолго до своей смерти, Колейчук принимал активное участие в восстановлении памятника. Совместно с Госкорпорацией «Росатом» воссоздали копию скульптуры в Московском музее современного искусства «Гараж».

Роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» (США, 1968)

Обложка венгерского издания 2005 года
Обложка венгерского издания 2005 года

Литературные произведения оказывают глубокое влияние на восприятие социальных проблем и мировоззрение читателей. Одним из ярких примеров этого является роман Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», опубликованный в 1968 году. Несмотря на то, что центральная тема романа не касается атомной энергии напрямую, автор обращается к последствиям ядерной войны, создавая образ разрушенного мира, где выживаемость человечества поставлена под угрозу радиацией. Действие романа разворачивается в постапокалиптическом обществе, где Земля опустошена радиацией, а оставшиеся жители вынуждены мигрировать на другие планеты. Те, кто остался на Земле, подвержены мутациям и рассматриваются как нежелательные носители генетических дефектов. Повествование фокусируется на экзистенциальных проблемах и моральных выборах, возникающих в таком мире.

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию»
Кадр из фильма «Бегущий по лезвию»

Интересно отметить, что сюжет фильма «Бегущий по лезвию», снятого Ридли Скоттом, заметно отличается от книги. Фильм сосредотачивается на судьбе репликантов и поиске сущности человека, в то время как оригинальный роман Филиппа Дика подчеркивает вопросы взаимовыручки, насилия и понимания в экстремальных обстоятельствах.

Мозаичное панно «Кузнецы современности» (Киев, 1974)

Мозаичное панно «Кузнецы современности», Киев, Украина
Мозаичное панно «Кузнецы современности», Киев, Украина

Советская культура известна своими памятниками и декоративными элементами, символизирующими успехи науки и техники. Одно из таких произведений — мозаичное панно «Кузнецы современности», выполненное в 1974 году на входе в Институт ядерных исследований Национальной академии наук Украины в Киеве. Созданное командой художников, включая учеников мексиканского мастера Диего Риверы, это произведение идеально подходит для изучения влияния модернизма на советское искусство. «Кузнецы современности» отражают специфику и идеологию советской эпохи, обращая внимание на ценности коллективизма, профессионализма и инновационного подхода к решению задач, стоящих перед страной.

Граффити «Водолей» (Франция, 2005)

Граффити «Водолей», Франция
Граффити «Водолей», Франция

Современные художники используют различные средства для привлечения внимания к проблемам экологии и технологических процессов. Одним из примеров этого является граффити «Водолей», появившееся в 2005 году на градирнях атомной электростанции Круа во Франции. Проект был разработан художником Жан-Мари Пьером и реализован группой из девяти профессиональных альпинистов. Масштабы работы поражают воображение: создание граффити заняло 8 тысяч рабочих часов, потребовав около 4 тысяч литров краски. Идея изображения заключается в гармоничном сочетании природного элемента — облаков — с парами, выходящими из градирен, визуально передавая концепцию экологически чистой атомной энергетики.

«A Thousand Suns» группы Linkin Park (США, 2010)

Обложка альбома
Обложка альбома

Музыкальное искусство также способно формировать общественное сознание и влиять на восприятие глобальных проблем. Четвёртый студийный альбом группы Linkin Park под названием «A Thousand Suns» (2010) посвящён теме страха перед ядерным вооружением и возможной ядерной войной. Альбом назван в честь цитаты Роберта Оппенгеймера, руководителя Манхэттенского проекта, который вспоминал строки из священного индуистского текста Бхагавадгиты, наблюдая испытание первой атомной бомбы. В альбоме музыканты стремятся подчеркнуть тревогу и неопределенность, возникающие из-за угрозы глобальной катастрофы, и предлагают музыку как средство утешения и облегчения страхов.

Поп-арт работы Такаси Мураками (Япония)

Такаси Мураками, Тайм Бокан (красный), 2001
Такаси Мураками, Тайм Бокан (красный), 2001

Поп-арт японского художника Такаси Мураками стал голосом целой нации, переживавшей психологическую травму, связанную с ужасами атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки в 1945 году. Родившийся в городе Кокура, который едва избежал подобной участи, Мураками посвятил свою карьеру исследованию последствий травмы и трансформации страха в визуальное искусство. Яркими представителями его творчества являются веселые грибы с большими глазами и яркие татуированные персонажи, вдохновленные традиционным японским фольклором. Однако ключевым символом его творчества является образ Тайм Бокан — улыбающийся скелет в форме ядерного гриба. Эти образы появляются в десятках его работ, зачастую переплетаясь с другими элементами, такими как растительность и геометрические паттерны.

Работа Такаси Мураками
Работа Такаси Мураками
Работа Такаси Мураками
Работа Такаси Мураками
Работа Такаси Мураками
Работа Такаси Мураками

Пишите в комментариях, смотрели ли Вы оригинальный сериал и ждете ли продолжение истории?

Поддержать канал автору на мечту можно здесь:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также:

А еще больше эксклюзивного контента доступно по Премиум-подписке:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен