«Русские ужасно нечисты. Они насквозь пропахли самыми подлыми и зловонными овощами – луком и чесноком, которые поедают в неимоверных количествах. Зубы здесь чистить не принято, считается, что тем самым сдирается с них природный лоск. Между тем, многие знатные мужи и дамы имеют зубы отвратительно черные и гнилые. Также у них в домах водится несметное количество черных тараканов, коих не выводят, а, напротив, почитают за хорошую примету – к богатству».
Вот среднестатистическое мнение европейских путешественников о русских Так что же выходит и правда Россия - немытая? Но вот что в ответ им в том же XVII столетии мог бы сказать русский дипломат побывавший в Европе:
«В Париже, в королевском дворце великой смрад и сугубое зловоние, само же его величество Лудовик XIV смердит, аки дикой зверь. Паче же прочего в великую досаду нам стали воши, коих здесь называют «Божьим жемчугом» и не находят в них никакой нечистоты».
Иностранные путешественники - весьма тенденциозный источник о прошлом наших предков, нередко они описывают Россию крайне критично и зачастую злобно. В их сочинениях русские обладают невероятным количеством пороков - и «привычкой к рабству» и к пьянству и ленью, но даже они подчеркивают чистоплотность русского народа.
Так англичанин Джайлс Флетчер, написавший про русских немало плохого (ведь свою книгу он писал в период конфликта между Россией а Англией, так как та имела виды на Русский Север) отмечает, что баня и любовь к чистоте заменила русским лекарства:
«Вы нередко увидите, как они для закалки тела выбегают из бань в мыле и, дымясь от жару, как поросёнок на вертеле, кидаются нагие в реку или окатываются холодной водой даже в самый сильный мороз».
О государстве Русском / сочинение Флетчера. - Издание 3-е. -Санкт-Петербург : издание А. С. Суворина, 1906.
Бани упоминаются уже в самых древних русских памятниках. Тот самый Вещий Олег в 907 году требует чтобы русским послам и купцам в Царьграде предоставили «творити мовь елико хотять» (907 г). «Мовь» здесь означает как раз мытье в бане, а сама баня называлась «мыльня». Но чаще всего «мыльни» упоминаются в житиях. Например, в «Повесте о Петре и Февронии» (XVI в) раненного князя моют в бане. Интересно что
«помывка в бане сопровождалась обязательной сменой белья, ибо «частое мытье и частое переменяние платия вшам множится не дает» сказано в Вертограде XVII в».
Н.А. Богоявленский. О некоторых элементах гигиены и санитарии в быту Древней Руси.
рекомендуем: Расшифровано ДНК великого воина! Так к какому народу принадлежали самые таинственные наши предки?
В Средние века Русь уже государство православное, что накладывает отпечаток на представления о чистоте. Банный день был в субботу, в этот день все население обязательно мылось в бане, чтобы утром в воскресенье в церковь пойти уже чистым. Конечно мылись не только по субботам, а например в «чистый четверг». Баню топили и для тех кто с дороги, или болеет.
Ванная комната в домах на Руси
Но была на Руси не только баня, а можно сказать своя действующая круглый год ванная комната - это русская печь! Да, в ней не только готовили, в ней еще когда она немного остынет - мылись! Хозяйки сначала чистили ее от золы, сажи и угля, устилали соломой, заваривали веники, делали «шампуни» из яичных растворов. Ну а потом залазили внутрь, туда легко помещались 2 взрослых человека, с кадушками, вениками, заваренными травами и так далее. Вобщем мыться нашим предкам было легко и удобно, в печах мылись часто, а не только по субботам, ведь баню затопить намного сложнее.
Мало того, похоже в каждом доме средневековой Руси был и рукомойник, археологи очень часто находят фрагменты керамических рукомойников, в богатых домах они были из металла. Вода из таких рукомойников лилась на руки. И здесь еще одна большая разница между тем как умывались славяне и европейцы (эта разница сохранилась по сей день!): европейцы исторически привыкли мыться всей семьей в одной лохани, не меняя воды. Русские мылись под проточной водой, выливая воду после каждого человека.
На самом деле такая любовь русских к чистоте тела обьясняется очень древними воззрениями русских людей на тело. Для русских оно не было чем-то греховным, а скорее божественным. Мать Сыра Земля воспринималась как тело женщины. Следовательно тело женщины воспринималось как что то божественное. Оно было прообразом Вселенной, и через него осуществлялась связь с высшими Силами.
«Немытая Россия" или «немытая Европа»?
Но вернемся к баням. Русские бани - это то, что впервую очередь удивляет и возмущает иностранных путешественников. Вот что пишет в 1661 году барон Августин Майерберг, посол римского императора Леопольда к царю Алексею Михайловичу:
«В общественных банях бывают в большом числе и женщины простого звания; но хотя моются там отдельно от мужчин за перегородкой, однако ж совсем нагие входят в одну дверь с ними, а если которой-нибудь придет такая охота, она остановится на ее пороге, да и не стыдится разговаривать при посторонних с мужем, который моется, с самою вздорною болтовнѐю. Да даже и сами они, вызвавши кровь таким же, как и мужья их, сеченьем и хлестаньем к самой коже, тоже бегут к ближней реке, смешавшись с мужчинами и нисколько не считая за важность выставлять их нахальным взглядам свою наготу, возбуждающую любострастие».
рекомендуем: 8 самых странных предметов нижнего белья в истории!
А вот что с возмущением пишет чех Бернгард Таннер, побывавший в Москве в 1678 году:
«В Москве я видел две бани — одну отдельную на р. Москве, другую в Белом городе на р. Неглинной. Как везде, так точно и здесь они ведут себя неблагородно, даже еще хуже. Ради любопытства некоторые из нас захотели посмотреть на нее, и по принятому у нас обыкновению пришли покрытыми, думая, что здесь моются так же, как и в наших краях, но с первого же шага заметили разницу: дверь, увидели мы, отворена, окна не заперты, но в бане было все-таки очень жарко. Как завидели москвитяне нас покрытыми, — сами они безо всякого стыда были голы совершенно — так и разразились хохотом».
(То есть русские люди захохотали, увидев пришедших одетыми в рубахи в парилку иностранцев! Заметьте еще в 19 веке ванны европейцы принимали тоже в рубахах)
Чех продолжает:
«Прислуги тут нет, банщика и цирюльника тоже; кому надо воды, тот должен был сам спускаться к реке. Мы побыли там немного, и ушли сухими, как пришли, поглядев на их способ мыться, как они вместо того, чтобы тереться, начали хлестать себя прутьями, орать, окачиваться холодной водой да, сверх того, при детях выделывать неприст/:йные телодвижения. Нам стало противно, мы со смехом и вышли. Так же моются, видели мы, и женщины и тоже г@лыми бегают взад и вперед, не стесняясь».
БЕРНГАРД ТАННЕР. ПОЛЬСКО-ЛИТОВСКОЕ ПОСОЛЬСТВО В МОСКОВИЮ
В 1669 году возмущается голландец Ян Стрюйс:
«Общественными банями пользуются мужчины и женщины, молодые и старые, без различия. Раздевшись д@г@ла, все входят в одну дверь, прикрывая иногда свой ср@м не чем иным, как пучками высушенных березовых веток, которыми растирают тело, предварительно побрызгав на него водой, что происходит, когда они парятся на скамейках... Итак, мужчины и женщины, молодые и старые, выбегают без стыда и страха из бани, так что их каждый может увидеть…»
ЯН СТРЮЙС. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ
Церковь и власти конечно же не одобряли такого положения дел. Уже в 1551 г. постановлением «Стоглава» было запрещено совместное мытье мужчин и женщин. Якобы потому что Иван Грозный был крайне возмущен такой неприличной традицией. Тогда в городских банях стали делать раздельные раздевальни, но сами бани оставались общими- так легко совместное мытье в бане было похоже не искоренить. Адам Олеарий подглядеть за «варварским» мытьем русских отправился во время своего путешествия по России:
«В Астрахани я, чтобы видеть лично, как они моются, незамеченным образом отправился в их баню. Баня была разгорожена бревнами, чтобы мужчины и женщины могли сидеть отдельно. Однако входили и выходили они через одну и ту же дверь, притом без передников; только некоторые держали спереди березовый веник до тех пор, пока не усаживались на место. Иные не делали и этого. Женщины иногда выходили без стеснения г@лые — поговорить со своими мужьями».
Прошло более 200 лет и теперь уже Екатерина II всерьез взялась за бани, с намерением искоренить совместное мытье в общественных банях… Но судя по всему оно продержалось вплоть до начала XIX в. Такое совместное мытье так смущало иностранцев, что по словам голландца Яна Стрюйса они:
« выпросили для себя бани, принадлежащие только им и недоступные туземцам. Эти бани совершенно иные во всех отношениях, потому что чисты, опрятны и хорошо пахнут, так как каждый приносит с собою трав, которыми, купаясь, окуривает себя и наполняет приятным запахом весь дом. По выходе из ванны, вступаешь в комнатки, где с большим удобством вытираешься и обсыхаешь. Затем приносят вам или меду, или другого какого-нибудь напитка».
Впрочем, разглядывая европейские средневековые литографии даже удивительно становится, что так возмущает иностранных путешественников?! Ведь на них в европейских банях точно так же совместно моются мужчины и женщины! Вот только в них царит подлинный ра$врат: играет музыка, льется рекой вино, девушки, которые посетителей не только моют, приносят еду и напитки прямо в деревянные купели… То есть в отличие от Руси в Европе туда ходили вовсе не помыться:
"В Европе XV века в общественные бани с угощением и девушками в купели с продолжением отдыха в п@стели горожане ходили также часто, как наши современники ходят сейчас в рестораны [Smith V., 2008].
рекомендуем: Какое археологическое открытие на территории России считают значимее, чем открытие гробницы Тутанхамона?
Кстати, то, что в Средние века европейцы не мылись вовсе - тоже миф. Перестали они мыться уже в Новое время! В конце XVI века общественные бани действительно резко выходят из моды.
Так, если в 1534 году в Вене была 21 общественная баня, то в 1600 - осталось лишь 7
А. Дачник. Баня. Очерки этнографии и медицины. Часть I.
Сложно сказать, что ударило по баням сильнее: стремительное распространение завезенного конкистадорами SифилиSа, который в ту эпоху был неизлечим(считалось, что он передается через воду), или сильнейшее подорожание дров в конце XVI века (лесов в Европе почти не осталось),
"что сделало дровяное отопление фактически роскошью, недоступной большинству содержателей бань»
А вот на Руси, на которой в банях исторически просто мылись, да и дров было достаточно, ситуация была несколько иная. То есть иностранные путешественники зачастую видели в совместном мытье русских, привычный им «банный ра$врат», русским баням несвойственный!
"Эти бани не доводят народ до р@спутства"
Такое положение дел в России сохранялось еще очень долго. Вот что пишет служивший в России уже в XVIII в Шарль Масон де Бламон:
«в Петербурге бани и купальни разделены для обоих полов перегородкой, но многие старые женщины всегда предпочитают вмешиваться в толпу мужчин; да кроме того, вымывшись в бане, и мужчины и женщины выбегают голышом, и вместе бегут окунуться в протекающей сзади бани реке(…) В деревне устройство бань старинное, то есть там все полы и возрасты моются вместе, и семья, состоящая из сорокалетнего отца, тридцатипятилетней матери, двадцатилетнего сына и пятнадцатилетней дочери, ходит в баню, и члены ее взаимно моют и парят друг друга в состоянии невинности первых человеков».
Француз очень точно подмечает:
«вовсе не эти бани доводят народ до распутства, наоборот, они, несомненно, очень полезны для него. Сердце русского юноши не трепещет и кровь не кипит при мысли о формирующейся груди. Ему нечего вздыхать о тайных, неведомых прелестях — он уже с детства все видел и все знает. Никогда молодая русская девушка не краснеет от любопытства или от нескромной мысли, от мужа она не узнает ничего для себя нового... И надо сказать правду, насколько непристойно держатся женщины, настолько же девушки сдержанны и скромны. В них от природы заложены задатки глубоких и нежных чувств».
Шарль Масон де Бламон подмечает и следующую деталь: в общественных банях в России были женщины - банщицы, которые просто мыли мужчин « тщательно и с полным равнодушием». В отличие от той же Европы где банщицы оказывали и услуги другого рода. Недаром там «банщица" была синонимом дамы легкого поведения а «сын банщицы» - оскорблением.
автор Наталья Серёгина. Журналист и писатель
Книги авторов нашего канала можно на маркетплейсах или на сайте издательства:
"Средневековье на Руси: Кощеево царство, народные поверья, колдовство и женская доля"
Интимная Русь: Жизнь без Домостроя, грех, любовь и колдовство
Как жили на Руси. Путеводитель по миру прошлого в красочных иллюстрациях