Найти в Дзене
Верасневский

Кинообраз Иоанна lV: от защитника до мнительного безумца

В московской многоэтажке живет инженер Тимофеев, одержимый идеей создания машины времени. Эксперименты горе-ученого бесят не только его жену, сбежавшую из дома с видным кинорежиссером, но и всех остальных жильцов. Пос-ле очередного фиаско в квартиру к Тимофееву заявляется управдом Бунша, тогда как в соседних апар-таментах вор Жорж Милославский осуществляет средь бела дня "гоп-стоп". В этот момент машина вре-мени открывает портал в XVI век и из стены появляется царь Иван Грозный. Бунша же с Милосла-вским оказываются в Древней Ру-си... Этот фильм пересмотрело большинство граждан бывшего СССР и не однажды, я же хочу рассказать про другие ленты, снятые о великом царе. Иван Васильевич меняет профес-сию» — золотая классика советского кинематографа, выученная наизусть практически каждым. В основе сю-жета комедии Л. Гайдая лежит пьеса М. Булгакова, написанная им ещё в 1930-е годы. Великий кинематогра-фист оставил остроумные диалоги в первозданном виде, но перенёс со-бытия в современные ему

В московской многоэтажке живет инженер Тимофеев, одержимый идеей создания машины времени. Эксперименты горе-ученого бесят не только его жену, сбежавшую из дома с видным кинорежиссером, но и всех остальных жильцов. Пос-ле очередного фиаско в квартиру к Тимофееву заявляется управдом Бунша, тогда как в соседних апар-таментах вор Жорж Милославский осуществляет средь бела дня "гоп-стоп". В этот момент машина вре-мени открывает портал в XVI век и из стены появляется царь Иван Грозный. Бунша же с Милосла-вским оказываются в Древней Ру-си... Этот фильм пересмотрело большинство граждан бывшего СССР и не однажды, я же хочу рассказать про другие ленты, снятые о великом царе.

Иван Васильевич меняет профес-сию» — золотая классика советского кинематографа, выученная наизусть практически каждым. В основе сю-жета комедии Л. Гайдая лежит пьеса М. Булгакова, написанная им ещё в 1930-е годы. Великий кинематогра-фист оставил остроумные диалоги в первозданном виде, но перенёс со-бытия в современные ему 70-е, что открыло широкий простор для са-тиры. В ленте представлен новый для тех лет образ Грозного как царя-самозванца, то и дело попадающего в нелепые ситуации. Несмотря на то что «Иван Васильевич» вышел на эк-раны свыше полувека назад, как и многие другие работы Гайдая, фильм по-прежнему способен рас-смешить до слез. "Иван Васильевич меняет профессию" (1973, СССР). Этот Иван Грозный - самый милый из всех кинообразов царя Ивана 4-го.

Кадр из к/ф "Кабинет восковых фигур"
Кадр из к/ф "Кабинет восковых фигур"

Наверняка, самая первая кинолен-та, в которой одно из ключевых мест занимает персонаж великого рус-ского царя Иоанна lV-го - немецкий фильм жанра фэнтэзи-ужасы "Ка-бинет восковых фигур" (1924) ре-жиссёра Пауля Ленни. Здесь ру-сский монарх получился наиболее стереотипным, ведь ни для кого не секрет, что Западные страны пред-ставляют Грозного жестоким, бес-новатым тираном со множеством извращённых черт характера. Что ж: каждый судит по себе и по сво-им правителям.

Действие происходит на ярмарке, где в одном из балаганов выста-влены восковые фигуры, поража-ющие реалистичностью.Изнуренный голодом поэт приходит к владельцу по объявлению, надеясь подзарабо-тать. Писателю требуется придумать для каждого экспоната мрачную ис-торию, что позволило бы привлечь еще больше посетителей. Потрясён-ный внешним видом восковых чудо-вищ, юноша садится за стол и начи-нает писать, постепенно утрачивая связь с реальностью. Его сочинения возникают на экране в виде трёх последовательных эпизодов.

«Кабинет восковых фигур» — один из главных представителей немецкого киноэкспрессионизма.

Жуткое произведение Пауля Лени состоит из нескольких новелл про тиранов, одна из которых посвящена Ивану Грозному и его кровавым деяниям. Некоторые историки кино небезосновательно считают, что «Кабинет» послужил важным исто-чником вдохновения для  Эйзенш-тейна, когда тот работал над своей дилогией. Действительно, влияние экспрессионистской эстетики на "Ивана Грозного"  видно невооружё-нным взглядом, а безумный царь в исполнении Конопла Фейдта пора-зительно похож на монарха, кото-рый появился на экране в «Бояр-ском заговоре».

Самый эпично-монументальный, великий образ великого монарха получился, разумеется, в первом фильме дилогии Сергея Эйзен-штейна «Иван Грозный» (1944).

сторическая драма «Иван Грозный», хоть и не так растащена на цитаты, как эйзенштейновский же «Бронено-сец», но тоже вошла в историю жан-ра и до сих пор занимает высокие места в мировых кинорейтингах. Во-первых, благодаря множеству ре-жиссёрских находок. Во-вторых, из-за убийственной по энергетике игры актеров. Не забудем и саундтрек, написанный самим Сергеем Проко-фьевым, который впоследствии лег в основу балета «Иван Грозный».

Композитор и режиссер работали над картиной вместе: что-то было написано заранее, и Эйзенштейн строил кадр «под музыку», часть — Прокофьев писал, ориентируясь на снятый материал и слушая поже-лания Эйзенштейна. «Эти поже-лания часто бывали очень обра-зными, — вспоминал Прокофьев. — Например, — «вот здесь надо, что-бы звучало так, как будто у матери вырывают из рук ребёнка».

Кадр из первого фильма Эйзенштейна "Иван Грозный"
Кадр из первого фильма Эйзенштейна "Иван Грозный"

Судьба фильма символична для эпохи. Он вышел на экраны послед-ний год Великой Отечественной «по заказу» Сталина. 1-я серия всем очень понравилась, личность царя — его играл Черкасов — подкупала. Съёмочную группу осыпали всеми возможными наградами. А потом вышла 2-я серия и всё рухнуло. По-становление ЦК ВКП(б) от 4 августа 1946 года гласило: "Режиссер С. Эй-зенштейн во второй серии фильма "Иван Грозный" обнаружил невеже-ство в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов, напо-добие американского Ку-Клукс-Клана, а Ивана Грозного, человека с сильной волей, слабохарактер-ным и безвольным, чем-то вроде Гамлета".

Третья серия так и не была доснята.

Самый скандальный образ Ивана Грозного получился у Павла Лун-гина Фильм "Царь" с П. Мамоно-вым в главной роли. Первоначально его думали назвать «Иван Грозный и митрополит Фи-липп»: и действительно, митрополит, который оказался последней ролью Янковского, совершенно равноцен-ное действующее лицо киноленты.

Такое большое внимание к борьбе царя с Церковью — заслуга XXI века. В советских фильмах, даже если б и собрались рассказывать о его кон-фликтах с православием, вышло бы, наверно, что так замученному ми-трополиту и надо. А вот у Лунгина уже — обильная рефлексия. Да и царь, по замыслу режиссера, вышел дикий, талантливый и бесноватый. Противоречивый. Отсюда множест-во самых разных, иногда совсем злобных рецензий, которыми не-сколько месяцев после премьеры пестрили СМИ и блоги.

Самый переменчивый Иван 4-й получился в 16-серийном фильме телеканала «Россия» "Иван Гроз-ный, снятый режиссером Андреем Эшпаем и продюсером Владими-ром Досталем в 2009-м. Главное достоинство ленты — размер. В 10 с лишним часов уместили всех жён, любовниц, врагов и соратников ца-ря, второстепенных персонажей и сюжетные ходы, которые обычно исчезают из полнометражных фи-льмов из-за недостатка времени.

Кадр из сериала "Иван Грозный" (ТК "Россия")
Кадр из сериала "Иван Грозный" (ТК "Россия")

Жизнь Ивана проходит перед зри-телем от отрочества до самой сме-рти. Поэтому его сыграли целых три (а некоторые говорят, и четыре) ар-тиста. Главный, сыгравший в 11 се-риях, — Александр Демидов, ученик Захарова и эмигрант, прилетевший прямо со съёмок какого-то израиль-ского телесериала. В гриме он, гово-рят, похож на молодого Николая Че-ркасова, эталонного эйзенштейнов-ского исполнителя. А упрекают се-риал в дешевизне костюмов, деко-раций, упрощении событий и в пси-хологизме. Адекватный ответ на за-просы массового зрителя, с такой страстью голосовавшего за царя в конкурсе «Имя России». А ещё не-которые, либерального направления личности недовольны тем, что в се-риале "не отражены зверства оди-озного русского тирана", а главная битва при Молодях (сражение рус- ского войска и армии крымского хана Давлета 1 Гирея), ставшая кульминацией сериала поставлена "из рук вон плохо". В таких же аспек-тах, как подбор костюмов и аутент-ичность - фильм удостоен похвалы. Также, как и актёрский состав ленты, по признанию критиков, достаточно неплох: молодого царя играет А. Яценко, возрастного — С. Маковец-кий, на втором плане мелькают звёз-ды уровня Сухорукова, Цыганова и Колокольникова. 

Кадр из драмы "Царь Иван Грозный" Васильева
Кадр из драмы "Царь Иван Грозный" Васильева

Советская историческая драма "Царь Иван Грозный" (1991) ре-жиссёра Г. Васильева. Покидая родные земли, князь Никита Серебряный был непоколебим в своей вере царю Ивану Грозному. Он преданно служил во время Ли-вонской войны, но когда вернулся, то с недоумением обнаружил на Руси новые порядки, учиненные опричниками. Приспешники царя Афанасий Вяземский, Фёдор Бас-манов и Малюта Скуратов плетут друг против друга интриги, прово-цируя кровавый террор. Кроме того, Вяземский пытался силой заполу-чить Елену, возлюбленную Никиты, из-за чего той пришлось выйти за-муж за опального боярина. Обес-кураженный князь вынужден вновь взяться за меч.

В основе сюжета лежит истори-ческий роман Алексея Толстого  «Князь Серебряный», один из самых известных в библиографии автора. То была первая в русской литературе попытка показать ужасы тирании и безмолвие народа, а так-же изобразить царя как кровожад-ного убийцу, обезумевшего от вла-сти. Однако экранизация, понятное дело, далека от величия книжного первоисточника, ведь снять что-либо колоссальное в период разва-ла СССР, кажется, было невозможно. Производство сопровождалось мас-сой трудностей, вызванных в том числе увольнением режиссера А. Сальыкова из-за творческих раз-ногласий с продюсером Исмаилом Таги-заде. На выходе получился невзрачный, низкокачественный и полный сомнительных сцен фильм, который закономерно канул в не-бытие.

Сериал в жанре исторической драмы "Ермак" (1997), режиссёр

В. Краснопольский. Вторая половина XVI века. Несмотря на всю неодно-значность эпохи, именно тогда к России были присоединены многие важные земли, включая Сибирь. На сей раз речь пойдет о подвиге ата-мана Ермака Тимофеевича, осуще-ствившего поход за Уральские горы. Его военные победы в конечном счёте способствовали присоедине-нию сибирских земель к русскому царству.

«Ермак» — исторический сериал, транслировавшийся в 1997-м. Его съёмки начались ещё в 1986-м и длились десять лет. Роль царя Ивана Грозного исполнил актёр Е. Евстиг-неев (она стала для него последней в карьере), тогда как Ивана Кольцо, образ которого воплотил Никита Джигургда должен был сы-грать сам А. Шварценеггер (актёр согла-сился, но по условиям голливуд-ского контракта он мог исполнять лишь главные роли, поэтому, аме-риканский актёр-атлет австрий-ского происхождения в русском фильме так и не сыгал). Несмотря на затянувшееся производство и неудачные для творчества времена, телесериал «Ермак» способен ув-лечь... Образ Иоанна 4-го в этой ленте критики назвали "искушённо-хитрым".

Другие статьи на эту тему:

Для англичан грозный и ужасный, для русских - объеденитель земель... Начало
Верасневский27 сентября

Для англичан "грозный" и "ужасный", для русских - объединитель земель. Часть ll
Верасневский28 сентября
Для англичан "грозный" и "ужасный, для русских, объединитель земель и созидатель крепкого государства.Часть lll
Верасневский29 сентября

Статьи на похожие темы:

Кем был "Человек в железной маске" или реальные исторические хроники России 18-го века. Начало
Верасневский21 сентября
Кем был "Человек в железной маске" или реальные исторические хроники России 18-го века. Часть Продолжение
Верасневский22 сентября
Кем был "Человек в железной маске" или реальные исторические хроники России 18-го века. Часть lll Продолжение
Верасневский24 сентября