Что произойдет, если мы не выберемся из дефицитного мышления? Если мы не научимся благодарности и придирчивость станет не просто эпизодом, а нашей второй натурой, определяющей взгляд на мир? Тогда она рискует перерасти в нечто куда более мрачное и разрушительное — в то, что Ницше назвал рессентиментом.
Пожалуй, точнее всего можно перевести слово рессентимент как «озлобленность». В основе рессентимента лежит накопленный негативный опыт из неудач, обид, разочарования, бессилия, злости и зависти. Разумеется, каждый человек получает свою долю негативных переживаний, но здоровая психика нейтрализует основную часть этих опасных энергий. Мы осмысляем произошедшее с нами, делаем выводы и позволяем этим конфликтующим желаниям и бушующим эмоциям стихнуть.
Мы обладаем величайшим искусством забывать и отпускать. Порой, однако, человек оказывается не способен нейтрализовать образующиеся в его уме яды. Что еще хуже, он принимается целенаправленно накачивать их своим придирчивым вниманием, так что яд расползается по его уму и всей жизни, точно раковые метастазы. Негативность перестает выводиться из психики, она копится, усугубляется, окрашивает все восприятие и, наконец, становится воинственной. Так и рождается рессентимент.
Сначала мы просто замечаем пару трещин в мозаике жизни. Это огорчает нас и заставляет чувствовать себя немного беднее и глупее, как тех индийских фермеров перед урожаем. Но когда эта привычка ума соединяется с чувством бессилия, зависти и ощущением фундаментальной несправедливости мира, когда она напитывается вниманием и усиливается, то происходит качественный скачок. Человек перестает просто придираться к себе и миру — он начинает мстить.
Придирчивость всего лишь скорбно констатирует дефект: «Эта плитка треснула и теперь портит мне всю картину». Мы скорее видим один изъян, нежели множество достоинств, и это невротизирует нас и делает раздражительными. Рессентимент выносит приговор всему творению: «Весь этот пол — ошибка, и все то, что привело к этой ошибке, должно быть наказано». На этом этапе нам начинает казаться, что все плитки являются треснувшими, даже если сейчас это незаметно, и у нас чешутся руки кому-нибудь за это отомстить.
Придирчивость представляет собой депрессивное состояние, которое давит на нас и вытягивает силы. Рессентимент, напротив, склонен к маниакальности. Чем больше он охватывает человека, тем больше злой энергии в нем появляется. Он активно ищет подтверждение своей картины мира. Он не просто видит недостатки — он начинает верить, что весь мир глубоко порочен и настроен против него.
Каждая новая трещина воспринимается как личное оскорбление, каждая фальшивая нота — как доказательство вселенской несправедливости и уродства. Он коллекционирует обиды, каталогизирует проступки и ведет мысленный реестр всех, кто ему что-то «должен». Его ум становится архивом претензий к самому бытию. Такой человек больше не способен забывать и отпускать. Он несет в себе мертвый груз всех прошлых обид, проецируя свою жажду мести на все мироздание.
Но самое страшное — рессентимент заразителен. Он распространяется как лесной пожар, как бубонная чума, особенно в эпоху социальных сетей, когда целые сообщества объединяются вокруг чувства озлобленности. Придирчивость множества индивидов превращается в коллективную жажду мести «системе», «обществу», «привилегированным», «угнетателям» — список врагов можно продолжать бесконечно.
В этой точке происходит новый качественный скачок: из рессентимента рождается нигилизм, то есть мировоззрение и практика отрицания, обесценивания и разрушения. В то время как придирчивость и рессентимент — это скорее способы переживания и восприятия, нигилизм является их рационализацией и последовательным деятельным воплощением. Если мы достигаем этапа нигилизма, у нас появляется не просто жажда отомстить миру за его дефекты и склонность срываться на ближних по мелочи, а четкий план, как учинить крупномасштабное разрушение и очень связное объяснение того, почему такое разрушение правильно и необходимо.
Человек рессентимента — это человек слабый, неспособный к прямому действию и созиданию. У него не получилось сложить свою прекрасную мозаику, поэтому он объявляет все мозаики уродливыми. Он не может наслаждаться симфонией, поэтому он утверждает, что настоящая музыка — это тишина, а всякая гармония — ложь.
Рессентимент не создает собственных ценностей; он лишь обесценивает ценности других. Сильный, успешный и радостный человек становится для него воплощением зла. Его сила объявляется жестокостью и высокомерием, его богатство — воровством и жадностью, его радость — греховным легкомыслием и слепотой к чужой боли. Воля к власти человека рессентимента претерпевает болезненную трансформацию: не в силах созидать, она устремляется к бессмысленной разрушительности.
Ницше видел в рессентименте основу того, что он называл «моралью рабов» — системы ценностей, построенной не на утверждении собственной силы и красоты, а на отрицании и обесценивании чужих достоинств. Человек, следующий морали рабов, не может сказать «Я хорош», он может лишь сказать «Они плохи». Его идентичность строится не на том, что он создает, а на том, что он отвергает и разрушает.
В придирчивости, рессентименте и нигилизме мы видим предельную противоположность благодарности. Это значит, что благодарность является прямым антидотом от их яда.
Благодарность — это позиция силы. Это активное «Да!» жизни, даже с ее несовершенствами. Человек, наполненный благодарностью, видит трещину, но ценит всю мозаику; он слышит фальшивые ноты, но наслаждается всей симфонией. Он признает ценность того, что есть и может быть.
Рессентимент — это позиция слабости. Это пассивное и ядовитое «Нет» всему, что напоминает индивиду о его собственной несостоятельности. Человек рессентимента не может простить миру и другим не только их несовершенства, но даже их силу, красоту и успех. Более того, само существование достоинств может отрицаться. Его придирчивость становится оружием, с помощью которого он пытается отравить и обесценить все, до чего он может дотянуться.
Таким образом, путь от безобидной, на первый взгляд, придирчивости до всепоглощающей озлобленности оказывается пугающе коротким. Это эскалация от личного несчастья к метафизической мести. Если придирчивость делает несчастными нас и портит настроение ближним, то рессентимент начинает мстить миру и за его красоту, и за его уродство, и за чувство собственного бессилия. Если придирчивость — это яд, который мы по большей части пьем сами, то рессентимент — это яд, который мы отчаянно пытаемся подмешать в общий колодец.
Нигилизм, в свою очередь, поднимает планку еще выше: он хочет отравить не общий колодец, а всю систему водоснабжения. Но и этого может оказаться мало: тогда он хочет отравить всю воду мира. У него даже есть целая философия, объясняющая, почему это будет наилучшим исходом для всех.
На социальном уровне рессентимент порождает деструктивные идеологии и движения, объединенные не стремлением создать, а желанием разрушить. История XX века дает множество примеров того, как коллективный рессентимент приводил к катастрофам — от революционного террора до геноцидов.
Совершенное противоядие от рессентимента — это сознательная практика благодарности, которой мы и учимся здесь заниматься. Практика благодарности разрывает порочный круг рессентимента. Она возвращает нам способность видеть ценность и красоту даже в несовершенном мире. И, что самое важное, — она освобождает нас от рабства придирчивости и озлобленности, возвращая свободу выбирать, на чем фокусировать внимание: на трещинах или на мозаике в целом, на фальшивых нотах или на симфонии, на том, чего нет, или на богатстве того, что есть и может быть.
Если мы замечаем в себе ростки придирчивости, важно остановить их на ранней стадии, пока они не переросли в озлобленность. Нам нужно методически учиться видеть изобилие жизни рядом с ее дефицитами и, сверх того, прямо внутри ее дефицитов.
Благодарность в движении
Понимание механизмов дефицитного мышления и выполнение аналитического задания — это лишь первый шаг. Настоящее освобождение приходит только через постоянную практику в движении, и ее первая форма есть искусство замечать прекрасное.
Прогуливаясь по городу, можно сосредоточиться на мусоре у обочины и трещинах в асфальте, а можно — на причудливой архитектуре старого дома, на том, как ветер играет с листьями на дереве, или на улыбке незнакомого прохожего.
В утренней пробке вместо раздражения от медленного движения замечайте, как солнечные лучи играют на капоте соседней машины и как в зеркале заднего вида отражается небо. В переполненном метро вместо духоты и толкотни обратите внимание на то, как кто-то уступает место пожилому человеку, как молодая мама нежно поправляет шапочку ребенку, как подросток увлеченно читает книгу, забыв обо всем вокруг.
В дождливый день вместо серости и сырости замечайте, как красиво дождь барабанит по зонтам, создавая свою особенную музыку, как свежо пахнет воздух и как ярко блестит мокрый асфальт, отражая огни города. В жаркий полдень вместо изнуряющего зноя почувствуйте приятную прохладу в тени деревьев, оцените, как легко и свободно одеты люди вокруг, как дети радостно плещутся в фонтанах, как ярко сияет мир.
Дома, вместо того чтобы видеть только пыль на полках и немытую посуду, обратите внимание на уютный плед на диване, на красивые фигурки на полках, на то, как кот мурлычет, устроившись на подоконнике, на запах домашней еды, на мягкий свет вечерней лампы. За ужином вместо обсуждения проблем и неудач дня поделитесь одним хорошим моментом, одной маленькой победой, одним поводом для благодарности.
Это не самообман и не бегство от реальности. Проблемы никуда не денутся, но теперь они займут подобающее им место — малую часть общей картины, а не всю картину целиком. Мы перестаем уделять им неоправданно много внимания. Признавая их существование, мы делаем выбор — направить свою энергию на то, что питает нас, а не истощает.
Склоняйте свой ум к прекрасному. Так вы научитесь видеть изобилие, которое повсеместно присутствует рядом с дефицитом. Прокладывайте новые пути для мысли, чтобы выравнять присущий нам всем дисбаланс.
Сейчас мы рассмотрим главные опоры для практики благодарности в движении.
Благодарность вещам. Мы окружены предметами, которые верно служат нам, но не получают должного признания. Это стул, который нас держит. Чашка, из которой мы пьем каждое утро. Ручка, которая помогает запечатлеть наши мысли. Компьютер, соединяющий нас с миром.
Попробуйте в течение дня осознанно поблагодарить те вещи, которыми вы пользуетесь. Когда ваше внимание коснется такого предмета, скажите про себя: «Я вижу тебя, и я благодарен тебе». Вы можете выбрать и другие слова или же не использовать слов вовсе. Главное, заметьте эти вещи, пробудите в себе ясное понимание их ценности и искреннее чувство признательности за их службу.
Благодарность природе. Природа — неиссякаемый источник для практики благодарности: солнце, которое дает свет и тепло; воздух, которым мы дышим; вода, которая поддерживает жизнь; земля, которая нас носит и кормит. Дары природы настолько постоянны, что мы можем перестать их замечать, но без любого из них наша жизнь была бы невозможна.
Почаще обращайте внимание на богатство природного мира: на утренний свет, форму облаков, узор листьев на дереве, ощущения от свежего воздуха. Выразите свою благодарность этим неисчерпаемым источникам ценности, радости и красоты.
Благодарность себе. Мы так часто критикуем себя за изъяны и дефициты, что забываем о невероятном богатстве способностей, которыми обладаем. Поблагодарите свое тело за то, что оно позволяет вам двигаться, видеть, слышать и ощущать. Даже если что-то в нем работает не так, как вам бы того хотелось, заметьте, сколь многое продолжает исправно функционировать.
Поблагодарите ум за способность мыслить, учиться, помнить, медитировать. Да, он часто бывает беспокоен, рассеян и полон тревог, но этот же ум способен на покой, собранность и бестревожность. Как способности тела, так и способности ума — это не безразличная данность, а драгоценные средства, которые служат основой для нашего развития и всех наших свершений.
Сорадость. Сорадость — это спонтанная способность искренне радоваться счастью, успехам и самому бытию других людей без желания обладать тем, что есть у них. Это прямая противоположность дефицитному мышлению, которое внушает нам: «Если у него есть, значит, у меня меньше».
Когда мы видим чужой успех, радость и талант, мы наблюдаем проявление того же самого потенциала и той же единой природы, что есть в нас самих. Чужое счастье вовсе не чужое — это счастье жизни как таковой, где нет перегородок, отделяющих явления друг от друга. Как предметы физического мира, так и живые существа едины, поскольку непрестанно сообщаются и переходят друг в друга в цикле своих превращений, рождений и смертей.
Поблагодарите мир за то изобилие удачи, силы, компетентности, красоты и счастья, которые вы видите в жизни других людей. Сорадость расширяет сердце и создает глубокое чувство единения со всеми живыми существами. Она освобождает ум от зависти, жажды и невежественного обособления себя от реальности и приносит ни на что более не похожие сладостные переживания, пронизанные чувством общности со всем.
В то время как уважение и благодарность есть признание ценности, сорадость добавляет к этому новый элемент — наслаждение признаваемой нами ценностью и красотой. В своем развитии уважение и благодарность всегда переходят в сорадость.
Сперва всякое наблюдаемое изобилие переживается нами как в некотором роде и наше собственное изобилие, ибо мы чувствуем к нему причастность. Это похоже на то, как родитель гордится успехами своего ребенка и радуется им. Но через некоторое время разделение на «мое» и «чужое» перестает играть какую-либо роль: у него не находится никакой полезной функции вообще, и оно растворяется. Происходит просто сорадость и пребывание в изобилии мира. И мы сорадуемся не только вместе с живыми существами, но также с предметами обихода, землей и небом, водой и песками, со всем вообще.
Периодически замечайте ценность других людей, выражайте им благодарность и сорадуйтесь им и с ними. При встрече вы можете произнести про себя: «Я вижу тебя, и я благодарен тебе». Но благодарность не должна ограничиваться лишь признанием вклада этих людей в нашу жизнь и их пользы для нас. В таком случае мы все еще остаемся слепы к самому главному, ко всей полноте их бытия и богатству возможностей их трансформации. Эти полнота и богатство совершенно безотносительны к тому, что они сделали или могут сделать для нас лично.
Благодарность препятствиям. Хотя мы часто не видим этого, но препятствия заслуживают особой благодарности, так как они — наши лучшие учителя. Если мы воспринимаем их именно в этом качестве и готовы учить задаваемые ими уроки, то трудности развивают в нас терпение, мужество, изобретательность и мудрость. Они показывают нам наши слабые места, и каждая из этих слабостей есть точка нашего потенциального роста.
Преодолевая трудности, мы формируем в себе подлинное сострадание к людям, которые также несут свое бремя. Лишь благодаря полученному нами опыту столкновения с препятствиями жизни мы узнаем, как помочь другим. Они делают нас сильнее и компетентнее и превращают в людей, способных поддержать своих ближних.
Когда в движении жизни вас охватывает негативное состояние ума и вы сталкиваетесь с проблемой, скажите: «Я вижу тебя, и я благодарен тебе». Да, уроки препятствий могут быть болезненны и тяжелы, но в них всегда есть положительное содержание и уникальный потенциал трансформации, который в противном случае был бы нам недоступен. Признайте ценность, красоту и ни с чем не сравнимый сладко-терпкий вкус препятствия.
Благодарность препятствию и открытое движение ему навстречу поможет вам освободиться от значительной части несомой им боли и придаст сил. У вас появится дополнительный источник интереса и мотивации решать возникающие проблемы: не только чтобы избавиться от чего-то, но и чтобы обрести нечто важное в процессе. Самым же главным приобретением будет умение пребывать в препятствии без его отторжения и, более того, с благодарностью наслаждаясь работой с ним.
Благодарность настоящему моменту. Где бы мы ни находились, наш ум обладает тремя великими способностями к ясности, покою и любви. В действительности эти качества превосходят простое понятие способностей индивидуального ума и намного глубже, чем наши представления об уме, человеке и их свойствах. Светозарность осознания, покой и творческая энергия любви пронизывают все вокруг, как индивидуальное, так и неиндивидуальное. Они окутывают нас, других живых существ и вещи вокруг и предстают универсалиями любой ситуации жизни.
Мы можем увидеть в любой ситуации присутствие бесконечного потенциала ослепительной ясности, глубочайшего и нерушимого покоя и могущественной творческой энергии любви. Когда мы замечаем их и начинаем пробуждать, то каждый шаг им навстречу дарит нам все больше и больше свободы, счастья и силы. Заметьте присутствие во всяком моменте, в самом бытии вообще, этого неисчерпаемого благого потенциала. Выразите ему благодарность — ибо из него рождается все остальное.
Благодарность деятельности. Каждое наше занятие — это не просто средство достижения будущей цели, но живой момент взаимодействия с миром, возможность проявить и отточить осознанность, компетентность и заботу. Когда мы вытираем пыль с полным присутствием, наши действия приобретают особую полезность и наполняются радостью, поскольку пробуждают высшие способности ума. Мы оттачиваем свои навыки, раскрываем новые грани восприятия и соединяемся с потоком жизни. Когда мы пишем отчет с благодарностью самому процессу письма, каждое слово становится актом самосозидания и прямого контакта с реальностью, в котором пробуждается наш ум.
Фокусируясь исключительно на результате, мы превращаем богатство процесса в механическую рутину, крадем у себя радость делания и упускаем те открытия и озарения, которые приходят только в полной вовлеченности. Результат — это лишь побочный продукт качественно прожитого процесса, и парадоксальным образом, когда мы с благодарностью погружаемся в саму деятельность, результаты получаются лучше, поскольку в каждый момент действия мы привносим максимум осознанности и заботы. Признать это — значит вернуть каждому занятию его достоинство и обнаружить, что путь не менее священен, чем пункт назначения.
Протирание пыли, написание отчета, любая деятельность вообще является порталом к свободе и пробужденности здесь и сейчас. Даже если…
<…>
Получить доступ к полной версии статьи и подкаста
Заказать новую книгу автора (2023 г.)