Несмотря на бесконечные заявления о грандиозной и стратегической "дружбе" с Китаем, факты говорят совсем об обратном. В самых разных сферах, многие из которых я уже не раз рассматривал в других публикациях. Но прежде всего, в экономическом плане важна сфера инвестиций. Инвестирует ли Китай в российскую экономику? Открывает ли здесь свои производства?
Все наоборот: больше закрывает в последние годы. Даже те, что были открыты уже давно. И открывать особо не собирается.
Ярким примером может служить новость о том, что с российского рынка собирается уходить один из крупнейших китайских автопроизводителей Chery. Из представленных в России он крупнейший.
Японское рейтинговое агентство Nikkei сообщило о таких планах Chery до 2027 года, в связи с желанием компании пройти листинг на Гонконгской бирже.
Такая информация содержится в документах Chery Automobile, анонсирующих первичное размещение акций (IPO) на Гонконгской бирже, - на них и сослались в агентстве.
В документах говорится, что компания «начала сокращать масштабы своих российских операций», а в апреле 2025 года российская дочерняя компания Chery, работающая с 2005-го, заключила с тремя другими компаниями соглашения о передаче запасов легковых автомобилей, гарантийных обязательств и дистрибьюторских сетей. Их названия не приводятся. Сделка была закрыта к концу июля, - передает Nikkei.
Также Chery Automobile сообщила, что к 2027 году планирует сократить число существующих брендов и каналов сбыта в России, а доля выручки из России в объеме мировых продаж станет к этому моменту незначительной. Для снижения санкционных рисков компания уже прекратила с конца 2024 года операции с Ираном и Кубой, тоже являющихся подсанкционными странами, как и Россия.
Все это, соответственно, является вопросами репутации: компания "очищает" свою историю от сотрудничества с сомнительными юрисдикциями, для того чтобы лучше выглядеть в глазах инвесторов и привлечь больше капитала при проведении IPO в 2027 году. Такая подготовка, как видим, ведется заранее.
Другой причиной ухода может служить желание обезопасить себя от риска вторичных санкций - активно сотрудничающие с РФ китайские компании имеют все больше шансов под них попасть. Это крайне нежелательно для любой уважающей себя компании.
При этом важно отметить, что российский рынок на данный момент является очень важным для Chery - на него в 2024 году пришлось порядка 1/4 всех продаж и выручки компании. Но она готова им поступиться ради хорошей репутации и возможности привлечь гораздо больше средств в виде инвестиций, что позволит ей расшириться сильнее, захватив большую долю мирового рынка.
Планируемая сумма, которую Chery хочет привлечь в рамках IPO, составляет эквивалент 1,2 млрд долларов - это около четверти годовой российской выручки, но это чистый капитал, если сравнивать его с прибылью, получаемой компанией от российских продаж, то он превышает ее на порядок.
По данным Автостата, у Chery в России, по состоянию на апрель, насчитывалось 226 дилерских центров, не считая суббрендов концерна.
Однако, кроме дилерских центров, концерну принадлежит еще ряд производств: завод "Автотор" в Калуге, а также завод "Дервейс" в Черкесске, которые работают уже более 10 лет - с 2012-2014 годов.
В России производились китайские автомобили под брендами Tenet, Omoda, Exeed, Jaecoo, Jetour и др., выступающие суббрендами Chery - фактически, ее марками. И вот, по меньшей мере, производство нескольких брендов на этих российских заводах уже приостановлено в этом году. Как раз по причине ухода компании с российского рынка.
Это были не "локализованные производства", просто сборочные цеха, но все же. Вместо локализации, которую так хотела получить Россия от китайских "друзей", она получает, наоборот, остановку даже отверточной сборки. Крупнейший по популярности китайский автопроизводитель сворачивает производства в России. Машины теперь просто завозятся из Китая в готовом виде на продажу.
Далее в СМИ появилась информация о том, что Chery опроверг планы ухода из России, мол, как поставляли. так и будем поставлять.
Однако в этом нет никакого противоречия. Nikkei, ссылаясь на документацию для IPO, сообщало, что Chery сама не будет представлена в России, продает/передает свои производства другим компаниям. И это действительно так и происходит. Производства автомобилей именно брендов и суббрендов Chery останавливаются, но из Китая автомобили продолжают завозиться в Россию.
Речь шла о том, что сама компания не будет работать в России, и судя по новостям, эта работа действительно постепенно сворачивается, даже дилерские функцию передаются другим юрлицам. А завоз готовых авто из Китая - это все же другое, просто поставки, а не работа в России.
Таким образом, компания, по всей видимости, планирует и сохранить российский рынок в плане продаж, и одновременно уйти с него в плане производства и своих дилерских центров. Что для нее важно, ввиду предстоящего IPO: повышения деловой репутации и снижения санкционных рисков.
60% своей продукции Chery реализует непосредственно в Китае, а еще 15% экспортирует в другие страны.
Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.
Поблагодарить автора можно через донат. Кнопка доната справа под статьей, в шапке канала или по ссылке. Это не обязательно, но всегда приятно и мотивирует на фоне падения доходов от монетизации в Дзене.