1. Товарищ Helen Rumpel, капитан запаса, служащая Советской Армии в ГСВГ, инженер-технолог 193 БТРЗ в Вюнсдорфе, со знанием своего дела, спокойно так, чисто по-женски, дала полный расклад по ВДВ:
"Я служила в воздушно-десантных войсках 7 лет, гвардии капитан запаса. Мой муж кадровый офицер ВДВ, служил срочную службу в ВДВ в Афганистане, окончил РВВДКУ им.Ленинского комсомола, прослужил в ВДВ большую часть службы…
По мнению Совета ветеранов Союза Десантников России непосредственное отношение к Воздушно-десантным войскам имеют военнослужащие запаса, проходившие действительную службу в Воздушно-десантных войсках, а также в отдельных десантно-штурмовых бригадах и батальонах в период, когда они входили в состав Сухопутных войск( до 1989 года). Праздничный день - 2 августа.
Военнослужащие запаса, проходившие действительную службу в отдельных бригадах, полках, батальонах и ротах Специального назначения ГРУ ГШ ВС СССР и РФ, являются не десантниками, а военными разведчиками. Праздничный день - 5 ноября.
Военнослужащие запаса, проходившие действительную службу в отдельных разведывательных батальонах, отдельных разведывательных ротах и в отдельных разведывательных взводах Сухопутных войск, десантниками не являются, а были и есть войсковые разведчики. Их праздник-5 ноября.
В основном, неформальные претензии на бело-голубые тельняшки и голубые береты при увольнении в запас представляют военнослужащие разведывательно-десантных рот в составе отдельных разведбатов, основываясь на прохождении специальной воздушно-десантной подготовки и совершенных парашютных прыжках, которые подтверждаются записью в военных билетах и выданными квалификационными знаками военных парашютистов.
Тем не менее, эти неформальные претензии недостаточно обоснованны. ВДП у войсковых разведчиков урезана в объеме, боевого десантирования с бронетехникой у них не бывает, также как и массовой выброски, во время которой велика возможность схождения парашютистов. Поэтому эти элементы не включены в ВДП восковых разведчиков.
Касательно же ГСВГ, то десантники из 35 ОДШБр ревниво следили за тем, чтобы в их ряды не затесались "перешитые" в форму ВДВ самозванцы. Расправы были короткие, но жесткие. Обдирали "до мяса": срывали погоны, шевроны и петлицы, отнимали береты и тельняшки, отнимали значки.
Нередко били до крови. В общем "веселья" хватало всем и дембелям и комендачам, да и невольным зрителям тоже. В 1989 году, когда я работала на 193 БТРЗ в Вюнсдорфе инженером-технологом в качестве служащей Советской Армии, то видела подобную картину в поезде Вюнсдорф-Москва, проходящем через Франкфурт-на- Одере...
В тот день десантники били двоих дембелей-сержантов в форме ВДВ, после чего ободрали с них приборные знаки ВДВ и отобрали береты с тельниками.
В Бресте высадили из вагона всех участников инцидента и драчунов и побитых, для дальнейшего разбирательства, вряд ли им потом было весело...
5 Отдельная Десантно-Штурмовая Бригада была сформирована летом 1979 года из личного состава 111 гвардейского парашютно-десантного полка - "Горно-копытного" на десантном сленге, поскольку вместо БМД полк имел грузовые автомобили повышенной проходимости.
На формирование 35 бригады выделили личный состав из батальона связи и дивизионной разведроты 105 Венской ВДД, а также из гаубичного артдивизиона. Выделенный для формирования 35 ОДШБр личный состав 105 ВДД был экипирован в форму ВДВ, с приборными знаками различия ВДВ.
Десантники составили больше половины штатного состава формируемой десантно-штурмовой бригады. Оставшуюся часть личного состава заполнили за счет военнослужащих срочной службы из мотострелковых частей ТурКВО.
Бывшие мотострелки были обмундированы в общевойсковую форму с красными приборными знаками различия. С самого начала формирования, в пути следования в ГСВГ и в ППД между десантниками и бывшими мотострелками проходили нередкие драки, в том числе две драки пришлось разнимать офицерам с применением табельного оружия.
В период с конца 1979 по середину 1980 года несколько десятков военнослужащих срочной службы за неуставные взаимоотношения были осуждены военным трибуналом к отбыванию наказания в дисциплинарном батальоне (Минск).
В конце 1980 года весь личный состав 35 ОДШБр был экипирован в полевую и парадно-повседневную форму ВДВ с приборными знаками воздушно-десантных войск.
В ГСВГ также находились 4 отдельных десантно-штурмовых батальона( 899; 900; 1044 и 1185 отдельные десантно-штурмовые батальоны). Вот у них с формой и приборными знаками была действительно проблема большая до 1984 года, когда их переодели в форму ВДВ.
Но правды ради нужно отметить, что изначально в первом составе(1979-1980) этих батальонов большую часть личного состава срочной службы, офицеров и прапорщиков составляли бывшие мотострелки и танкисты.
Касаясь же личного состава отдельных десантно-штурмовых батальонов первой волны в ГСВГ, необходимо отметить то, что в первоначальном составе ОДШБ было очень мало десантников. Среди военнослужащих срочной службы это были "спецы": механики-водители и наводчики БМД, радисты, укладчики парашютов и т.п…
Среди офицеров десантников были считанные единицы. Основной состав ОДШБ первой волны был набран среди мотострелков и танкистов, которые не имели воздушно-десантной подготовки. В пунктах постоянной дислокации ОДШБ не было парашютных вышек, ВПД и специальных тренажеров.
Затем в батальонах в течении первого года появились замы комбатов по ВДП, инструкторы-парашютисты, начались занятия по воздушно-десантной подготовке, начали оборудовать парашютные городки.
Прыжки проводились с Ан-2 и с Ми-8. Только на третий год существования ОДШБ в них наладили нормальную воздушно-десантную подготовку, начались прыжки с Ил-76 с десантированием платформ с БМД.
Так что настоящими десантниками в ОДШБ фактически стали только военнослужащие срочной службы из второй ( частично) и третьей волны. К этому времени и среди офицеров кадровые десантники стали большинством.
Поэтому в 84 году личный состав ОДШБ переодели в форму ВДВ, а в 1986 году военторги на территории ОДШБ стали торговать десантной атрибутикой: погоны, шевроны, приборные знаки, тельняшки, береты...
2. Товарищ Тагиров вспомнил: "Как-то раз, ещё молодым прапорщиком разговорился с оператором-наводчиком БМД (900 ОДШБ, Лейпциг, Шенау, п.п.60370- А) и оказалось, что десантник закончил ту же учебку в пехоте, что и я - 4УМСР в Елани, а в ДШБ попал сразу после учебки..."
Подписаться и поставить лайк – дело добровольное и благородное…