Найти в Дзене

🇺🇿 «Рецепты для разбитых сердец» в Бухаре

Оглавление
   Источник gazeta.uz
Источник gazeta.uz

Старый город Бухары этой осенью превратился в масштабную арт-сцену: с 5 сентября по 20 ноября здесь проходит биеннале современного искусства «Рецепты для разбитых сердец». Караван-сараи, мечети, медресе и даже городские каналы стали площадками для выставок, перформансов и творческих встреч.

Проект организован Фондом развития культуры и искусства Узбекистана и объединяет художников, кураторов, продюсеров и медиаторов. Цель — переосмыслить городское пространство и создать диалог между традиционными ремёслами и современными художественными практиками.

Выставка сопровождается насыщенной программой: мастер-классы, музыкальные выступления, гастрономические перформансы и инсталляции, размещённые в исторических локациях.

«Газета» подготовила подробный гид по биеннале: от концепции фестиваля и архитектурных особенностей до арт-работ и культурных событий, которые делают Бухару точкой притяжения для международного арт-сообщества.

Что такое биеннале и зачем оно Бухаре

Биеннале (в переводе с итальянского biennale — «двухгодичный») представляет собой выставку, которая проводится раз в два года. Биеннале бывают современного и декоративно-прикладного искусства, архитектурными, музейными, книжными и другими. Впервые формат биеннале появился в Венеции в 1895 году.

По словам комиссара бухарской биеннале и председателя Попечительского совета Фонда развития культуры и искусства Гаянэ Умеровой, исторически Бухара была центром новых идей и культуры, и сегодня она может восстановить этот статус.

«На протяжении более 2000 лет улицы, памятники и легенды [Бухары] формировались под влиянием идей, культур и людей. Здесь знания освещали путь целым цивилизациям, а поэзия, наука и ремесло процветали бок о бок. Сделать Бухару площадкой для первой международной биеннале современного искусства в Узбекистане — не жест ностальгии, а акт уверенности: этот город способен вновь стать мировым центром творчества, диалога и обмена».

-2

Гаянэ Умерова рассказала, что идея бухарской биеннале родилась в рамках масштабной программы Фонда развития культуры и искусства Узбекистана по возрождению исторической части города. Вместе с международными партнёрами Фонд не только способствует сохранению наследия Бухары, но и экспериментирует с функцией памятников старины, используя их в качестве выставочных пространств и лекториев.

Художественный руководитель и куратор биеннале Диана Кэмпбелл объединила в проекте более 140 участников. Среди них международные авторы, молодые художники из стран Центральной Азии и бухарские ремесленники. Вместе они создали свыше 70 арт-проектов — все на территории Узбекистана.

Эти работы демонстрируют, что современное искусство может дополнять традицию, открывать новые формы чувствования и мышления, отметила «Газете» продюсер выставки Анастасия Скворцова. По мнению Гаянэ Умеровой, выставка также служит данью уважения мастерам, чьи знания и умения поддерживали культурную идентичность Бухары на протяжении веков.

«Трогательно видеть, как в диалоге между художниками и ремесленниками из старых знаний рождаются новые формы. Эти произведения искусства, появившиеся на пересечении традиции и современности, наглядно показывают, что в творчестве мы все говорим на одном языке», — сказала Гаянэ Умерова.

-3

Анастасия Скворцова добавила, что в мире искусства ремесленники часто остаются «за кадром»: их труд воспринимается как техническое исполнение идей художников, авторство не упоминается. Здесь же ремесленники становятся полноправными соавторами. Их знания, материалы, ручная работа — это не только средство воплощения замысла, но и часть самого художественного высказывания.

-4

«Такое сотрудничество открывает новый взгляд на традиции. Вместо простого повторения знакомых форм, местные мастера получают возможность переосмысления, дополнения и обогащения идеями современных художников, — пояснила Анастасия Скворцова. — Для ремесленников это стало и вызовом, и источником вдохновения: они увидели, что их умения могут звучать по-новому и развиваться дальше. Это попытка сделать традиции частью современного искусства и показать миру, что ценность ремесла не менее значима, чем ценность концепции».

О теме биеннале и её значении

Главная тема первой Бухарской биеннале звучит неожиданно поэтично — «Рецепты для разбитых сердец». За этим метафорическим названием скрывается эксперимент учёного Ибн Сины, в котором он пытался доказать, как психическое состояние влияет на физическое самочувствие человека. По легенде Авиценна придумал рецепт плова, чтобы исцелить юного принца, томимого несчастной любовью к дочери ремесленника, рассказала художественный руководитель биеннале Диана Кэмпбелл.

Организаторы биеннале предложили художникам обратиться к теме взаимосвязи души и тела через собственное творчество: исследовать природу душевной боли и поиск путей её преодоления. Биеннале стала пространством для размышлений о том, как искусство помогает человеку справляться с утратой, тревогой и одиночеством, а также находить новые формы связи с собой и другими.

Диана Кэмпбелл объяснила, что выставка рассматривает сердце не как орган, поддерживающий жизнь, а как центр соединения разума, души и тела — место встречи материального и духовного. В этом смысле сердце хранит память, формирует идентичность, откликается на боль и любовь и становится источником воображения и интуиции.

-5

«Сердце обладает такой мощной воображающей способностью, что может изменять мир — через сочетание знания и любви. Эта “интеллектуальная чувствительность” делает его не менее значимым, чем разум: именно через сердце человек осознаёт, как его мысли, слова и поступки воздействуют на мир. Боль сердца переживается особенно остро. В то же время именно в этой боли скрывается потенциал для преображения: разбитое сердце становится учителем, универсальным опытом, который объединяет людей во времени и пространстве и находит выражение в творчестве», — отметила Кэмпбелл.

По её словам, легенда о влюблённом принце, для которого плов стал одновременно лекарством и утешением, раскрывает ключевую метафору в названии биеннале. «Рецепты» — это не только кулинарные, но и культурные практики, традиции, формы искусства, помогающие преодолевать кризисы и сохранять чувство общности. Искусство, ремесло и совместное творчество помогают исцелять личные и коллективные травмы так же, как вкусный ужин некогда облегчил страдания принца, сказала худрук биеннале.

-6

По задумке организаторов, биеннале выстраивается как большой пир искусства: выставки, перформансы, музыка, гастрономические проекты и мастер-классы складываются в единый «дастархан», за которым собираются художники, ремесленники, повара, музыканты и зрители. Каждый вносит свою часть, и из этих «ингредиентов» рождается общее пространство, где сердце может найти утешение, а человек — ощущение сопричастности.

Историческая архитектура как выставочное пространство

На протяжении всей своей истории Бухара поддерживала торговые, образовательные и духовные связи с ближними и дальними соседями. Город формировался под влиянием людей разных профессий и культур, которые пересекались здесь. Благодаря этим потокам Бухара менялась. В том числе менялась и функция её архитектуры — люди адаптировали здания под актуальные нужды. Пространство, используемое как храм, завтра могло стать гостевым домом, а спустя столетия — музеем.

Следуя опыту по адаптации зданий, креативный директор по архитектуре биеннале Ваэль Аль Авар решил использовать памятники старины в качестве выставочных павильонов. Кроме того, в рамках подготовки к биеннале ранее закрытые исторические здания отреставрировали и включили в новый культурный район Бухары.

Одним из центральных объектов стала мечеть Магоки Аттори — памятник средневековой архитектуры у площади Ляби Хауз. До установления ислама на территории Бухары на месте мечети располагался базар, где торговали специями и зарострийскими идолами. Со временем мечеть трансформировалась в синагогу. Затем на её базе был открыт музей ковров. Сегодня интерьеры мечети адаптированы под информационный центр, посвящённый истории города.

-7

По словам креативного директора, это демонстрирует, что архитектура Бухары всегда была не просто объектом созерцания, но и пространством для взаимодействия с людьми и культурой.

«Архитектура биеннале — это не ряд временных павильонов и не новые сооружения. Мы работаем с уже существующими зданиями, превращая их в последовательность пространств, которые будут использоваться по-новому как во время выставки, так и после неё. Посетители смогут открывать исторические объекты заново, а местные жители взаимодействовать с культурным пространством Старого города. Именно так всегда функционировала архитектура Бухары, служившая местом встречи для приезжих из самых разных мест — будь то купцы, учёные, теологи или путешественники — и одновременно уютным, гостеприимным домом для её жителей», — сказал Ваэль Аль Авар.

Главные площадки биеннале

Центральная часть Бухарской биеннале развернулась в пяти обновлённых исторических зданиях в центре Старого города: ансамбле Ходжа-Гавкушон, комплексе из четырёх караван-сараев Фотхулладжон, Айозжон, Ахмаджон и Улугбек Тамакифуруш, медресе Рашид и Алам, а также в мечети Ходжа Калон.

-8

Каждый из этих объектов выступает как этап на пути исцеления души: от переживания утраты и осмысления боли до обретения мягкости сердца, внутреннего равновесия и соединения с обществом. Через искусство посетители проходят этот путь, открывая для себя исторические пространства заново и взаимодействуя с ними на эмоциональном и духовном уровне.

Общественные пространства

Прежде чем войти в исторические здания, организаторы предлагают начать знакомство с биеннале на самих улицах и площадях Бухары, где живут и работают ремесленники.

Прогулка по 500-метровому маршруту начинается у Токи Саррафон (1-й купол) — одного из торговых куполов XVI века, где некогда индийские и еврейские купцы обменивали деньги. Дальше путь ведёт вдоль древнего канала Шахруд, который снабжал город водой из Зарафшана. Затем гости проходят мимо одного из сохранившихся бассейнов-хаузов перед ансамблем Ходжа-Гавкушон, который служил не только источником воды, но и местом встреч, отдыха и духовного очищения.

Караван-сараи

Четыре взаимосвязанных караван-сарая — Фотхулладжон, Айозжон, Ахмаджон и Улугбек Тамакифуруш, построенные в XVIII–XIX веках, служили временным пристанищем для путешествующих торговцев, то есть были гостиницей. Здания включают центральный двор, окружённый небольшими комнатами-хужрами, кормушками для ослов и конюшнями. В XX веке комплекс караван-сараев превратили в жилые дома. Со временем они обветшали. В 2000-х восстановили только два здания. Два других так и остались в руинах.

В рамках биеннале комплекс становится отправной точкой выставочного маршрута. Если некогда путникам предлагалось остановиться здесь для восстановления сил перед дальней дорогой, то сегодня зрителей приглашают начать своё путешествие с паузы и внутренней настройки на созерцание искусства. Авторы концепции рассматривают функцию караван-сарая через метафору: человеку с разбитым сердцем необходима остановка перед исцелением, во время которой он сможет побыть наедине с собой и переосмыслить свою боль.

Следуя этой задумке, художники с разных концов Земли использовали архитектуру комплекса в качестве холстов для своего творчества.

Медресе Гавкушон

Медресе Гавкушон, построенное в 1570 году на месте бывшего скотного рынка, много веков служило центром науки. До ХХ века здание с 30 комнатами, библиотекой и молельной оставалось важным образовательным учреждением. С приходом советской власти медресе переоборудовали под жильё и ремесленную школу.

В рамках биеннале медресе Гавкушон получило название «Дом чутких сердец». Оно отсылает к идее Багдадского Дома мудрости — научного центра IX-X веков, в котором разные люди собирались говорить о философии, науке и культуре и учиться друг у друга.

В медресе организованы выставочные залы, библиотека, ремесленная студия и мастерские художников. Во дворе проходят литературные встречи, поэтические вечера, мастер-классы и другие события. Такая функция медресе и программа мероприятий продолжает традицию Багдадского Дома мудрости, предлагая учиться через опыт, диалог и открытость.

Девизом медресе «Дома чутких сердец» стали слова персидского поэта Шамса Табризи: «Научиться можно через чтение, но понять — только через любовь».

Мечеть Ходжа Калон

Возведённая в 1598 году по инициативе шейха Ходжи Саида, известного как Ходжа Калон, мечеть считалась второй по величине в Бухаре и входила в ансамбль Гавкушон.

Местные жители рассказали «Газете», что в советский период здание долгое время пустовало и, как многие другие мечети, использовалось в качестве склада. Из-за длительного запустения и отсутствия ухода оно постепенно обветшало. Сохранился лишь минарет рядом. Портал мечети восстановили уже в 1990-х годах. Внутренняя часть комплекса нуждается в реставрации по сей день.

Сегодня развалины рассматриваются в новом прочтении. Пространство мечети превращено в место духовного исцеления, где искусство исследует чувство трепета как важнейший источник внутреннего равновесия, пояснила продюсер. Здесь рождается диалог о том, как переживание красоты и прикосновение к чему-то большему помогает человеку преодолеть собственные ограничения и обрести связь с жизненной силой Земли.

Медресе Рашид

Медресе Рашид в XVIII–XIX построил афганский торговец чаем Абдурашид. Оно расположено рядом с каналом Шахруд в старом квартале вышивальщиков. С установлением советской власти медресе перестало выполнять образовательно-религиозную роль. Здание использовали в качестве жилья, а затем мастерской по ремонту техники.

В рамках биеннале медресе рассматривается как пространство, где говорят о преодолении боли и обретении сил на дальнейшее движение. Представленные здесь работы предлагают разные пути: юмор, чтобы отпустить тяжесть, ритуалы скорби, чтобы придать форму невысказанным чувствам, и социальные практики, возвращающие к связи с другими людьми. Таким образом, медресе превращается в мастерскую внутреннего восстановления, отметила продюсер. Работы в нём напоминают, что возможно лишь постепенное исцеление через совместный опыт.

Главные проекты современных художников

Анастасия Скворцова подчёркивает, что в работах современных художников, представленных на биеннале, нет финальной точки: через живопись, перформансы и инсталляции авторы ищут пути исцеления. Искусство на этом пути является символом надежды и восстановления.

«В каждой локации работают медиаторы — проводники между художником и зрителем. Перед открытием биеннале 30 медиаторов прошли обучение с куратором, чтобы лучше понимать замыслы проектов, — отметила продюсер. — Их задача — помочь посетителям не только познакомиться с работами, но и обсудить их, порефлексировать, взглянуть глубже».

По рекомендации Анастасии Скворцовой, «Газете» рассказывает о 10 самых интересных и сильных работах современных художников из-за рубежа и из Узбекистана, созданных совместно друг с другом.

Тоска

Химали Сингх Соин и Дэвид Соин Таппезер в коллаборации с Расулжоном Мирзаахмедовым

Проект «Longing» индийско-британского дуэта Hylozoic/Desires создан в сотрудничестве с Маргиланским центром развития ремёсел и мастером Расулжоном Мирзаахмедовым. Работа стала одной из самых масштабных на биеннале. Монументальное полотно иката протянулось на 350 метров вдоль канала Шахруд. Ткань соединяет начало и конец выставочного маршрута.

Проект стал возможен благодаря полугодовой работе маргиланских ткачей. Они вручную создали и окрасили натуральными красителями более 2300 метров иката. На ткани вышита карта исчезающего Аральского моря: 23 спутниковых изображения с 1960-х годов до 2024 года переведены в орнаменты иката. Постепенно насыщенный синий цвет воды сменяется жёлто-белыми тонами соли, мха и водорослей — так ткань буквально фиксирует историю утраты.

«Когда мы приехали в Узбекистан, то сразу заметили, насколько здесь засушливые земли и как мало пригодных для земледелия территорий. Вода оказалась редким и бесценным ресурсом. Страна окружена сушей, и ближайший выход к воде — это Аральское море, от которого практически ничего не осталось. Нам показалось важным не просто констатировать эту утрату, а создать мистический жест, своего рода ритуал, призывающий воду вернуться и напомнить о её ценности. Мы надеемся, что эта инсталляция поможет людям осознать красоту и силу воды, использовать канал не как свалку, а как пространство, которым можно восхищаться и которое может стать искусством», — объясняет Дэвид Соин Таппезер.

Текстильная «река» стала символом тоски и надежды одновременно. Она напоминает, что исчезновение Арала — не только экологическая, но и эмоциональная потеря для целого региона.

В дни полнолуния у канала проводят музыкальные практики. Зрители участвуют в ритуалах, призывающих дождь и возвращающих разговор о воде в пространство города, рассказал Дэвид Соин Таппезер.

Чёрная жёлчь

Pakui Hardware в коллаборации с Алишером и Шохрухом Рахимовыми

Литовское арт-объединение Pakui Hardware совместно с узбекскими керамистами Алишером и Шохрухом Рахимовыми создали мультилокационную инсталляцию «Black Bile».

Художники превратили три комнаты в медресе Рашид в аудиопространства. Посетители говорят в микрофоны в форме ушных раковин, а их слова с помощью специального приложения превращаются в музыку, записанную с участием оркестра Бухарской филармонии. Получившаяся мелодия звучит из трёх скульптур — «жёлчных пузырей». Они изготовлены из металла и керамики с чёрной глазурью и установлены на другом конце маршрута — в Караван-сарае.

«Чёрная глазурь — это разработка моего отца, Алишера Рахимова, для коллекции “чёрно-бархатная керамика”. Она стала результатом многолетних экспериментов нашей семьи с местными глинами и минералами, — рассказал Шохрух Рахимов. — Нам удалось добиться глубокого, плотного цвета, который остаётся прочным и живым после обжига. В проекте эта глазурь стала символом “чёрной жёлчи” — состояния внутренней тяжести и меланхолии. Для меня это не про разрушение, а про принятие: каждый человек носит в себе тьму, и именно её признание становится частью пути к свету».

По словам мастера, керамика хранит тепло рук и огня, а звук напрямую воздействует на чувства. Соединив их, художники добиваются эффекта «исцеления через звук»: голос посетителя превращается в музыку, наполняя пространство гармонией и вовлекая каждого в общее аудиовизуальное путешествие.

Близость

Энтони Гормли в коллаборации с Темуром Джумаевым

Энтони Гормли — один из ведущих современных скульпторов, известный исследованиями границ человеческого тела и его отношений с пространством, временем и природой. Его скульптуры обычно представляют собой фигуры человека в натуральную величину, выполненные в строгих пропорциях, часто в статических позах. Это создаёт ощущение сосредоточенной силы и одновременно уязвимости.

Для биеннале Гормли создал масштабную инсталляцию «Close» во дворе мечети Ходжа Калон. Вместе с бухарским реставратором Темуром Джумаевым художник построил лабиринт из 80 фигур, выполненных из 3000 скульптурных глиняных кирпичей. Для работы использовалось около 20 тонн глины, смешанной с соломой.

Каждый кирпич выполнен вручную по древней бухарской технике: мастера использовали всё тело — руки, ноги и плечи, чтобы тщательно разминать и придавать глине форму. Такой подход делает кирпич прочным и живым, а сам процесс создаёт тесную связь между художником и материалом.

«В наше время пикселей и селфи моя работа воспевает кирпич — первичный пиксель, ручной элемент построенного мира, который создаёт нас. В пространстве, где природная тишина соседствует с шумом города, можно ощутить корни времени и то, как построенный мир воздействует на тело и сознание. С помощью этих глиняных кирпичей я создаю поле тел, чтобы зрители могли ощутить, как мы сами формируемся и продолжаем формироваться вместе с миром», — объясняет Гормли.

Соль, унесённая ветром

Субодх Гупта в коллаборации с Бахтиёром Назировым

Индийский художник Субодх Гупта известен тем, что превращает привычные кухонные предметы в масштабные художественные высказывания. Он представил в Бухаре инсталляцию «Salt Carried by the Wind». Она расположена рядом с караван-сараем Айозжон и отсылает к архитектуре мечети Магоки Аттори, на месте которой до установления ислама в Центральной Азии располагался базар специй и целебных трав.

Смена функций местности вдохновила художника на создание пространства памяти, где еда, ремесло и архитектура встречаются в едином художественном жесте.

«Я люблю готовить, и кухня в Индии — это место ритуала. Запах специй переносит тебя в прошлое, еда всегда хранит воспоминания, это история времени и жизни. В Бухаре же это способ вспомнить историю Шёлкового и Пряного пути, ведь именно здесь люди веками встречались, обменивались и находили общий язык за столом», — поделился Субодх Гупта.

Инсталляция построена из массово производимой эмалированной посуды, знакомой каждому узбекскому дому. Внутри павильона развешены 3000 керамических ляганов, созданных мастером Бахтиёром Назировым и его учениками в Риштане. Этот контраст подчёркивает разницу между безликим индустриальным и уникальным ручным трудом.

Пространство оживает, когда сам художник проводит кулинарные перформансы и угощает гостей блюдами собственного рецепта.

Тень земли

Делси Морелос в коллаборации с Бахтиёром Ахмедовым

Архитектура, история и текстильные традиции Бухары легли в основу проекта колумбийской художницы Делси Морелос. Её работа «The Earth’s Shadow» — это попытка духовно «сшить» расколотый мир. В бывшей мечети Ходжа Калон художница создала деревянную конструкцию, вплетённую в архитектуру здания словно паутина. Бухарские мастера переплели джутовые нити в технике «глаз Бога» и соединили ими колонны. Таким образом, работа связывает узбекские и индейские традиции ткачества.

Четыре нити расходятся от центральной точки, символизируя стихии — землю, воздух, воду и огонь, а также четыре стороны света. Каждый узел завязывается под молитву, обращённую к жизни и сообществу. Конструкция окрашена смесью из пустынного песка, глины, земли, корицы, гвоздики и куркумы. Такое сочетание материалов и специй придумала семья Бахтиёра Ахмедова, бухарского торговца специями в четвёртом поколении.

Работа рождает ольфакторный и телесный опыт: зритель погружается в облако ароматов, которое окутывает пространство и напоминает о шёлковом наследии Бухары — об эпохе Великого шёлкового пути, когда специи были столь же ценны, как и шёлк.

«Свет и тень — это две переплетающиеся нити, связывающие произведение с самим зданием. Тень подобна утробе: она бережёт жизнь от палящего солнца, которое сжигает всё незащищённое», — отмечает Морелос.

Голубая комната

Абдулвохид Бухорий, Дилнозахон Каримова и Журабек Сиддиков

Проект «Голубая комната» бухарского художника-керамиста Абдулвохида Каримова (Бухорий), созданный совместно с супругой Дилнозахон Каримовой, стал продолжением его поисков в области возрождения исчезнувшей традиции бухарской голубой керамики. Полгода работы над инсталляцией воплотились в бывшей молельной медресе Гавкушон.

Пространство переносит зрителя в подводный мир, наполненный символами воды и её целительной силы. Стены и полы комнаты полностью покрыты плиткой ручной работы насыщенного синего цвета, в который окрашивают купола мечетей и других сооружений. Цвет символизирует вечность и небо.

Художник использует природные пигменты в керамической глазури. По словам медиатора павильона, таким образом, Абдулвохид Бухорий стремится сохранить традиции и переносит их новый художественный контекст. Если раньше мастера использовали природные красители потому, что альтернатив не существовало, то сегодня выбор в пользу натуральных материалов превращает традиционную технику в художественное высказывание.

В центре комнаты висит скульптура из латуни, меди и керамики, выполненная в сотрудничестве с мастером Журабеком Сиддиковым. Её форма вдохновлена образом рыбы, связанной с древними целебными ритуалами. Керамика на стенах и полу, а также блюдах, которые дополняют люстру, украшена узорами, напоминающими текстильные орнаменты, рыб, водоросли и потоки воды.

«У нас в народе принято ставить тазик с рыбками рядом с ребёнком, когда он болеет. В моей семье это было частой практикой — я часами смотрела на них и забывала о боли, — рассказывает Дилнозахон Каримова. — Это воспоминание я перенесла в свою работу: рыбки здесь стилизованы под орнаменты сюзане Нураты, которые издавна считались оберегами. Вода, как источник жизни и исцеления, уносит боль, успокаивает и очищает душу. Мы хотели, чтобы каждый, входя в нашу комнату, чувствовал это спокойствие и, глядя на рыбок, отпускал то, что тяготит сердце».

Семь цветов рая

Давлат Тошев со своими учениками

Во второй комнате медресе Гавкушон бухарский миниатюрист, живописец и каллиграф Давлат Тошев создал масштабное художественное полотно. Попадая внутрь, посетители словно оказываются внутри картины. Стены и потолки покрыты бумагой, расписанной в технике эбру (мраморной росписи). Считается, что эбру зародилась именно в Бухаре.

Художник создал множество иллюстраций и объединил их в сложные мозаичные композиции. Центральным элементом работы является изображение гранатового дерева — символа жизни и единства.

Тошев реализовал проект вместе со своими учениками из мастерской «Устоз Шогирд», в том числе глухими и немыми студентами. Участие в биеннале и творчество стало для художника одновременно и способом обучения, и духовной практикой: через работу он помогал детям выражать себя.

«Эбру — это практика умиротворения. Когда начинаешь рисовать на воде, никогда не знаешь, какой узор получится. Сосредотачиваешься на процессе, и постепенно появляются формы, которые я воспринимаю как жизненные пути. Так же и в жизни — никогда не знаешь, куда она тебя приведёт», — объясняет художник.

В поисках истины

Джахонгир Бобокулов и Санжар Кубаев

Третья комната медресе Гавкушон воплотила в себе название локации — House of Softness. Пространство разделено на две части.

Первое помещение выполнено в ярко-жёлтых и оранжевых оттенках. Стены целиком покрыты полиуретановой пеной (поролоном), окрашены аэрографом и подсвечены мягким светом. Молодой художник Джахонгир Бобокулов из Бухары в последние годы экспериментирует с поролоном, придавая своим работам выразительный объём и живую, пластичную текстуру. Благодаря свойствам материала пространство получилось мягким, светлым и даже физически тёплым: нагретая осветителями пена сохраняет температуру. За это комнату прозвали «чилля хона». Для художника название «чилля хона» — это не только отсылка к летнему зною, но и к уединению и тишине, которые подразумевают под английским словом chill — «охладись».

«Что такое пространство? Для меня оно никогда не пустое. Даже пустота состоит из чего-то, она живая», — говорит художник.

Вторая часть инсталляции контрастирует с первой. Она погружена во мрак. В центре висит керамическое сердце работы Санжара Кубаева. Он придал органу холодный голубой цвет и покрыл каплями грязи. Источник на потолке омывает сердце светом и каплями воды, постепенно смывающими грязь.

«В хадисе нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) сказано: в душе есть одно сердце, и если оно больно — больно всё тело, если оно здорово — здоров весь человек. В этой инсталляции мы показываем именно душу. Грязь символизирует грехи, а падающая вода — добрые дела, которые очищают её и возвращают к жизни», — объясняет Бобокулов.

Мур-Мур

Дэвид Сойн Таппезер в коллаборации с Борисом Шершенковым и Кубаро Бабаевой

Британский композитор и исследователь звука и музыкальных пространств Дэвид Соин Таппезер совместно с Борисом Шершенковым создали интерактивную инсталляцию «Mur-Mur» в караван-сарае.

Проект вдохновлён суфийской поэмой «Собрание птиц», где все птицы отправляются на поиски Симурга — лидера, который оказывается отражением их самих, объединением частей в целое.

В основе инсталляции — глиняные игрушки-свистульки «хуштак» в форме птиц, традиционно изготавливаемые в Бухаре для детей на Навруз. Посетители могут взять с собой хуштак и записать 10-секундную мелодию в соседней комнате. Свистки сохраняются, накладываются друг на друга и сливаются в хор. Звук раздаётся по всему пространству.

«Меня вдохновила идея о том, что исцеление и преображение происходят через коллективность. Каждый посетитель, записывая звук хуштака, становится частью огромного хора, который растёт с каждым новым участником. Эта работа показывает, что даже маленькие действия могут соединять нас в единое целое. [Так соединяются] птицы в стае», — объясняет Таппезер.

В отдельных залах выставлены работы легендарной покойной керамистки Кубаро Бабаевой из Вабкента Бухарской области и её учеников. На свистульках изображены птицы, бараны, драконы и другие мифические существа. Кубаро была ученицей знаменитой мастерицы Хамро Рахимовой и прославилась как хранительница древней традиции изготовления хуштаков.

Родина счастья

Цюй Чан в коллаборации с Бехрузом Ахмедовым и Жасурбеком Жавханазаровым

Китайская художница Цюй Чан в своей работе «Happiness Hometown» обратилась к музыкальному клипу Чэнь Мин 1997 года. Видеоролик стал символом эпохи реформ. По сюжету певица идёт по шоссе в сопровождении танцоров в центральноазиатских костюмах — словно путь к счастью лежит через дорогу, ведущую на Запад, в Узбекистан. Для художницы этот образ стал отправной точкой размышлений о том, где находится «родина счастья» и можно ли найти её в сердце Центральной Азии.

Работа находится в одном из караван-сараев. Проект строится как путешествие по трём комнатам, каждая из которых становится метафорической картой счастья. Во всех помещениях развешены шёлковые полотна, созданные совместно с маргиланским вышивальщиком Бехрузом Ахмедовым.

В первой комнате рассказывают о дневных путях и ночных грёзах странников, рассказала Цюй Чан. Здесь же представлено символическое гранатовое дерево: в плодах видны крошечные сердца — метафора множества жизней, скрытых в одном целом. Вторая комната исследует «внутреннюю карту» человеческого тела, которая повествует о том, что путь к счастью начинается внутри. Третья комната показывает, как внутренний мир человека взаимодействует со Вселенной, превращает его Я в часть космоса, сказала автор проекта.

«Я всегда была одержима образом сердца. Для меня оно выходит за границы привычных противопоставлений — тела и души, личного и общественного. Сердце открывается в разных формах: в карте тела, в узоре шёлка или в звёздном небе. В своей работе я хотела показать, что разбитое сердце — это не только боль, но и метод поиска, возможность двигаться дальше. Открывая сердце, мы открываемся многообразию культур и создаём пространство, где встречаются разные пути и истории. Само по себе сердце становится рецептом счастья и способом вписать себя в мир», — говорит Цюй Чан.

Композитор Жасурбек Жавханазаров сопроводил работы художницы собственной музыкой. Он переосмыслил песню Чэнь Мин Happiness Hometown с помощью национальных инструментов и написал на её основе три поэтических саундтрека — для каждой комнаты свой.

Вкус как часть искусства

Важной частью концепции биеннале стала кухня. В медресе Абдурахмона Алама, построенном в 1809 году, открылся ресторан Café Oshqozon. Его название связано с узбекским словом «ошқозон», которое одновременно означает и желудок, и сосуд для приготовления пищи. По словам продюсера выставки Анастасии Скворцовой, этот двойной смысл подчёркивает идею биеннале как живого организма: так же как желудок питает тело, общие трапезы питают атмосферу доверия и взаимного исцеления.

Меню Café Oshqozon разработали художник Карстен Хёллер (Германия/Швеция), шеф-повар Даниэле Пуричелли (Италия), шеф ресторана Brutalisten Коэн Дилеман (Нидерланды), а также узбекские мастера кулинарии Бахриддин Чустий и Павел Георганов.

-9

Участники предложили необычный подход: каждое блюдо строится вокруг одного главного продукта — меняются текстура, специи и подача, но основа всегда остаётся той же. Такой формат позволяет глубже прочувствовать сам ингредиент и превращает трапезу в особый опыт. Гостей ждут кулинарные мастер-классы и лекции, где еда раскрывается как часть культуры и искусства.

Расписание гастрономических перформансов

23–24 сентября – Елена Рейгадас, Мексика.
3-5 октября — Павел Георганов, Узбекистан.
10-12 октября — Фатмата Бинта, Сьерра-Леоне.
17-19 октября — Бахриддин Чустий, Узбекистан.
24-26 октября — Екатерина Енилеева, Александр Толкачёв, Владимир Когай, Узбекистан.
7–8 ноября — Зури Камиль де Соуза, Индия-Франция.
16–20 ноября – Чонг Кван, Южная Корея.