Найти в Дзене
Jahn iarisyiy

Почему на многих заправках нет бензина ? Сентябрь 2025

На сентябрь 2025 года ситуация с отсутствием бензина на многих заправках в России является острой, но не повсеместной проблемой. Это не единичные случаи, а следствие комплекса экономических и логистических факторов. Вот основные причины, о которых сообщают новостные агентства (такие как РБК, Коммерсантъ, Интерфакс) и отраслевые эксперты: 1. Основная причина: "Майский манёвр" и дисбаланс цен Это ключевой фактор, который эксперты называют главной причиной нынешнего кризиса. · Суть явления: Внутренние цены на нефть и нефтепродукты в России (привязанные к международным биржам) значительно выросли. Однако на внутреннем рынке действует "демпферный механизм" — система компенсаций нефтяным компаниям, которая призвана сдерживать рост цен на АЗС. · Проблема: Сложилась ситуация, когда нефтяным компаниям выгоднее экспортировать топливо, чем продавать его на внутреннем рынке по сдерживаемым ценам. Разница в доходности между экспортом и внутренними поставками достигает существенных величин. В резу

На сентябрь 2025 года ситуация с отсутствием бензина на многих заправках в России является острой, но не повсеместной проблемой. Это не единичные случаи, а следствие комплекса экономических и логистических факторов.

Вот основные причины, о которых сообщают новостные агентства (такие как РБК, Коммерсантъ, Интерфакс) и отраслевые эксперты:

1. Основная причина: "Майский манёвр" и дисбаланс цен

Это ключевой фактор, который эксперты называют главной причиной нынешнего кризиса.

· Суть явления: Внутренние цены на нефть и нефтепродукты в России (привязанные к международным биржам) значительно выросли. Однако на внутреннем рынке действует "демпферный механизм" — система компенсаций нефтяным компаниям, которая призвана сдерживать рост цен на АЗС.

· Проблема: Сложилась ситуация, когда нефтяным компаниям выгоднее экспортировать топливо, чем продавать его на внутреннем рынке по сдерживаемым ценам. Разница в доходности между экспортом и внутренними поставками достигает существенных величин. В результате они стали сокращать поставки на внутренний рынок, направляя топливо на экспорт.

2. Сезонный фактор и ремонты на НПЗ

· Осенний пик спроса: Сентябрь — это период завершения отпусков, сбора урожая (требуется топливо для сельхозтехники) и подготовки к отопительному сезону, что традиционно увеличивает спрос на топливо.

· Плановые ремонты: На ряде нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в это время проводятся плановые ремонтные работы, что временно снижает объемы производства.

3. Логистические сложности

· Железнодорожные перевозки: Основной объем топлива перевозится по железной дороге. Возникают задержки с подачей вагонов-цистерн, что создает "пробки" в логистической цепочке и приводит к тому, что топливо физически не успевают доставить на АЗС в нужных объемах.

4. Валютные ограничения и стоимость импорта

· Из-за санкций и валютного регулирования у компаний могут возникать сложности с оплатой импортных компонентов бензина или оборудования для его производства. Это также косвенно влияет на стабильность поставок.

Какие регионы страдают больше всего?

Проблемы в первую очередь затрагивают нефтедобывающие и удаленные регионы, а также регионы, где доля независимых сетей АЗС высока:

· Сибирь (Кемеровская, Томская, Новосибирская области).

· Урал (Свердловская, Челябинская области).

· Поволжье и другие.

Крупные сети, вертикально интегрированные с нефтяными компаниями (например, "Лукойл", "Роснефть"), страдают меньше, в то время как независимые АЗС сталкиваются с дефицитом в первую очередь, так как у них нет собственного производства топлива и они покупают его на бирже по высоким ценам.

Что делает правительство?

На данный момент власти признают проблему и предпринимают шаги:

· Обсуждается временное ограничение на экспорт бензина, чтобы насытить внутренний рынок.

· Увеличены обязательные нормы отпуска топлива на биржу для крупных нефтяных компаний, чтобы независимые АЗС могли его закупать.

· ФАС проводит мониторинг цен и поставок, чтобы пресекать спекуляции.

Краткий итог

данная ситуация-это кризис предложения, вызванный экономической невыгодностью продажи бензина внутри страны по сравнению с экспортом. Пока не будет устранен этот фундаментальный дисбаланс, перебои с поставками на отдельных заправках, особенно в регионах, вероятно, будут продолжаться.