Удмуртские народные танцы имеют древнее происхождение. Они первоначально исполнялись вместе с магическими словами и песнопением во время обрядовых праздников и были слиты в единое целое, из которого постепенно выделились хороводы и пляски.
Важно, что для отдельных танцев свойственно локальное многообразие — в каждой удмуртской деревне бытовал свой местный вариант танца.
Здравствуйте дорогие зрители! Меня зовут Новикова Анна, я участница проекта «По России, танцуя», и это самая долгожданная лекция для меня, так как я занимаюсь в хореографической студии ODONATA, где основными направлениями являются народный танец и региональные особенности русского танца, я точно знаю, на сколько может быть интересен и многогранен танец одного региона! Сегодня я расскажу Вам о региональных особенностях танца Республики Удмуртия!
Удмурты являются одним из древних, коренных народов западного Приуралья, этносом финно- угорской языковой группы. Довольно рано удмурты оказались разделенными на две большие группы: северных и южных. Их развитие протекало в неодинаковых условиях, что определило некоторое своеобразие в их этнографических характеристиках.
Удмуртские пляски отличались сдержанностью, мягкостью. Танец сопровождался пением и игрой на национальных духовых, ударных или струнных инструментах музыкальных инструментах.
Танцевальная культура удмуртов формировалась вокруг календарных циклов, обрядовых действ и семейных торжеств. Удмуртов считали самым танцующим народом в Поволжье, так как их свадебный обряд насыщен парными любовными танцами, искромётными сольными плясками мужчин. В свадебном обряде удмуртов присутствует танцевальная игра-маскировка – пляска с ряженьем подставной невесты, которая бросала на шею другого участника действия покрывало настоящей невесты и заставляла плясать зигзагами со звоном колокольчиков, с притопыванием, кружением как в древних танцевально-пантомимических действиях, которые строились на хореографическом подражании птицам и животным. Круговая хороводная пляска («Круген эктон») и ее плясовые круги, выполняемые до трех раз, несли в себе магическую функцию оберега.
В пляске по кругу каждый танцор исполнял отдельно хореографическую тему, сопровождаемую хлопками в ладоши и мелким топотом. В парном танце «Ширъян» двух женщин, которые связывали концы своих юбок, демонстрировался движенческий круг жизни (развития) – союз женщины и мужчины. Пляски удмуртов состоят не только из поочередного набора участников танцевального действия, переменных и скользящих шагов, плавного кружения, но и припляски с выбиванием «дробей», легкой подпрыжки, упругой тряски со сменой мест танцоров. На танцевальную культуру удмуртов, да и вотяков повлияли разные этноисторические условия развития: на северных оказали сильное влияние русские, на южных - татары, у которых встречаются танцы с саблями и нагайками.
Удмуртский народный танец был в основном массовым, коллективным (что издревле было предопределено в удмуртском этносе особой ролью общины, рода, семьи). Популярными были и остаются разнообразные коллективные пляски, хороводы, танцы втроем, вчетвером и далее по возрастающему числу их участников, кадриль, танцы- игры, танцы с определенной композицией.
Давайте по порядку!
Традиционные танцы северных удмуртов
Включают хороводы, кадрили и танцы-игры. Эти формы были распространены в удмуртском народном танце, который был в основном массовым и коллективным.
Самые знаменитые танцы в Северной Удмуртии, это: лонцы и кадрел.
Хороводы
Древняя форма удмуртского танца. Исполнялись по кругу. Если песня имела сюжетную линию, в круг входили действующие лица песни и разыгрывали её содержание.
В некоторых деревнях за околицей на месте гуляний от хождения по кругу вытаптывалась соответствующая тропинка.
Для сопровождения хоровода использовались круговые песни любого жанра в умеренном и медленном темпах на русском или удмуртском языках.
Чаще всего использовали следующие виды хореографии: быстрое кружение одной пары или трёх в общем кругу, хождение двумя цепочками навстречу друг другу, при этом каждый обходит партнёра напротив из противоположной цепочки.
Кадрили
Танцы с определённой композицией, как правило, парные. Каждая фигура имеет своё музыкальное сопровождение (наигрыш). Удмуртским кадрилям свойственна перемена направления движения, замысловатые переходы, повороты исполнителей в парах.
Например: у верхнечепецких удмуртов распространён фигурный танец «лонцы». Каждая фигура состоит из трёх частей (мотивов): проходки (противоположные пары идут навстречу друг другу, в том числе по диагонали, встречаются в центре, меняются местами, возвращаются на свои места и т. д.), поворотов в паре (кружение) на месте — руки в положении вальса, ударов в ладони.
Танцы-игры
Самостоятельная группа удмуртских танцев-игр. Например: «Чапкыса шудон», «Куинь кузя шудон», «Дасэн эктон».
- Движения зависят от технических и физических возможностей исполнителей, возраста и танцевальных традиций. Чаще всего исполняется переменный удмуртский ход, нехитрые дроби, дробные ходы, «косички» с одной и двух ног.
- Танец сопровождался игрой на национальных музыкальных инструментах: крезь (гусли), скрипка (кубыз), арган (гармошка).
Танцы северных удмуртов чаще всего строятся на простом бытовом шаге, спокойном беге, притопах. Ограниченность лексики компенсируется рисунком танцев, замысловатыми переходами, своеобразными вращениями, положениями в паре.
Манера исполнения женского танца более мягкая, спокойная. Девушки держат себя скромно, нередко танцуют, опустив глаза. Мужчины выполняют движения более размашисто, с силой и подскоками.
Традиционные танцы южных удмуртов
Самобытностью отличаются танцы южных удмуртов. В лексике этой категории танцев наряду с мягкой манерой исполнения «косичек», переменных ходов и других движений присутствуют разнообразные дроби, дробные ходы. По хореографии они более разнообразны, ярки и богаты, чем танцы северных удмуртов.
У южных удмуртов бытовали традиционные танцы разных форм: хороводы, кадрили и сольные пляски. Эти формы характерны для удмуртского народного танца, который издревле составлял часть быта и культуры народа, календарных праздников и семейных обрядов.
Самые знаменитые танцы в Южной Удмуртии, это: ньылен, куатен, тямысэн эктон.
Хороводы
Древняя форма удмуртского танца — хороводы, которые водились по кругу. Если песня имела сюжетную линию, в круг входили действующие лица песни и разыгрывали её содержание.
Особой популярностью пользовались хороводы-пляски, состоящие из двух частей: первая часть — лирическая, медленная, вторая — весёлая, быстрая. В первой части исполнители, взявшись за руки, образуют круг и, двигаясь против хода часовой стрелки, поют, во второй — останавливаются лицом в круг и поют, хлопая в ладоши.
Кадрили
Фигурные танцы на основе кадрили, которые, как правило, парные. Каждая фигура имеет своё музыкальное сопровождение (наигрыш). Удмуртским кадрилям свойственна перемена направления движения, замысловатые переходы, повороты исполнителей в парах.
Название танцев, как правило, даётся по числу участников. Например: «куинен эктон» — танец втроём, «ньылен, куатен, тямысэн эктон» — вчетвером, вшестером, ввосьмером.
Сольные пляски
Распространённая форма удмуртского народного танца — импровизационная пляска. Исполняется, как правило, с пением частушек.
Движения в пляске зависят от технических и физических возможностей исполнителей, возраста и танцевальных традиций. Чаще всего исполняется переменный удмуртский ход, нехитрые дроби, дробные ходы, «косички» с одной и двух ног.
Существует и парная пляска: чаще заводит пляску один, затем присоединяется второй, третий и последующий исполнитель. Когда все желающие включаются в пляску, они продвигаются по кругу, разворачиваясь спиной по линии танца и поворачиваясь вокруг себя.
Выделим основные моменты отличия южного танца от северного:
- В лексике южных танцев наряду с мягкой манерой исполнения «косичек», переменных ходов и других движений присутствуют разнообразные дроби, дробные ходы, когда как танцы северных удмуртов чаще всего строятся на простом бытовом шаге, спокойном беге, притопах.
- По хореографии танцы южных удмуртов более разнообразны, ярки и богаты, чем танцы северных удмуртов. Но, ограниченность их лексики компенсируется рисунком танцев, замысловатыми переходами, своеобразными вращениями, положениями в паре.
- На юге популярны коллективные пляски, хороводы, танцы втроём, вчетвером и далее по возрастающему числу участников, кадриль, танцы-игры, танцы с определённой композицией. В Северной Удмуртии распространены фигурные танцы: лонцы и кадрел.
Различия в танцевальных традициях северных и южных удмуртов – это не разделение, а скорее, разные грани одного бриллианта. Каждая из них отражает уникальный путь развития, влияние окружающей среды и исторические события. Именно в этом многообразии и кроется настоящая красота и ценность удмуртской культуры.
С Вами была Новикова Анна! Благодарю Вас, что дослушали эту лекцию до конца! Если Вам есть, чем с нами поделиться, оставляйте комментарии, мы все читаем и отвечаем на каждый отзыв!
И помните, всякая традиция живет благодаря интерпретации!