Найти в Дзене
Картарасрочки.ру

Средний чек на новый автомобиль вырос до 2,33 млн рублей. Но это обманчивая цифра

Если вы сейчас присматриваете себе новый автомобиль, то наверняка заметили: цены кусаются. Исследование компании «Атолл» это подтверждает: средний чек за 9 месяцев 2025 года вырос до 2,33 миллиона рублей. Это на 5% больше, чем в прошлом году. Но вот что интересно: при этом общее количество проданных машин упало на 3%. Как же так? Получается, мы стали меньше покупать, но тратить при этом больше? Давайте разберемся, что на самом деле происходит на авторынке. Объяснение этому парадоксу дает доцент РЭУ им. Плеханова Светлана Ильяшенко. Она говорит, что мы наблюдаем не рост цен, а фундаментальное сужение рынка. Представьте себе пирог. Раньше он был большой, и его ели все — от студентов до бизнесменов. Сейчас от пирога отрезали большой кусок — массовый сегмент. А оставшуюся часть едят только те, у кого есть деньги. Что происходит на практике? Вот и получается, что доля дорогих машин в общем объеме продаж растет, а это статистически «тянет» вверх средний чек. Цифра растет не потому, что все м
Оглавление

Если вы сейчас присматриваете себе новый автомобиль, то наверняка заметили: цены кусаются. Исследование компании «Атолл» это подтверждает: средний чек за 9 месяцев 2025 года вырос до 2,33 миллиона рублей. Это на 5% больше, чем в прошлом году.

Но вот что интересно: при этом общее количество проданных машин упало на 3%. Как же так? Получается, мы стали меньше покупать, но тратить при этом больше? Давайте разберемся, что на самом деле происходит на авторынке.

Главный парадокс: рынок сужается и становится «элитным»

Объяснение этому парадоксу дает доцент РЭУ им. Плеханова Светлана Ильяшенко. Она говорит, что мы наблюдаем не рост цен, а фундаментальное сужение рынка.

Представьте себе пирог. Раньше он был большой, и его ели все — от студентов до бизнесменов. Сейчас от пирога отрезали большой кусок — массовый сегмент. А оставшуюся часть едят только те, у кого есть деньги.

Что происходит на практике?

  • Массовый потребитель уходит с рынка. Тот, кто раньше брал бюджетную иномарку или отечественную модель в кредит, сейчас откладывает покупку.
  • Платежеспособные покупатели остаются. Они по-прежнему покупают премиальные бренды и дорогие модели, которые поставляются по схемам параллельного импорта.

Вот и получается, что доля дорогих машин в общем объеме продаж растет, а это статистически «тянет» вверх средний чек. Цифра растет не потому, что все машины резко подорожали, а потому что рынок стал «элитным».

А что с дилерами? У них распродажи и скидки!

А вот здесь начинается самое интересное. Ильяшенко обращает внимание на важный нюанс: пока статистика показывает рост среднего чека, в самих дилерских центрах часто идут распродажи остатков и действуют значительные скидки.

Проще говоря, на местах пытаются стимулировать сбыт любыми способами. Но даже эти уловки не могут вернуть на рынок того самого массового покупателя, который испугался высокой ставки по кредитам и общей экономической неопределенности.

Почему люди перестали покупать? Деньги стали дорогими

Причина падения спроса, по мнению эксперта, очевидна — высокая ключевая ставка ЦБ.

  • Автокредиты стали менее доступными для большинства людей.
  • На фоне общей нестабильности люди предпочитают копить, а не тратить на крупные покупки.

Получается замкнутый круг: чтобы бороться с инфляцией, ЦБ держит высокую ставку, но из-за этого проседает потребительский спрос, в том числе и на автомобили.

Что в итоге? Рынок ждут перемены

Лично я из этого анализа делаю вывод, что авторынок переживает болезненную трансформацию. Он временно перестал быть массовым и сконцентрировался на узкой прослойке обеспеченных клиентов.

Этот тренд, скорее всего, сохранится до тех пор, пока не снизится ключевая ставка и не улучшатся макроэкономические ожидания россиян.

Источник