Найти в Дзене
ЧИТАТЬ ПОЛЕЗНО!

Александр Блок и Сергей Есенин

В марте 1915 года Сергей Есенин прибыл в Петербург и сразу отважился пойти к Блоку, предварительно известив его запиской: «Александр Александрович! Я хотел бы поговорить с Вами. Вы меня не знаете, а может быть, где и встречали по журналам мою фамилию. Хотел бы зайти часа в 4. С почтением С. Есенин. Блок принял его, говорил просто, без высокомерия или снисходительности мэтра. Сергей Есенин в автобиографии 1925 года писал об этой встрече: «Первый, кого я увидел, был Блок, второй – Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз я видел живого поэта». Хоть и пробрал начинающего поэта пот при виде Блока, но отношение Есенина к нему было вполне доверительное. Тем более что Блок назвал его стихи «светлыми, чистыми, голосистыми». Есенин высоко ценил творчество Блока. В стихах о прекрасной Даме он видел близкие ему фольклорные мотивы и многие стихи Блока знал наизусть, в том числе и это: Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые – Как с

В марте 1915 года Сергей Есенин прибыл в Петербург и сразу отважился пойти к Блоку, предварительно известив его запиской: «Александр Александрович! Я хотел бы поговорить с Вами. Вы меня не знаете, а может быть, где и встречали по журналам мою фамилию. Хотел бы зайти часа в 4. С почтением С. Есенин.

Блок принял его, говорил просто, без высокомерия или снисходительности мэтра. Сергей Есенин в автобиографии 1925 года писал об этой встрече:

«Первый, кого я увидел, был Блок, второй – Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз я видел живого поэта».

Хоть и пробрал начинающего поэта пот при виде Блока, но отношение Есенина к нему было вполне доверительное. Тем более что Блок назвал его стихи «светлыми, чистыми, голосистыми».

Есенин высоко ценил творчество Блока. В стихах о прекрасной Даме он видел близкие ему фольклорные мотивы и многие стихи Блока знал наизусть, в том числе и это:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые –

Как слёзы первые любви!

В этих строках Александра Блока слышится голос Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Есенина. Это голос русской поэзии, обращённый к многострадальной России.

Блок следил за творчеством Есенина, давал ему дружеские советы. Отговаривал от встреч с Мережковским и Гиппиус, которые в своём салоне «угощали» посетителей крестьянскими поэтами: «Не верь ты этой бабе. Её Горький считает умной, но, по-моему, низкопробная дура».

Первая встреча с Блоком окрылила. Его радушие и доброжелательность воодушевили Есенина. Он и сам по природе был таким же отзывчивым. Поэтому однажды познакомил с Блоком талантливого журналиста Петра Кузько. После смерти Есенина Пётр Авдеевич оставил о воспоминания. В них есть Есенин и Блок.

«В конце февраля 1918 года мы были с Есениным на вечере в зале Технологического института, на котором выступал А.А. Блок. Он читал любимые публикой «Незнакомку», «На железной дороге», «Прошли года», «Соловьиный сад», «В ресторане».

Читал спокойным голосом, выразительно. Сидевший рядом со мной Есенин любовно поглядывал на Блока, иногда пытливо посматривал на меня, желая узнать моё впечатление. Один раз он не выдержал и шепнул мне на ухо: «Хорош Блок!»

… после концерта пошли провожать Александра Александровича.

Беседуя, мы коснулись и вопроса об отношении интеллигенции к революции. Блок оживился… Он только что (в январе 1918 года) опубликовал на эту тему свою известную статью «Интеллигенция и революция».

Есенин был один из первых, кто поддержал идею статьи, кто принял «Скифов» Блока.

В последний раз – опомнись, старый мир!

На братский пир труда и мира,

В последний раз на светлый братский пир

Сзывает варварская лира!

Нельзя сказать, что между поэтами не возникало разногласий. Но это дело обычное между творческими личностями. Перед отъездом в Москву Есенин встречался с Блоком. Они говорили о поэзии и об артиллерийских обстрелах Кремля эсерами во время их мятежа в июле 1918 года. Блок сказал: «Кремля разрушить нельзя: он во мне и в вас; он – вечен».

В конце лета 1921 года Сергей Есенин узнал о смерти Блока и тяжело переживал уход человека, который ввёл его в большую литературу и у которого учился лиричности, как признавался сам.