Найти в Дзене
Дождикова

Экспедиция в Хакасию, 12-13 сентября 2025

Третья экспедиция в Хакасию снова открывает нам интересные места. Село Знаменка (Республика Хакасия) до сих пор было просто населённым пунктом, по которому можно напрямик объехать трассу, если на пути много фур. Теперь это любимое место, где есть замечательная пекарня, которую нашла случайно в рекомендациях. Готовят в ней вкусное разнообразие хлебобулочных изделий. Погода стояла шикарная. Пока перекусывали на улице, насладились местным колоритом и видами на горы. Постепенно в пекарню потянулись люди. Кстати, в 1899 году именно в этом селе нашли окуневскую стелу (74), которую вывезли в Красноярский краевой краеведческий музей, где она по сей день и хранится. Следующее место остановки было совсем недалеко — степь между сёлами Троицкое и Бограда. Благодаря сенокосу в степях есть вполне достойные дороги, чтоб перемещаться в необходимом направлении вне асфальтированной трассы. Пока шли «покорять степь», нацепляли на ноги колючие семена ковыля, но всё-таки нашли нужный тагарский курган, у ко

Третья экспедиция в Хакасию снова открывает нам интересные места.

-2

Село Знаменка (Республика Хакасия) до сих пор было просто населённым пунктом, по которому можно напрямик объехать трассу, если на пути много фур. Теперь это любимое место, где есть замечательная пекарня, которую нашла случайно в рекомендациях. Готовят в ней вкусное разнообразие хлебобулочных изделий. Погода стояла шикарная. Пока перекусывали на улице, насладились местным колоритом и видами на горы. Постепенно в пекарню потянулись люди.

Окуневская культура. Стела №74 по сборнику Н.В. Леонтьева, В.Ф. Капелько и Ю.Н. Есин.
Окуневская культура. Стела №74 по сборнику Н.В. Леонтьева, В.Ф. Капелько и Ю.Н. Есин.

Кстати, в 1899 году именно в этом селе нашли окуневскую стелу (74), которую вывезли в Красноярский краевой краеведческий музей, где она по сей день и хранится.

Следующее место остановки было совсем недалеко — степь между сёлами Троицкое и Бограда. Благодаря сенокосу в степях есть вполне достойные дороги, чтоб перемещаться в необходимом направлении вне асфальтированной трассы. Пока шли «покорять степь», нацепляли на ноги колючие семена ковыля, но всё-таки нашли нужный тагарский курган, у которого стоят окуневские стелы 194 и 195. Печально, что когда-то изящная и изобразительно сложная стела 194 практически уничтожена временем. Былые очертания образа при тщательном осмотре ещё угадываются, но не так чётко, как у 195-ой.

Пока ехали обратно до трассы «Енисей», сделали попытку заехать ещё на пару неизвестных нам курганов, но безуспешно — место нас не пустило. Покружив у современного погоста, решили продолжать путь по намеченному плану.

Эта поездка стала самой запоминающейся благодаря лютому бездорожью. Таких откровенно плохих дорог у нас ещё не было. Десять километров показались сотней. На пути даже встретился маленький смерч, который, покрутившись поперёк дороги, пропуская нас, изящно сместился в заросли, где бесследно исчез. Но, несмотря на это, мы всё-таки добрались до Уйбатского чаатаса вблизи аала Чарков. Местные фермеры пропахали дорогу, которая прокатана напрямую к чаатасу, поэтому пришлось оставить машину и идти пешком. Легенда, которую сложили об этих камнях, схожа с увиденным: вздыбленные узкие мегалиты на первый взгляд размещены хаотично, создавая ощущение, будто в древности грозные войны-великаны бились, кидая друг в друга камни, и они, как копья, вонзались глубоко в землю. Среди этих камней мы и нашли одну окуневскую стелу (109). Вдали виднелись величественные горы, в том числе и Амога. Где-то там нас ждала каменоломня. Удивительно, насколько всё одновременно далеко и близко.

При обратном направлении не оставили без внимания Камень Мессершмидта (немец, родоначальник русской археологии), где я нашла потерянные кем-то солнцезащитные очки в леопардовой оправе и парочку перьев коршуна.

Почему-то дорога обратно всегда быстрее. Так и добрались до каменоломни в скале Хызыл-Хая, где добывались громадные монолиты для грандиозных курганов Салбыкской степи. Гора стояла неподвижно, будто время в этом месте навсегда замерло. Ни ветра, ни птицы, ни насекомого. Кругом стояла тишина, нарушаемая треском ЛЭП и поскуливанием моего пса, которого оставили около машины, а он решил всех горных духов разбудить. Сразу было видно, как и насколько каменщики древности углублялись в породу, выгрызая из недр горы её составляющее, меняя тем самым облик. Интересно размышлять, каким было это место, когда здесь кипела жизнь: работая металлом, люди ради общего дела трудились, выдалбливая громадные камни, которые с грохотом катились вниз... Судя по камням, у работяг были как удачи, так и неудачи. Сколько нужно было задействовать людей и животных, чтоб перевезти хотя бы один камень до определённого места?... Ответ на любой вопрос о каменоломне ждать только от учёных.

Небо перед дождём.
Небо перед дождём.

Солнце постепенно уходило за горизонт — надо было искать место для ночлега. Слукавлю, если расскажу о том, как быстро нам это удалось. От каменоломни мы направились в сторону аала Камышовая, чтоб посмотреть, можно ли там остановиться где-нибудь у озера. Сперва на нашем пути встали коровы, которые в недоумении таращились и не спешили расходиться. Пришлось немного пошуметь. Ощутила себя героиней книги Н.Г. Доможакова «В далёком аале». Пока искали места, пошёл сильный дождь, превратив дорогу в кашу. Пришлось разворачиваться обратно. У самого выезда на основную дорогу хорошо побуксовали по грязи, но, слава богам, выбрались. Решение остановиться между коновязью и каменоломней тоже нельзя назвать удачным. Пока стояли и размышляли, куда податься, к нам лихо на машине подкатил мужичок из фермы через дорогу и стал расспрашивать, что мы тут делаем. Его версия нашего пребывания была неожиданной: предположил, что мы можем выискивать барашков или лошадок. Заверили его, что мы просто туристы-любители и просто ищем место для ночлега. Мужичок уехал — мы выдохнули. Честное слово, барашки, коровки, лошадки, гусики, свинки и прочие лично меня интересуют только в плане созерцания да фотографирования.

Коровки на лугу так и просятся в какую-нибудь рекламу.
Коровки на лугу так и просятся в какую-нибудь рекламу.

Помаленьку покатили по бездорожью в сторону Абакана. Тот мужичок ещё раз встретился, резво гарцующий на своём авто по полям в сторону другой фермы. Я ещё минут пять ехала и косилась в зеркало бокового вида — а вдруг чего надумает! Километр за километром дорога приближала нас к Абакану, а мы так и не определились с ночлегом. Хорошо, что под Абаканом есть Ташебинский песчаный карьер, который очень похож на наш, который находится около деревни Песчанка. Нашли там хорошее место. Представление о нём не омрачила даже дорога, которая была за кустами в паре шагов. Темнело очень быстро, поэтому палатки ставили под светом фонариков, местами даже наощупь. Веселье добавила жуткая мигрень, затишье которой пришлось ждать полтора часа. А какие были звуки вокруг! На любой вкус: гул очень низко летящих самолётов, грохот грузовиков, шум механизмов при добыче песка, плеск рыбы в водоёме, шебуршание насекомых у палатки, музыкальное кваканье лягушек, не прекращающиеся объявления о прибытии поезда на станцию «Путейский городок». Ближе к ночи я ожила, ведь надо было утеплиться и накормить Шубу.

У костра мы сидели до полуночи. Время от времени подкидывались новые поленья, поддерживая жизнь огня. Совсем забыла о припасённых маршмеллоу — хотела попробовать, чем жарка их на костре привлекает людей. Из-за кустов за нами следили собака и её щенки, опасаясь подходить ближе, ведь поблизости был Шуба, который гордо охранял мою палатку.

Когда настало время спать, я блаженно укуталась в мягкость нового спальника цвета спелой малины и незаметно погрузилась в сон.

Ташебинский песчаный карьер. Чуть правее есть красивый пляж с зонтиками.
Ташебинский песчаный карьер. Чуть правее есть красивый пляж с зонтиками.

Утром проснулась до будильника от того, что кто-то с улицы прижимался к палатке. Выяснять долго не пришлось, Шуба, конечно же. Позвала его, и тут же по стенке затарабанил хвост. Остаётся загадкой, каким волшебным образом средних размеров пёс выбрался из тамбура палатки, даже не задев молнию. Результат — влажный от росы и радостный моему появлению Шуба.

Во всю светило солнце. Над поверхностью искусственного озера была лёгкая завеса тумана. Предсказуемо появившиеся рыбаки готовили снасти и лодки к рыбалке. Мы всё делали максимально неспешно, хотя потом хорошо пойму, что лучше бы немного торопились. Накормили вновь появившуюся собаку и поехали в Минусинск.

Город снова встретил нас размеренным спокойствием. Первым делом решили зайти в «Абаканские сласти» и купить талган, чтоб дома, наконец, приготовить и попробовать из него традиционные конфеты. Мне повезло — осталась всего одна пачка пшеничного. Вдовесок к ней купили попробовать суфлешку с кокосом, которая оказалась нежнее облака и очень вкусной, и большущую конфету в шоколаде с кедровыми орехами, вафлей и облепихой. Проехав вглубь города, остановились напротив Минусинского музея им. Н. М. Мартьянова, прихватили Шубу и пошли любоваться историческими зданиями. Может мы не сильно обращали внимания, а может действительно на улицах было чисто, трава скошена, а люди по-субботнему невозмутимы.

Нашим основным пунктом назначения этого дня была культовая гора Шишка, находящаяся под Минусинском. Кто-то шёл с самого низа пешком, а кто-то заезжал на машине, пока позволяла накатанная колея. И здесь не обошлось без мотоциклистов. Понимаю, что у людей свой вид отдыха, но он максимально мешает другим наслаждаться спокойствием гор. Пока они катались где-то внизу, мы осмотрели все выступающие части горы, до которых можно было добраться. С виду обычная, но хранящая в себе множество петроглифов, Шишка привлекает ещё и панорамным видом, дарующим чувство свободы. До некоторых петроглифов мы не дошли, потому что время нас никак не хотело ждать.

Въезд в город со стороны дороги 95К-002
Въезд в город со стороны дороги 95К-002

Абакан. Именно в выходной день комфортно передвигаться по улицам города из-за отсутствия плотного потока машин и до предела забитых парковок. Припарковавшись на излюбленной парковке у правительства Хакасии, галопом посетили Лавку писателей Хакасии, чтоб приобрести несколько книг, и Абаканскую картинную галерею имени Ф. Е. Пронских «Чылтыс», чтоб насладиться двумя новыми выставками.

Были планы заехать в пару мест в степях, а потом остановиться на ночлег у Красноярского водохранилища, но погода скорректировала их ещё на выезде из Абакана. Со стороны Аскизского района с грозою надвигалась чёрная туча. Сперва показалось, что она окажется позади и мы хотя бы успеем всё осмотреть и поставить лагерь. Волей случая и задержек в Абакане хорошо, что нам это не удалось. Всю дорогу до предположительного места съезда с трассы лил дождь. Конечно же, ни о какой поездке по степям речи уже не могло идти.

-14

Заехали в пекарню в Знаменке, набрали домой полюбившихся вкусняшек, которые ещё не успели расхватать, перекусили, слушая шум дождя, и выдвинулись домой.

Что ещё сказать о поездке? Ночная езда с дождём, да ещё и местами с туманом — не моё. Встречные машины били ярким светом фар прямо по глазам, то же самое делали и попутки, двигавшиеся сзади. У моего вороного не такая навороченная система освещения, поэтому дорогу было видно не самым лучшим образом, ещё и дисплей в салоне добавлял трудностей. Вдобавок ко всему от встречных фур и автобусов в разные стороны разлеталось множество брызг, заставляя сбавлять скорость. Но плюс во всём этом всё равно нашла: сбоку, среди деревьев мелькнули огни ГЭС со стороны Красноярского водохранилища. «Они врубили освещение!» — возликовала я, ведь были раньше попытки посмотреть на нашу ГЭС с подсветкой, но её не включали.

-15

Поехали на парковку около смотровой площадки. Нас встретили три юрких лисы, одна из которых потом скрылась в лесу, а две оставшихся решили подождать лакомства. Понимая мои намеренья, одна из лисиц подошла поближе к машине. Так волнительно, когда лиса приближается маленькой мордашкой к руке и аккуратно берёт кусочек колбасы. Даже мой пёс не такой аккуратный в подобных эпизодах. Колбаса закончилась, и вновь начал лить дождь, пришлось оставить лисиц - надо было поспешить с фотографированием ГЭС.

А вот ездить по ночному городу мне нравится, но случается это очень редко. Только если что-то срочное.