Найти в Дзене

Милфы, скуфы, сигмы: почему мы вешаем ярлыки и что за этим стоит

Новые ярлыки появляются в сети каждый месяц и стремительно проникают в повседневную речь. Одни встречают их с раздражением, другие подхватывают и используют без раздумий. В прошлых статьях мы рассмотрели, какие существуют термины мемной классификации мужчин и женщин, а сейчас хотим понять, почему появляются эти ярлыки и зачем они нужны. Поможет нам в этом Виктория Финогеева, клинический психолог, сертифицированный специалист по методу PSY2.0. Наше общение становится все компактнее: эмоции заменяют эмодзи, реакции — целые реплики. В этом мире сокращенных форматов ярлыки идеально вписались в эпоху клипового мышления — быстро упаковать смысл и передать его другим. Представьте, что вам нужно описать человека: его внешность, характер, манеру говорить, ценности, это может занять минут пять. А можно сказать одно слово — «милфа» или «скуф», и все вроде понятно, есть уже какой-то образ. Такой способ совсем не новый, раньше тоже были подобные термины: «ботаник», «рокер», «мажор», «эмо», «малинов
Оглавление

Новые ярлыки появляются в сети каждый месяц и стремительно проникают в повседневную речь. Одни встречают их с раздражением, другие подхватывают и используют без раздумий. В прошлых статьях мы рассмотрели, какие существуют термины мемной классификации мужчин и женщин, а сейчас хотим понять, почему появляются эти ярлыки и зачем они нужны. Поможет нам в этом Виктория Финогеева, клинический психолог, сертифицированный специалист по методу PSY2.0.

-2

Как возникают термины-ярлыки?

Наше общение становится все компактнее: эмоции заменяют эмодзи, реакции — целые реплики. В этом мире сокращенных форматов ярлыки идеально вписались в эпоху клипового мышления — быстро упаковать смысл и передать его другим.

-3

Представьте, что вам нужно описать человека: его внешность, характер, манеру говорить, ценности, это может занять минут пять. А можно сказать одно слово — «милфа» или «скуф», и все вроде понятно, есть уже какой-то образ. Такой способ совсем не новый, раньше тоже были подобные термины: «ботаник», «рокер», «мажор», «эмо», «малиновый пиджак» — суть та же.

-4

Зачем нужны ярлыки?

Дело не только в удобстве передачи информации, часто те, кто используют ярлыки, имеют скрытые неосознаваемые мотивы.

  • Способ возвысить себя за счет другого
    Когда человек не уверен в себе, ему проще найти того, «кто хуже», и на секунду почувствовать себя увереннее: «Это он какой-то не такой, а со мной все окей». Например, женщина надевает образ «альтушки» и противопоставляет себя другим, говоря, что она особенная, а другие — серая масса.
  • Способ избежать контакта
    Когда есть страх заводить отношения, то человек будет навешивать на всех ярлыки, оправдывая нежелание знакомиться и общаться. Например, женщина, видя красивого мужчину, еще до знакомства классифицирует его как «сигму» и отвергает, потому что якобы у него много поклонниц, и она не готова к конкуренции.
-5

Почему люди подстраиваются под ярлыки?

Да, вам не показалось, действительно многие сами с радостью вешают на себя эти ярлыки и даже подстраиваются под них. И на это есть несколько причин:

  • Оправдание бездействия
    Это то же самое, когда человек вместо стремления к лучшему и саморазвития, открыто называет себя «ленивым» или «скучным» — дает себе индульгенцию ничего не менять. Например, мужчина с гордостью говорит, что он «скуф», чтобы спокойно пить пиво на диване и даже не пытаться что-то улучшить в своей жизни.
  • Потребность в стае
    Мы — социальные существа, и нам важно быть частью какой-то группы. Быть своим среди своих дает ощущение безопасности, особенно в подростковом возрасте или в моменты поиска себя. Поэтому и раньше многие примыкали к различным субкультурам, чтобы получить свой «билет» в сообщество и больше не быть одиноким. Например, мужчина покрасил волосы в яркий цвет и называет себя «альтом» для самоопределения и поиска компании, где его примут.
  • Идеальный образ
    Это своеобразный способ защиты, когда человек не уверен в себе и хочет спрятать свое истинное лицо. В такой ситуации удобно создать картинку, которую точно не осудят и, возможно, даже будут ей восхищаться. Например, женщина создает образ «клин-герл», а когда никто не видит ест чипсы и выбирает вечер у телевизора вместо пробежки.
-6

А что внутри? Конфликт маски и настоящего «Я»

Если человек изначально имел определенный образ и стиль жизни, и ярлык похожего типажа к нему прилип, то ничего страшного нет. Он просто примкнул к социальной группе и нашел своих, тех, кто его понимает. Здесь важно лишь помнить, что человек имеет свойство развиваться и меняться, поэтому образ может перестать быть актуальным.

Но есть люди, которые не определились с тем, какие они на самом деле, увидели какой-то безопасный для контакта с другими типаж и начали вести себя так же. Например, «нормис» столкнулся с тем, что из-за образа он не пользуется популярностью у женщин. Поэтому он пробует изменить стиль одежды и поведение, чтобы мимикрировать под «сигму». В этом случае может произойти конфликт внутреннего и внешнего, а человек спустя какое-то время запутается, какой же он на самом деле.

Вопрос самоидентификации — самый частый при обращении к психологу. Благодаря разнообразию трендов, доступности высказывания мнений, множеству ожиданий от мужчин и женщин люди просто теряются, какими им быть. Поэтому «примерка» разных ролей может иметь и положительную сторону, когда это естественный этап поиска себя. В этом случае важно не зацикливаться на рамках, а брать то, что откликается, комбинировать с другими и добавлять свое, тогда получится индивидуальный образ, гармонирующий с внутренним ощущением.

-7

Что со всем этим делать?

Ярлыки были, есть и будут, вот увидите, лет через 10 или 20 появятся новые, потому что мир меняется и язык вместе с ним. Мы можем принимать или не принимать новые тренды и слова, но важнее, что мы с этим делаем. И лучшим выбором будет не пытаться повлиять на неизбежное, а включать осознанность и быть честным с собой. В этом помогут простые вопросы:

  • когда вешаете ярлык на другого: «Я на 100% уверен(а), что он именно такой? Что мной движет? Может, это страх или неуверенность? Что я могу не знать об этом человеке? Что я узнаю, если просто попробую пойти с ним в контакт?»;
  • когда вешаете ярлык на себя: «Зачем мне этот образ? Что он мне дает — уверенность, защиту, чувство принадлежности? Как я себя чувствую в этом образе? А без него? Сколько сил я трачу на поддержание этого образа? Могу ли я эти качества проявлять без этого образа? Я делаю это для себя или соответствия чьим-то ожиданиям?».

Важно не то, как нас называют, а то, насколько мы сами верим в эти определения. Оставаться в контакте с реальностью и с самим собой — лучшая стратегия в любом времени и с любыми ярлыками.

На нашем канале вы можете найти статьи и полезные советы психологов о саморазвитии, отношениях и воспитании.

-8