Я осталась жива, и вдобавок мне есть ради чего жить, ради живописи.
Рано утром 6 июня 1907 года в старом районе Мехико Койокане в семье эмигранта Гильермо Кало и мексиканки Магильды Кальдерон появилась на свет дочь. Счастливые родители дали ей имя Магдалена Кармен Фрида Кало-н-Кальдерон.
Дом, в котором родилась Кало, называется Голубым (из-за цвета, в который окрашены его стены). Сейчас в нем находится музей художницы.
Фрида росла веселым и озорным ребенком. Она вместе с младшей сестрой Кристиной часто шалила и устраивала разного рода проказы. Все изменилось, когда в шесть лет Фрида заболела полиомиелитом и более полугода не могла ходить. После выздоровления девочка, чтобы укрепить ногу, стала заниматься футболом, боксом и плаванием.
Однако нога так и осталась больной и худой. Из-за этого недостатка сверстники дразнили ее, называя «Фрида — костяная нога». Чтобы скрыть недостаток, девочка носила туфли на каблуке.
Получения образования
В 1922 году в жизни Фриды произошло важное событие: она поступила в одно из лучших образовательных учреждений Мехико — Государственную начальную школу.
Это было счастливое время. Здесь она обрела друзей, с которыми не только устраивала различные розыгрыши, но и состязалась в остроумии и эрудиции. Именно в школе она впервые увидела Диего Риверу — известного мексиканского художника, который выполнял росписи в некоторых помещениях. Здесь же она увлеклась Алехандро Гомесом Аркасом. Они были нежно привязаны друг к другу, и со временем их отношения переросли в любовь.
Кало была одной из тридцати пяти девочек, которых приняли в Государственную начальную школу (девочкам только-только разрешили в них обучаться), мальчиков же было значительно больше — около двух тысяч.
Авария изменившая жизнь
17 сентября 1925 года жизнь Фриды Кало разделилась на «до» и «после». В автобус, в котором ехали Алехандро и Фрида, врезался троллейбус. Девушка очень сильно пострадала: у нее в трех местах был сломан поясной отдел позвоночника, переломанный несколько ребер и ключица. Ее правая нога была сломана в одиннадцати местах, а ступня раздроблена. После ряда операций Кало долгое время провела в гипсе.
Вот так описывала злополучную аварию Ариас: «Троллейбус медленно вдвигался в автобус. Автобус был на удивление податливым. Он вдавливался все больше и больше, но какие-то мгновения не ломался….Когда прочность автобуса дошла до предела, он разрушился на тысячи кусков, а троллейбус продолжал двигаться. Было много жертв….Поручень… сломался и пронзил Фриду на уровне таза»
Выздоровление не наступало, постоянно и очень сильно болели позвоночник и нога. Через год исследование показало, что у нее сломано еще три позвонка. Девушке надели корсет и специальный аппарат на правую ногу. Она оказалась прикованной к постели, где провела несколько месяцев. Именно тогда Кало начала заниматься живописью. Позже, в письме к Жюльену Леви, она писала: «…Я никогда не задумывалась о живописи, вплоть до 1926 года, когда я лежала в постели из-за автомобильной аварии. Мне, закованной в гипс, было до чертиков скучно в кровати, …поэтому я решила чем-то заняться. Я стащила у отца несколько масляных красок, и моя мать заказала для меня специальный столик, потому что я не могла даже сидеть, и начала рисовать».
Героями ее первых полотен оказались близкие друзья, члены семьи и она сама. Искусство стало для Кало способом борьбы с болезнью. Живопись была самовыражением Фриды. Она изображала мир таким, каким его ощущала и переживала. Часто в ее картинах (особенно автопортретах) появляются символы внутренней опустошенности, боли, которую она ежедневно чувствовала, но при этом художница всегда предстает сильной и красивой женщиной, способной преодолеть все невзгоды.
Знакомство с мужем
В 1928 году Кало познакомилась с Диего Риверой лично. Существует много версий об их первой встрече. Согласно одной из них, Фрида пришла к известному художнику, когда тот работал над росписями здания министерства образования, чтобы показать свои картины и узнать его профессиональное мнение о своем творчестве. Принесенные портреты понравились Диего, и он посоветовал девушке продолжать заниматься живописью. Но не только работы Фриды заинтересовали мастера — увлекла его и она сама. Очень скоро у них завязался роман. Родственники Кало были против того, чтобы она выходила замуж за коммуниста и атеиста, который к тому же был значительно старше ее. Но 21 августа 1929 года они все равно заключили брак.
В 1930-х годах супружеская чета часто бывала в США, где Диего выполнял многочисленные заказы. Их всегда хорошо принимали. Так, в 1932 году они находились в Детройте, где Диего работал над фреской на тему современной промышленности. Супруги посещали званые ужины, устраиваемые американской элитой. Фрида нередко шокировала присутствующих нарядами и восторженными речами о коммунизме, своей откровенностью, граничащей с грубостью, и экстравагантностью.
Фрида была патриотом. ...Она любила все национальное. Это выражалось во всем — в том, как она одевалась, говорила, думала, украшала дом
Двойное крушение сердца: утрата нерожденного ребенка и горькая рана супружеской измены.
Здесь она пережила большое несчастье — потеряла долгожданного ребенка, но надежда родить не покидала Фриду. У нее было несколько беременностей, однако каждая заканчивалась трагически. Это приносило художнице несказанную боль, что также нашло отражение в ее полотнах.
В своем дневнике Фрида писала: «Я потеряла троих детей… Картины заменили их всех. Я считаю, что работа — это самое лучшее»
В 1934 году в жизни Кало произошло ужасное событие — она узнала о романе Диего и Кристины. Раздавленная предательством младшей сестры и мужа, Фрида собрала вещи и переехала на съемную квартиру. Она была очень гордой и никому не показывала, насколько уязвлена. Довольно скоро Фрида поняла, что любит мужа и готова простить его. Она нашла в себе силы помириться и с сестрой.
На протяжении всей супружеской жизни Ривера и Кало неоднократно изменяли друг другу, заводили романы и интрижки, некоторые из них широко обсуждались в обществе.
1 ноября 1938 года в Нью-Йорке в галерее Жюльена Леви прошла первая персональная выставка Фриды Кало. И уже в январе 1939 года художница отправилась во Францию, где 10 марта в галерее «Пьер Колле» открылась выставка «Мексика».
После того как Фрида вернулась в Мексику, Диего предложил ей развестись. Есть много версий, объясняющих его решение, и главная из них — Ривера хотел быть свободным. Какова бы ни была истинная причина расставания, они сохраняли теплые отношения, помогали друг другу, часто появлялись вместе на публике, принимали гостей. 8 декабря 1940 года в Сан-Франциско Диего и Фрида снова вступили в брак.
Состояние здоровья художницы
С 1944 года здоровье Кало ухудшалось, она была вынуждена несколько лет носить неудобный железный корсет, но боли усиливались. Фрида страдала, а лечение и многочисленные операции не приносили ей облегчения, а некоторые только усугубляли положение.
В 1953 году Лола Альварес Браво, известный мексиканский фотограф и подруга Кало, предложила Диего устроить персональную выставку Фридиных работ в Мехико. Незадолго до этого художница перенесла очередную и не очень удачную операцию на позвоночнике. Новость о предстоящем вернисаже ее воодушевила. Перед самым открытием экспозиции состояние Фриды сильно ухудшилось, но она все равно появилась на открытии. Ее привезли на машине скорой помощи и внесли в зал на носилках.
Выставку во Франции подготовил Андре Бретон, основоположник сюрреализма. Здесь помимо произведений Кало были представлены фотографии, несколько старинных портретов, костюмы, посуда, статуэтки и многие другие предметы, которые Бретон привез из поездки по Мексике
Выставка имела ошеломительный успех и продлилась целый месяц.Фрида была счастлива. Но болезнь постоянно давала о себе знать. В конце лета из-за гангрены ей ампутировали правую ногу. Это оказалось страшным ударом для Кало, она стала раздражительной и часто думала о самоубийстве.
2 июля 1954 года Фрида, еще не оправившись от пневмонии, приняла участие в коммунистической демонстрации — это было ее последнее появление на людях. Столь необдуманный шаг привел к рецидиву, состояние художницы резко ухудшилось.13 июля 1954 года Фрида Кало скончалась. Официальный диагноз— пневмония, однако по Мехико ходили слухи, что она покончила с собой.
«В своей жизни я пережила два тяжелых несчастных случая.Сначала я попала под автобус,потом — под Диего!»