«Улицы Севастополя, хотя симметрически правильно расположенные, представляют то неудобство, что идут беспрестанно с одной крутизны на другую. Путник вышедши на берег в таможне и увидя этот город, раскинутый на белых, раскалённых солнцем утесах, не вдруг решается идти в него, ищет боязливо, нет ли где-нибудь тропинки, более удобной. Есть одна только улица, несколько сноснее прочих; она идет параллельностях большим портом, и по ней тянутся замечательные здания, какими справедливо может гордиться новейший Севастополь.» («Путешествие в Южную Россию и Крым в 1837 году» А. Демидов, князь Сан-Донато)
«Для желающих поселиться здесь на продолжительное время, всегда можно найти по средствам своим квартиры в центре города или на слободках, которые в санитарном отношении не представляют ничего вредного и предпочитаются людьми не состоятельными и любящими тишину.» («Новый, обстоятельный путеводитель по Крыму» В. Кондараки, 1885)
«В лунную ночь Севастополь показался нам еще живописнее; мы побывали в нескольких гостиницах, но не могли найти помещения по случаю большого наплыва приезжающих и остановились на Екатерининской гостинице «Belle Vue», заплатив за маленький № 2 руб. и кроме того за добавочную кровать 40 коп., так как в комнате полагается по одной кровати. На утро я была разбужена пушечными выстрелами — это было ученье матросов в стрельбе с парохода» («Путевые воспоминания о Крыме» Е. Ивановой, 1886)
«Куда бы вы ни взглянули в Севастополе, всюду увидите длинные казармы, назначенные для помещения значительного гарнизона. Однако ж, несмотря на такое большое количество казарм, они были еще недостаточны для помещения всех солдат, употреблявшихся тогда на разные казенные работы, долженствующие совершенно изменить вид здешнего берега. И в самом деле, вскоре место этих белых известковых холмов, некогда возвышавшихся над бухтою, займут обширные мастерские, пространные эспланады и глубокие бассейны.» («Путешествие в Южную Россию и Крым в 1837 году» А. Демидов, князь Сан-Донато)
«Рекомендуем осмотреть.
Государственный Бактериологический институт (Исторический бульвар) основан в 1919 г.
Военно-исторический музей обороны (ул. Ленина, 9). Красивое здание в греческом стиле, Коллекция предметов, имеющих отношение к войне 1854-1855 гг и др.
Панорама обороны Севастополя (Исторический бульвар). Панорама воспроизводит момент штурма Севастополя 6 июня 1855 г., исполнена академиком Рубо…»
Морская обсерватория (Корабельная сторона, рядом с морским госпиталем), гидрометеорологическая станция, производящая наблюдения над погодой и морем.
Братское кладбище (на Северной стороне Севастопольской бухты). Здесь погребены 127.582 защитника Севастополя, погибшие при осаде его в 1854-1855 гг.
Малахов курган (расположен на Корабельной стороне). Место кровопролитнейших битв во время осады Севастополя. Отсюда открывается широкий вид на бухту, море и город.
Революционный музей и картинная галлерея — ул. Ленина, 49
Прекрасные места для прогулок: Приморский и Исторический бульвары.»(«Спутник по курортам Крыма» 2-е гг. 20 века)
«Ахтиар стоит на возвышении задом к морю, не далее полутора верст от него, на берегу Южной бухты… За этой бухтой в малом от нее расстоянии протягиваются еще две бухты, Корабельная и Большая; позади города к морю выходит четвертая Артиллерийская, а в двух верстах отсюда к Херсонису вытекает пятая бухта, именуемая Карантинная. Эти бухты подобны собравшимся тут знаменитым рекам, каковое необычное изобилие вод и разбросанные по ним построения придают Ахтиар весьма приятный вид; но впрочем местоположение его единообразно и некрасиво.» («Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году» П. Сумароков)
«В Севастополе нет ни одного татарского дома; равным образом мы не видали татарских жилищ в деревне, лежащей около так называемой «Северной» гавани, в которой останавливаются каботажные суда. В этой деревне устроено множество магазинов, защищенных грозными батареями»(«Путешествие в Южную Россию и Крым в 1837 году» А. Демидов, князь Сан-Донато)