У каждого мотора есть свой ресурс – предельное количество пробега, по достижению которого двигатель нуждается в капитальном ремонте. Отчасти это предрешено заводом-изготовителем, но всё-таки автовладелец может повлиять на судьбу своего ДВС, причём как в худшую, так и в лучшую сторону.
Рассмотрим, что определяет ресурс двигателя и как его увеличить.
Начнём сразу с животрепещущего вопроса – а как узнать ресурс своего двигателя?
Его не указывают напрямую в технической документации автомобиля или техпаспорте. В документах на машину содержатся сведения о характеристиках двигателя, типе и объёме масла, интервалах замены расходных материалов и регламенте обслуживания, но конкретный ресурс обычно не пишут.
Информацию можно поискать:
- в технических описаниях и спецификациях двигателя на сайтах производителей или поставщиков агрегатов,
- в сервисных руководствах или мануалах по эксплуатации автомобиля (ну мало ли)
- в инженерных документах, стандартах и регламентах производства двигателя,
- в профессиональной технической литературе, тестах и обзорах,
- на форумах и у популярных блогеров
В среднем, при правильном уходе двигатели современных автомобилей рассчитаны на 200-400 тысяч километров. Разбег большой, и цифры будут сильно отличаться для разных производителей.
Итак, сколько служат двигатели?
Около 200 тысяч километров
Ресурс двигателя – это не всегда показатель стоимости или класса автомобиля. Так, навороченные моторы спортивных и премиальных автомобилей могут быстрее выходить из строя из-за высоких нагрузок и стиля вождения. Классическим примером является мотор BMW B48A20B – 2-литровый турбированный агрегат, способный выдавать мощность свыше 300 л.с. Такие моторы, как правило, служат в районе 200 тысяч километров до капиталки, что соответствует концепции двигателей с высокой эксплуатационной нагрузкой.
Вторая категория – двигатели бюджетных российских или других массовых автомобилей, которые часто проектируются с расчетом на ресурс около 200 тысяч километров. Да, технически они несложные, да и с обслуживанием всё проще, однако сказываются качество сборки и материалов. Но! Такие машины и не делают «на века» (хотя владельцы наверняка с будут с этим не согласны😀), так что 200 000 км – хороший показатель.
В качестве примера можно привести широко известный мотор ВАЗ-21127, который устанавливается на такие модели, как Lada Granta и Kalina. Этот 16-клапанный бензиновый агрегат отличается простой конструкцией и относительно высоким ресурсом – те самые 200 тысяч километров.
300 тысяч километров
Это средняя цифра для большинства современных бензиновых атмосферных двигателей. Рассмотрим несколько популярных моделей:
Toyota 2ZR-FE — 1.8-литровый атмосферный бензиновый двигатель, устанавливаемый на такие модели, как Toyota Corolla и Auris. Этот мотор известен своей надежностью и ресурсом до 300 тысяч километров при регулярном обслуживании.
Hyundai G4FC — 1.6-литровый атмосферный двигатель, который используют в популярной линейке Hyundai Solaris и Kia Rio. Благодаря простой и проверенной конструкции ресурс мотора достигает порядка 300 тысяч километров.
Suzuki M16A — 1.6-литровый атмосферный мотор, применяемый на Suzuki Swift и некоторых моделях Chevrolet. Обеспечивает стабильную работу и долгий ресурс при качественном техническом уходе.
До 500 тысяч километров
Двигатели с ресурсом около полумиллиона километров становятся редкостью. Как минимум, влияют технические и экологические ограничения, но и маркетинг никто не отменял. Современные ДВС делают компактными и форсированными, стремясь повысить мощность и снизить выбросы, что зачастую приводит к снижению долговечности.
Тем не менее, сохраняются моторы, способные (при должном уходе) преодолеть рубеж в 500 тысяч километров. Например, знаменитые двигатели Renault К4М и F4R с чугунным блоком и относительно простой конструкцией, устанавливаемые на Logan, Sandero, Duster и некоторые модели Nissan. Ещё один вариант – японский двигатель Toyota 2.0 D-4D (серия 1CD-FTV), он тоже славится достойным ресурсом и ремонтопригодностью.
А что потом?
По достижению «критического» уровня пробега обычно наступает необходимость капитального ремонта двигателя. Речь про комплексную процедуру, включающую полную разборку двигателя, диагностику, замену изношенных деталей и восстановление технических параметров мотора до максимально возможного уровня.
Если повезёт, то после хорошего капремонта ресурс мотора значительно восстанавливается, и двигатель может достойно проработать ещё 100-200 тысяч километров, после чего автомобиль вновь придёт к необходимости большого ремонта. В итоге после двух-трёх капитальных «переборов» восстановление двигателя станет экономически и технически нецелесообразным, и тогда возникает необходимость замены мотора… или автомобиля целиком.
Как продлить жизнь двигателя:
Вообще мотор – штука довольно живучая, поэтому при правильной эксплуатации даже конструктивно не самый удачный агрегат проживет довольно долго.
Вот несколько советов:
- Использовать хорошее моторное масло и менять его не реже чем через 8 тысяч километров пробега (мы подробно рассматривали причины, почему не каждые 15 тысяч км)
- Регулярно менять воздушный и масляный фильтры вместе с заменой моторного масла, предотвращая попадание грязи и продуктов износа внутрь двигателя.
- Следить за состоянием системы охлаждения: уровень и качество антифриза, исправность помпы и радиатора.
- Использовать качественное топливо, прописанное руководством по эксплуатации автомобиля
- Избегать частых холостых прогревов и долгой стоянки двигателя на холостом ходу.
- Избегать резких ускорений и перегрузок, особенно на холодном двигателе.
- Обращать внимание на сигналы бортового компьютера: повышенный расход масла, шумы, падение эффективности — это признаки, требующие диагностики.
Как моторное масло влияет на ресурс мотора?
Моторное масло – главный элемент, обеспечивающий долговечность и бесперебойную работу двигателя. Его функции не ограничиваются только смазкой деталей: оно участвует в охлаждении, удалении загрязнений и защите от коррозии. При недостаточном качестве масла или несвоевременной замене ускоряется износ деталей двигателя, происходит перегрев и увеличение трения.
Дешёвые масла имеют меньший ресурс работы и отличаются по составу присадок (которые и определяют их защитные, моющие и другие функции). Экономия на качестве и частоте замены масла – одна из главных причин ранних поломок.
Рекомендуем попробовать масла бренда Havens. Это синтетические смазки премиум-класса, изготавливаемые в ОАЭ. Полностью синтетическая основа от Saudi Aramco и присадки от мировых лидеров (Lubrizol, Infineum, Chevron Oronite) обеспечивают защиту и лёгкий пуск даже в сильные морозы. Масла содержат бор и молибден, обеспечивая надёжную защиту от износа, стабильную работу двигателя.
Приобрести продукцию бренда Havens можно приобрести на OZON или в точках продаж по всей России. Спрашивайте Havens в магазинах и автосервисах вашего города!
Бесплатный подбор масла для вашего автомобиля: havenslubricants.ru/serviceoil или у наших технических специалистов