Найти в Дзене
Финансовый фитнес

Блокировка кэшбэка банками: можно ли избежать проблем?

Друзья, надеюсь, вы не сталкивались лично с такой ситуацией. Честно делаете покупки, а за это вам прилетает блокировка: или кэшбэк не платят, или исключают из программы лояльности. Обидно? Безусловно! Ведь иногда то, за что блокируют, не прописано в правилах и условиях, а это уже нечестная игра. Доказывать невиновность приходится клиенту, а не банку, поскольку они всегда могут прикрыться ФЗ-115, по которому у них широкие полномочия не раскрывать детали блокировок. При этом ряд банков честно пишет, что кэшбэк нужно разбавлять по своим картам (Дом.РФ, ИПБ и другие), но эта честность не делает популярности ни банкам, ни их картам с кэшбэком. Поэтому большинство играет в "серой" зоне. Формально -- трать в пределах лимитов, и мы заплатим, но на деле в любом кэшбэке есть негласные правила, которые нужно соблюдать. Некоторые пишут (например, ТБанк), что заблокировать могут за злоупотребления, но подробности не раскрывают. Банки считают кэшбэк лояльностью или какой-то особой привилегией. Это
Оглавление

Друзья, надеюсь, вы не сталкивались лично с такой ситуацией. Честно делаете покупки, а за это вам прилетает блокировка: или кэшбэк не платят, или исключают из программы лояльности. Обидно? Безусловно!

Ведь иногда то, за что блокируют, не прописано в правилах и условиях, а это уже нечестная игра. Доказывать невиновность приходится клиенту, а не банку, поскольку они всегда могут прикрыться ФЗ-115, по которому у них широкие полномочия не раскрывать детали блокировок.

Изображение сгенерировано. Для заголовка статьи обзора о блокировках кэшбэка
Изображение сгенерировано. Для заголовка статьи обзора о блокировках кэшбэка

При этом ряд банков честно пишет, что кэшбэк нужно разбавлять по своим картам (Дом.РФ, ИПБ и другие), но эта честность не делает популярности ни банкам, ни их картам с кэшбэком. Поэтому большинство играет в "серой" зоне. Формально -- трать в пределах лимитов, и мы заплатим, но на деле в любом кэшбэке есть негласные правила, которые нужно соблюдать. Некоторые пишут (например, ТБанк), что заблокировать могут за злоупотребления, но подробности не раскрывают.

Банки считают кэшбэк лояльностью или какой-то особой привилегией. Это якобы их подарок вам. И если вы слишком активно пользуетесь картой, то это уже не лояльно по отношению к ним. Понятно, что в официальных документах такого нет, но это подразумевается между строк.

Как не получить блокировку за кэшбэк в банке?

Давайте перечислим самые главные негласные правила, за которые банят клиентов. Где нельзя злоупотреблять. В большинстве случаев у банков работают роботы по определению "нарушений". Сухие компьютерные алгоритмы могут запросто перечеркнуть все надежды на кэшбэк.

Разбавление

Клиент делает покупки только в повышенных категориях. Конечно, банкам не понравится. Особенно если ставка кэшбэка 5% и выше. Они за эквайринг получают меньше, то есть такой кэшбэк часто идёт как доплата из кубышки банка. Если клиент выгребает только повышенный кэшбэк, то такого хотят скинуть.

Поскольку разбавление по многим картам не регламентировано, то и действовать приходится на глазок. В большинстве случаев работает формула разбавления: 20/80, где 20% -- это покупки в категории без кэшбэка или 1% на всё.

Несколько месяцев подряд трата под полный лимит

Если клиент постоянно выгребает весь лимит месячного кэшбэка, то это невыгодный клиент. Вот почему так важно использовать много карт разных банков, в таком случае ситуация, что вы начисто выгребаете весь лимит банков, случается реже. Очень любит по этому триггеру блокировать Совкомбанк.

Основные катализаторы блокировки программы лояльности:

  1. Покупка на крупную сумму
  2. Несколько или очень много покупок на крупную сумму в повышенной категории в сутки, в месяц.
  3. Регулярные траты в одном магазине, в одной торговой точке, особенно на крупные суммы.
  4. Покупки осуществляются в разных городах в один день, на крупные суммы.

У вас нет подписок и других опций, за которые вы платите

Посмотрите на себя глазами банка. Платите ли вы ему за что-либо или пользуетесь всем вообще бесплатно? Если для вас всё бесплатно, то это тревожный звоночек. Есть такая теория, что наличие платных подписок, платного обслуживания по картам, смс-уведомлений может косвенно повлиять и на кэшбэк в лучшую сторону.

Но с подписками может сыграть и в обратную сторону. Например, если вы по подписке выгребаете лимиты кэшбэка ещё больше :)

Блокировки кэшбэка за чеки с QR

Вынесем этот подвид в отдельный раздел. В последнее время банкам стало особенно выгодно платить не просто за категорию, а за конкретные товары. При этом кэшбэк за категорию и товар часто суммируется, что только увеличивает общую выгоду. Иногда ещё доплата идёт за состояние в клубе покупателя (так у Т-Банка, например).

В этом случае кэшбэк платит производитель товара, заказчик, а банк уже распределяет вознаграждение между собой и клиентом. Самый известный банк в этом сегменте -- Т-Банк. Здесь часто предлагается 100% кэшбэк на ряд товаров.

Скриншот из приложения банка. Так выглядит раздел с кэшбэком за товары по чеку с QR-кодом.
Скриншот из приложения банка. Так выглядит раздел с кэшбэком за товары по чеку с QR-кодом.

У банка всегда есть посредник, который обрабатывает чеки и заключает договоры с брендами. Поэтому блокировка может быть как от банка, так и от посредника. Риски выше.

Именно поэтому кэшбэк за чеки по QR в самом Т-Банке и приложении "Кошелёк" связаны. Отсюда и выплаты из Кошелька на карту Т-Банка от 1 рубля.

У Сбера часто тоже предлагается кэшбэк за товары, но там это делается без сканирования чеков. Рекламодатель сам получает его от магазина, а потом отправляет в банк информацию о полагающемся кэшбэке спустя время.

А ещё есть компания "Брендлинк". Она предоставляет кэшбэк за товары сразу нескольким российским сервисам: "Юмани", "Вконтакте -- ЧекБэк", Билайн, Backit, Альфа Банку и другим. А сервис "Едадил", судя по всему, принадлежит Яндексу.

Скриншот из приложения Backit. Тут можно сканировать QR чеки. У каждого партнёра свой сервис, но в перечисленных выше компаниях за чеки платит Брэндлинк. Любые загрузки одного и того же чека в лучшем случае не будут учтены.
Скриншот из приложения Backit. Тут можно сканировать QR чеки. У каждого партнёра свой сервис, но в перечисленных выше компаниях за чеки платит Брэндлинк. Любые загрузки одного и того же чека в лучшем случае не будут учтены.

Давайте теперь посмотрим, как правильно покупать товары с кэшбэком, чтобы не словить блокировку за них.

5 лайфхаков сканирования QR с чека без блокировки

Вот что точно не нужно делать, когда вы сканируете чеки. Эта памятка поможет избежать трату своих нервов и времени на разбирательства. Выполняя эти пункты, вы значительно снижаете риск невыплаты кэшбэка.

  1. Сканировать один чек в разных сервисах нельзя
    Особенно если сканируете у разных партнёров одного сервиса -- "Брендлинк", Т-Банка и Кошелька. Лучше взять за правило: один чек -- один кэшбэк.
  2. Не делайте покупки в разных городах
    в течение короткого промежутка времени (я уже не раз получал блок по гео в Брендлинке).
  3. Не сканируйте чужие чеки
    в случае проблем придётся предоставлять их фотографии или выписки с банковского счёта
  4. Не сканируйте слишком много чеков, особенно однотипных в одной торговой точке и в один день.
    Лучше взять за плавило формулу: 1 чек = 1 торговая точка в сутки.
  5. Делайте фотографию каждого чека и иногда с товаром рядом
    Это правило может помочь, например, в Сбере, где нельзя отсканировать чек, а в случае проблем просят и фото товара в том числе.

Примеры самых злостных банков, любителей блокировать кэшбэк

Основные причины блокировок выяснили, теперь давайте посмотрим на банки, которые очень любят блокировать возможность получения кэшбэка, если им что-то в вас не понравится.

Совкомбанк

Этот банк в народе даже называется "Совкомбан" за свою страсть блокировать тех, кто активно использует карты банка. А как не использовать, когда кэшбэк там универсальный. По той же Халве при наличии подписки можно получать 10% кэшбэка при покупках у любого партнёра банка или 5% без подписки. Или по их дебетовой карте есть категория 30%. И часто выпадают спорттовары или же путешествия с очень обширными вариантами оплаты.

И если попадаете под блокировку ПЛ (программы лояльности) по Халве, то она распространяется и на дебетовые карты банка. Это мягкая блокировка. Бывают в этом банке блокировки и посильнее, когда блокируется не просто кэшбэк, но и возможность платить картой и входить в личный кабинет банка удалённо.

Обратите внимание: банку очень не нравится, когда вы покупаете подарочные сертификаты вместо товаров. Они считают это нарушением программы лояльности. Большинство блокировок идёт по причине того, что они обнаружили сертификаты в чеке.

В интернете огромное количество отзывов на эту тему. При этом банк был замечен в рекламе этого способа в своих рассылках. То есть, с одной стороны идёт реклама покупки подарочных сертификатов из отдела маркетинга банка. А с другой -- финансовый мониторинг блокирует кэшбэк за такие транзакции. Двойные стандарты.

Т-Банк

Второй по популярности банк, где можно легко поймать бан в программе лояльности. Здесь нужно обратить внимание сразу на несколько нюансов.

У банка есть вопиющий пункт о том, что если вы не выходите из льготного периода по их кредитной карте долгое время, то банк вполне может посчитать это злоупотреблением и заблокировать кэшбэк. Поэтому кредитками банка я просто перестал платить. Также за злоупотребления банк может лишить вас бесплатной страховки здоровья по их кредитке All Airlines.

Скриншот из общих правил предоставления кэшбэка в Т-Банке.
Скриншот из общих правил предоставления кэшбэка в Т-Банке.

Обратите внимание на ещё один момент: банк может блокировать кэшбэк и за неправильные сделки через своего брокера "Т-Инвестиции".

Скрин жалобы одного из клиентов на портале Банки.ру
Скрин жалобы одного из клиентов на портале Банки.ру

У этого банка нарушение в одном из сервисов может повлиять на кэшбэк в банке. Казалось бы, причём тут их брокер и кэшбэк в банке? А связь есть!

Моя задача в этом обзоре была показать способы сохранения своего кэшбэка, чтобы не попасть в ситуацию, где вы получаете блокировку за то, что просто не понравилось ваше поведение банку, поскольку это самая обидная причина. Я не люблю ситуации, когда нужно действовать "по понятиям", но без этого тут не обойтись тоже, к сожалению.

Если вы есть в телеграме, то, пользуясь случаем, приглашаю вас посетить свой канал и подписаться. Я публикую там свежие обзоры интересных акций и лайфхаков, которые не будут опубликованы тут из-за ряда причин. А если вы поставите опцию "включить уведомления", то информацию будете получать оперативно.

Мой личный отзыв и опыт

Я часто не получаю кэшбэк за чеки. Меня блокируют за ерунду. Прямо сейчас снова решаю ту же проблему с "Брендлинком". Снова посчитали подозрительным то, что я загружаю чеки из разных городов. Наверное, в этой компании считают, что люди в поездах не делают покупки с кэшбэком. При этом опыт положительного решения по прошлой проблеме не имеет значения. Блокирует робот, а потом люди снова разбираются в том, что в чём раньше уже разбирались.

Очередное шаблонное письмо. И снова по кругу. Решаем те же вопросы, которые решали раньше. Скриншот ответа службы поддержки мне.
Очередное шаблонное письмо. И снова по кругу. Решаем те же вопросы, которые решали раньше. Скриншот ответа службы поддержки мне.

И вот как раз то, что они посредники, проблема решается дольше обычного. Обычно в течение 2 недель они рассматривают, разбираются, принимают решение за то, что робот просто срабатывает на какой-то триггер.

Пару раз покупал через них сыр с кэшбэком 100%. То есть должны были компенсировать всю его стоимость. Но покупал в разных городах. Самое время вспомнить бесплатный сыр в мышеловке. Но мышь всё ещё сопротивляется :)

И о блокировке, конечно же, уведомлять не считают нужным. Сканируйте чеки дальше.

Подскажите, были ли у вас блокировки кэшбэка в банках? Из-за чего это случались? Удалось ли выйти из них? Используете ли вы описанные в обзоре лайфхаки в своей жизни? А, может быть, знаете какие-то свои? Поделитесь своим мнением в комментариях. Будет интересно обсудить!

На этом всё, спасибо большое за то, что нашли время прочитать мою статью! Хорошего вам дня!