Представьте такую ситуацию: ребенок проснулся и уже чем-то недоволен. Может солнце в глаза сильно светит, может, наоборот, темно и страшно. Вы встаете, идете умываться, а здесь вода сильно прохладная или горячая – опять плач. Потом идете завтракать, каша не нравится, хотел любимую рисовую, а вы сварили гречку – и снова крики и слезы. Пошли гулять, а там качелю заняли. И опять нытье. И так целый день. Любая на вашем месте устанет слушать непрошенные выступления маленького певца на одной ноте. А если ребенок не получает то, что хочет, то крики превращаются почти в ультразвук – неслабое испытание для слуха.
Поэтому, ваше желание, найти способ отучить ребенка ныть вполне понятно. В такие моменты забываешь, что это твой самый любимый человечек во Вселенной. Просто хочется, чтобы он перестал все время ныть.
Почему ребенок постоянно ноет
Если ребенок здоров, и у него ничего не болит, то его «нытье» корнями не из сферы физического здоровья, а из сферы эмоций.
И тогда первая и главная причина – потому что он человек и так же, как и все взрослые, испытывает эмоции, в том числе негативные, а самостоятельно регулировать их еще не умеет.
А как еще он должен выражать негативные эмоции, которые испытывает?
В его лексиконе еще нет достаточно слов, чтобы объяснить все свои состояния и ощущения, поэтому он выражает всё слезами и плачем. То, что кажется вам «пустяком», для него трагедия его жизни.
Не купили понравившуюся игрушку – трагедия.
Не дали посмотреть любимые мультики – трагедия.
Запретили рисовать фломастером на обоях – трагедия.
Отобрали палку, чтобы он не расшиб себе что-нибудь – трагедия.
Не получается натянуть папин носок на ногу – трагедия!
А когда вы ему запрещаете плакать во всю его детскую мощь, он начинает потихоньку ныть. Ведь разочарование и расстройство, те эмоции, которые совсем не просто держать в себе.
В его детском мире ему так мало чего можно на самом деле. Со всех сторон запреты и указания – не лезь, не беги, не делай это, нельзя то, иди сюда. И так мало он еще сам умеет, что постоянно нужно просить помощи у мамы или папы. Такая зависимость от взрослого, кого хочешь выведет из равновесия. Особенно, когда ему не всегда сразу готовы помочь.
Это, что касается понимания причин «нытья».
Ребенок постоянно ноет по пустякам, что делать
Мы уже выяснили, что для ребенка ничего, происходящее в его мире, не пустяк. И ваше отношение к его эмоциям тоже. Когда ему говорят, что он ноет – ребенок слышит это как обесценивание его самого. Как будто его переживания не важны, а значит и он не важен, а это очень грустно и обидно. Еще один повод поныть.
Самооценка ребенка закладывается с самого раннего возраста. Когда вы называете его «нытиком», говорите: «Что ты ноешь?», ребенок понимает лишь то, что он плохой и маме/папе не нравится. А значит они его не любят.
Представьте, что творится у него в душе? Ему еще обиднее.
Понимая это, постарайтесь, даже если это очень трудно, понять своего ребенка. И когда ребенок плачет, не "нытик" его обзывать, а называть его/её чувства.
"Ты расстроилась, что не получается? Давай попробуем ещё раз и все получится. Ты же у меня умная девочка и сообразительная".
"Тебе грустно, что мы не пошли гулять сегодня? Давай поиграем во что-то интересное дома, а когда кончится дождь пойдем гулять".
Нужно называть ее чувства и повышать веру в свои силы, что он/она справится, а не стыдить и обзывать за то, что испытывает негативные чувства и выражает их так, как может. То есть не унижать ее, как личность, за слезы. Представьте, что вы жалуетесь подруге на свои проблемы, а она вместо сочувствия называет вас «нытиком». Вряд ли вы за этим к ней пришли.
Вот и ребенку, в первую очередь, нужно посочувствовать.
У него не получается ещё что-то, и он/она расстраивается, ему может быть грустно и так далее. Это нормально.
Оценивать действия, а не личность ребенка
Нытик - это негативная оценка личности. Как будто он виноват, что не получается или испытывает эмоции. А ребенок не виноват, он просто ещё не научился управлять эмоциями. А как личность, он ваш умница, попробует ещё раз, и всё получится. Если не получилось что-то, это просто не получилось какое-то действие. Сам человек от этого не плохой.
Когда вы говорите:
"Ты же умница, у тебя все получится". - Это поддержка словами.
А когда получилось, обязательно похвалите:
"Ты красотка/молодец, справилась/справился! Все получилось! Видишь, у тебя получается".
Так вы даете положительное подкрепление, и у неё/него растет самооценка, уверенность в своих силах и вера в себя. А не внутренний критик, который потом ему будет вместо вас говорить, что он нытик.
Иначе, он так и привыкнет ругать себя, и во взрослом возрасте уже будет намного сложнее менять самооценку на сеансах у психолога
Что такое низкая самооценка?
Это когда человек сам себя постоянно обесценивает, обзывает.
То состояние, когда снаружи уже никто не ругает, но те голоса, которые ругали в детстве стали его внутренним голосом, постоянно критикующим, придирающимся к любой мелочи и оплошности. Запрещающим «ныть», то есть проявлять эмоции и плакать.
Ребенок, которого постоянно одергивают за «нытье», считает себя плохим.
А он не плохой.
Научите ребенка самоподдержке
Дети часто расстраиваются и плачут, когда у них что-то не получается. А у них еще много чего может не получатся в раннем детстве.
Если вы будете в момент, когда он расстроился, что не получилось что-то сделать, словами его поддерживать, вместо обзывания нытиком, то он тоже научится себя поддерживать в трудную минуту.
Тогда он сделает задуманное ещё и ещё раз спокойно, пока у него получится. А когда получилось, то сам себя похвалит, если его научили себя хвалить.
Как научить ребенка хвалить себя
Есть такая игра у логопедов: когда какое-то действие у ребенка получилось, спрашиваем:
"Кто молодец?"
И ребенок отвечает, прикладывая ладошку к груди:
"Я молодец!"
Покажите на своем примере, как это делать. Таким способом ребенок, которому два-три года быстрее научится понимать, что значит «Я».
Но это уже другая история, как научить ребенка говорить о себе в первом лице, а не в третьем. Расскажу в следующий раз. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации.
Больше интересного: