Жизнь не знает остановок. Живой организм начинает стареть в тот момент, когда перестает расти и развиваться. Всё живое на Земле подчиняется этой неизбежности. Всё, кроме человека.
Рискну предположить, что человек задумался о борьбе со старением вскоре после того, как осознал, что отражение в зеркальной глади воды – это он сам.
Что только не использовал человек для сохранения молодости за тысячелетия осознанной жизни. От безобидных настоев из кореньев и трав до опасных химических веществ.
От магических заговоров до ритуальных убийств животных и людей. Человек готов прыгнуть в кипяток, съесть неизведанный фрукт и даже немного умереть, если это даст шанс вернуться в молодость.
Фантастический боди-хоррор «Субстанция» (2024) как раз рассматривает вариант «немножко умереть».
Элизабет Спаркл – постаревшая знаменитость. Как и ее звезда на голливудской Аллее славы, она поизносилась и подзабылась.
И хотя утреннее шоу о занятиях аэробикой, которое ведет 50-летняя Элизабет, все еще набирает неплохие просмотры, продюсер передачи Харви решает, что пришло время старуху поменять на молодуху.
Красивое открытое молодое тело новой ведущей привлечет к передаче молодое поколение, более многочисленное и платежеспособное.
Расстроенная Элизабет отправляется домой. Мысли о закате славы и жизни крутятся в голове и, словно в подтверждение их верности, взгляд Элизабет ловит момент, когда рабочие разрывают полотно с ее изображением, чтобы снять с рекламного щита.
За одной неприятностью следует другая. Элизабет, отвлекшаяся от управления машиной, попадает в аварию.
В больнице Элизабет совсем не та, что этим утром была на телеэкране. Погасшая, постаревшая, она понуро сидит на кушетке, безразлично слушая восхищения врача в годах.
Состояние Элизабет не оставляет равнодушным молодого медбрата. После ухода пожилого коллеги, он кладет в карман пальто Элизабет флеш-накопитель.
Информация на нем не сразу заинтересовывает Элизабет, но мысль омолодиться постепенно целиком захватывает ее сознание.
«Субстанция» - так называется препарат черного рынка, манящий возвращением в молодость. Но это не прямое возвращение.
Препарат генерирует создание молодой версии человека, сохраняя его самого в прежнем возрасте.
Молодая и старая версии должны существовать в сознательной гармонии друг с другом, меняясь физически каждые семь дней. Условие обязательно. Но сознание так же непостоянно, как погода.
Молодая Элизабет под именем Сью легко возвращается в свою передачу.
Очаровывая всех молодостью, дерзостью и упругим телом, она подходит к высоте, которая никогда не стала бы доступной старой Элизабет.
Сью предлагают стать ведущей новогоднего шоу. Это шанс заявить о себе так громко, как только возможно.
Слава, успех, признание слепит сознание Элизабет-Сью, как софит на сцене слепит глаза.
Раз за разом Элизабет нарушает правило семи дней, продлевая свое существование в виде Сью. Гармония превращается в дисгармонию.
Каждый дополнительный день, который Сью-Элизабет добавляет себе сверх положенного, безжалостно старит Элизабет-Сью.
Полысевшая и обезображенная Элизабет, наконец, решается на уничтожение Сью и заказывает инъекцию, которая прекратит её существование.
Но если не станет Сью, не станет той Элизабет, что вернула себе звездное сияние. Элизабет мешкает с введением полной дозы инъекции и провоцирует появление Сью.
Молодость и дряхлость Элизабет встречаются лицом к лицу.
Фильм в жанре боди-хоррора, как ему и положено, много внимания уделяет физическому телу. В первой части красота молодого женского тела восхитительно показана в танце Сью.
Открытые и скоромные части тела, «грязные» и «чистые» танцевальные движения перемежались с хорошо просчитанной сдержанностью, создавая безупречный баланс между приличием и неприличием.
Во второй части авторы фильма далеко шагнули за грань разумного. Аморфное существо, изливающее из себя цистерны физиологической жидкости, вызывало не чувство ужаса, а чувство омерзения.
Оттенок драматизма, так точно нанесенный в первой части фильма, был напрочь смыт. Фильм сильно сдал эмоционально, превратившись в обычный видовой ужастик, призванный поражать непривередливых зрителей размерами кого-то и массами чего-то.
Утраченная драматичность вернулась было в последних кадрах фильма, но чувство омерзения уже было не перебороть. Именно им, а не драмой старения запоминается финал фильма «Субстанция».
Если бы во второй части фильма было поменьше физиологии, он производил бы гораздо более сильное впечатление и оставлял более мощный эмоциональный след.
Но у фильма есть и неоспоримый плюс. Он выворачивает наизнанку все страхи, что копятся в человеке по мере его старения, и все мысли, что копятся по той же причине.
И безо всякой жалости дает ответ, который знают все, но пытаются его варьировать, исходя из своих физических и финансовых возможностей.
Старость непобедима. Законы природы может изменить только сама природа, но никак не человек.
Роль Элизабет Спаркл, без сомнения, стала одной из лучших ролей Деми Мур. Лучших и смелых.
Крупные планы морщинистого лица, шеи, дряблого тела, показывающие истинный возраст актрисы – на такой шаг решились бы далеко не все молодящиеся актрисы Голливуда.
Фильм «Субстанция» при всей неоднозначности является одним из лучших драматических хорроров последних лет.
Сумма при сложении всех его минусов и плюсов получается в итоге все-равно положительной.
Спасибо, что читаете публикации канала. Вы можете поставить лайк, оставить комментарий и подписаться на канал.