Найти в Дзене
DimanOFF

Модель ЗИФ-55: компрессор как у крокодила Гены

Масштабная модель компрессорной станции ЗИФ-55 вышла под торговой маркой «Автоистория» в 2018 году.

В былые годы, проходя мимо каких-нибудь строек, ещё встречались подобные старенькие тарахтящие агрегаты — компрессорные станции. Сейчас подобные компрессоры тоже существуют, но стали тише и компактнее.

Да и нет в нашей стране того человека, который в детстве бы не смотрел мультфильм про Чебурашку и крокодила Гену. В одном из эпизодов герои, чтобы построить детскую площадку, угнали компрессор.

Производителем станции ЗИФ-55 являлся ленинградский завод «Арсенал имени М. В. Фрунзе». Сокращённо «Завод имени Фрунзе» (3ИФ). Надо разобраться, что же это такое за агрегат и зачем оно вообще нужно. Для этого изучим его описание из книги-руководства по обслуживанию ЗИФ-55.

Компрессорная станция ЗИФ-55 представляет собой передвижную установку для выработки сжатого воздуха с избыточным давлением до 7 кгс/см² и состоит из компрессора с промежуточным холодильником, двигателя с радиатором, редуктора, воздухосборника и вспомогательного оборудования, смонтированных на двухосной прицепной подрессоренной тележке, накрытой обтекаемой формы кузовом.
Станция предназначается для снабжения сжатым воздухом пневматических инструментов на строительных, дорожных, геологоразведочных и т. п. работах, а также при механизации тяжелых и трудоёмких процессов.
Компрессорная станция состоит из V-образного двухступенчатого поршневого компрессора с промежуточным холодильником, воздухосборника, бензинового двигателя с радиатором, двухступенчатого шестеренчатого редуктора, топливного бака и щита управления, смонтированных вместе со всем вспомогательным оборудованием на двухосной прицепной подрессоренной тележке, накрытой обтекаемой формы кузовом со съемными боковыми щитами. Тележка снабжена пневматическими шинами и поворотным устройством автомобильного типа с дышлом для буксировки. Станция буксируется грузовым автомобилем с максимальной скоростью передвижения по шоссе 30 км/час.
Компрессор приводится в движение двигателем внутреннего сгорания ЗИЛ-157М (бензиновый, карбюраторный, четырехтактный) мощностью 104 л.с., через штатное автомобильное сцепление двигателя ЗИЛ-157М, смонтированное на маховике двигателя, и редуктор с передаточным отношением 1,9. В редукторе использованы шестерни постоянного зацепления и шестерни третьей передачи от коробки передачи автомобиля ЗИЛ-150.
Запуск двигателя — электростартерный или ручной. Двигатель жестко укреплен на раме станции в трех точках — одной передней и двух задних. Двигатель укомплектован жидкостным радиатором автомобильного типа и масляным радиатором.
Все контрольно-измерительные приборы и рычаги управления размещены на щите управления станции с левой стороны по ходу.
-2

На передней части корпуса имеется обозначение ЗИФ-55. В прорези решётки виден радиатор охлаждения.

-3

Вернёмся к руководству по обслуживанию ЗИФ-55.

Ходовая часть станции выполнена двухосной подрессоренной тележкой на пневматических шинах от автомобиля ГАЗ-АА, накрытой обтекаемой формы кузовом. Передняя ось имеет поворотное устройство автомобильного типа и снабжена дышлом для буксировки станции.
Рама — сварная из швеллера № 14.
Рессоры — полуэллиптические от передней оси автомобиля ЗИЛ-5 (так в источнике). Оси — трубчатые сварные. Передняя ось снабжена поворотными кулаками от автомобиля ЗИЛ-5.
-4

Ещё одна цитата.

Колеса — дисковые, с пневматическими шинами от автомобиля ГАЗ-АА размером 6,5х20.

И что же мы видим на модели? Колёсные диски типа ГАЗ-51 и покрышки ИЯ-112А размерностью 7.50-20 (220-508). Нестыковочка получается. Хотя сами диски и покрышки смотрятся прилично. Придраться можно только к рисунку протектора.

-5

Кстати о дышле. На модели оно не просто смотрит вверх, но и имеет изгиб практически на самом окончании. На реальной станции изгиб у дышла находится заметно ниже, благодаря чему оно лежит горизонтально на поверхности земли.

-6

На задней части станции виден воздухосборник.

Воздухосборник — сварной, цилиндрической формы резервуар емкостью 0,26 м³, установлен в задней части станции. Воздухосборник сглаживает пульсирующую подачу компрессором сжатого воздуха и способствует выпаданию из него влаги и масла, что необходимо для бесперебойной работы пневматического инструмента. Кроме того, воздухосборник является аккумулятором сжатого воздуха.
При работе компрессора с регулятором производительности, который периодически ставит компрессор на холостой ход, пневматические инструменты работают за счет запаса сжатого воздуха в воздухосборнике.
-7

Под воздухосборником показаны раздаточные вентили.

Потребители сжатого воздуха подключаются к раздаточным вентилям через ниппели с накидными гайками.
-8

Запас топлива составляет 105 литров.

Бензиновый бак установлен под воздухосборником. Горючим для двигателя служит бензин автомобильный А-66.
-9

Фара на задней части корпуса выполнена с прозрачным рассеивателем. В отверстия виднеется холодильник.

Вид снизу довольно подробный. В передней части можем видеть поддон силового агрегата ЗИЛ-157 со своим радиатором и выхлопной трубой. В задней части располагается непосредственно сам компрессор.

-10

А вот так компрессорная станция ЗИФ-55 выглядит в сцепке с ГАЗ-51А.

-11

Техника из одной эпохи.

-12

Что имеем в итоге. Если отбросить нестыковку с типом колёс, получилась хорошая недорогая модель, вносящая разнообразие в ряды автомобилей на полке.

Спасибо за внимание!

------------

Источник справочной информации:

РУКОВОДСТВО ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ПЕРЕДВИЖНОЙ ВОЗДУШНО-КОМПРЕССОРНОЙ СТАНЦИИ ЗИФ-55. — 1970г.

------------

Путеводитель по публикациям канала

#прицеп #моделизм