Найти в Дзене
О Москве нескучно

Особняк в Мёртвом переулке: как он появился и кто там жил

Что располагалось на месте особняка раньше? Кто и зачем его построил? Откуда взялось такое странное название переулка? Какие черты английской, французской и даже бельгийской архитектуры есть у здания? А также - кто владел этим особняком до революции? Что внутри размещалось после? И кому здание принадлежит сейчас? Об этом и не только расскажу сегодня. Сначала давайте разберёмся с названием. Сейчас у особняка адрес такой: Пречистенский переулок, 10. В советский период он именовался в честь писателя Николая Островского. А вот в дореволюционные времена переулок на картах обозначали, как Мёртвый. У историков есть аж четыре версии происхождения этого названия. Первая гласит, что оно возникло от фамилии домовладельца. Вторая отсылает к событиям начала 19 века, когда в Москве случилась эпидемия холеры. Якобы именно здесь умерло много людей. Третья связывает название с соседним Большим Могильцевским переулком. Ну и четвертая гипотеза объясняет наименование с точки зрения терминологии. "Мёртвыми
Оглавление

Что располагалось на месте особняка раньше? Кто и зачем его построил? Откуда взялось такое странное название переулка? Какие черты английской, французской и даже бельгийской архитектуры есть у здания? А также - кто владел этим особняком до революции? Что внутри размещалось после? И кому здание принадлежит сейчас? Об этом и не только расскажу сегодня.

Зловещий переулок

Сначала давайте разберёмся с названием. Сейчас у особняка адрес такой: Пречистенский переулок, 10. В советский период он именовался в честь писателя Николая Островского. А вот в дореволюционные времена переулок на картах обозначали, как Мёртвый. У историков есть аж четыре версии происхождения этого названия. Первая гласит, что оно возникло от фамилии домовладельца. Вторая отсылает к событиям начала 19 века, когда в Москве случилась эпидемия холеры. Якобы именно здесь умерло много людей.

Особняк Якунчиковой. Пречистенский переулок (№10), 2025. Фото из карт Яндекса.
Особняк Якунчиковой. Пречистенский переулок (№10), 2025. Фото из карт Яндекса.

Третья связывает название с соседним Большим Могильцевским переулком. Ну и четвертая гипотеза объясняет наименование с точки зрения терминологии. "Мёртвыми" раньше часто обозначали дороги, которые становились тупиковыми или где не было никакого движения. Название переулка в конце 19 века не смутило бизнесмена Якова Рекка. Он скупал участки в центре Москвы, чтобы возводить там особняки. А потом эти дома продавал. Его акционерно-торговое общество построило немало прекрасных особняков в разных переулках первопрестольной в конце 19 и начале 20 столетий. Про некоторые из них у меня также имеются отдельные материалы. Ссылки будут в конце этой статьи.

Карта Москвы 1901 года. Здесь переулок указан, как Мёртвый. С сайта www.retromap.ru.
Карта Москвы 1901 года. Здесь переулок указан, как Мёртвый. С сайта www.retromap.ru.

Изначально этот участок входил во владения огромной усадьбы князя Ивана Гагарина. Однако во время пожара 1812 года она практически полностью выгорела. В итоге большую территорию разделили на 8 участков. Один из них в 1816-м выкупил Н.И. Муханов. Он построил здесь деревянную усадьбу. Историки архитектуры пишут, что на протяжении столетия земля переходила из рук в руки множеству людей. Из-за этого постройки сильно обветшали. В таком состоянии участок выкупил Яков Рекк в 1899 году. Заодно приобрёл и соседние (сейчас это дома №6 и №8).

Англо-французский модерн

Особняк в Пречистенском переулке стал первым для акционерно-торгового общества Якова Рекка. Работы длились с октября 1899 до лета следующего года. Проект дома создавал Вильям Валькот. Российский архитектор британского происхождения решил использовать популярный тогда стиль модерн. Однако зодчий вдохновлялся его английской версией. Она получила название "макинтош". По фамилии архитектора, который стал первый творить в таком стиле. От классического модерна такие постройки отличались большей геометричностью линий. То есть выглядели несколько аскетично, по сравнению с яркими представителями обычного модерна.

Надо сказать, что изначальный проект Валькота был более вычурным. Однако финальная версия получилась несколько проще. Например, заменили форму некоторых окон, отказались от керамического фриза и внесли изменения в планировку. Что же здесь было от английской архитектуры? Во-первых, это цветовая гамма. Сочетание разных оттенков бежевого и коричневого в отделке фасадов. Во-вторых, трёхгранные окна ризалита. Это часть здания, которая выступает за основную линию фасада.

Однако здесь присутствовали также детали бельгийской архитектуры в стиле Ар Нуво. Например, кованые решётки ограды, на окнах и карнизы. Кроме того имелись и французские черты. Это, в первую очередь, женские головы на устоях ограды. Они были утрачены ещё в 1914 году. Однако не так давно их восстановили. Дополнительным украшением особняка стала амбрамцевская плитка. Использовали в основном жетовато-коричневый и зелёный цвета. То есть английскую аскетичность немного разбавили яркими деталями.

Владелица-искусница

К сожалению, о внутреннем убранстве особняка сказать можно мало. Дом получился трёхэтажным. С большим количеством комнат. В отделке точно присутствовала плитка и кованые детали лестницы. Считается, что к нашим временам оригинальная отделка полностью утрачена. Особняк был готов летом 1900 года. Довольно быстро его приобрела Мария Якунчикова, племянница известного предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова. Женщина была замужем для Василием Якунчиковым. Представителем известной купеческой династии. Супруг Марии Фёдоровны руководил несколькими предприятиями, а также знаменитым товариществом "Петровских торговых линий". Ныне там располагается одноимённая улица.

Сама Якунчикова увлекалась декоративно-прикладным искусством. В 1890 году она уже имела "Магазин русских изделий" на улице Петровка. Спустя 18 лет Мария Фёдоровна стала руководить несколькими мастерскими своего дяди в Абрамцеве. После революционных событий 1917 года особняк в Мёртвом переулке национализировали. Однако Якунчикова осталась в России. Она продолжала заниматься декоративно-прикладным искусством. И даже была некоторое время директором Кустарного музея. Его преемник сейчас располагается на Делегатской улице.

Однако в 1928 году Якунчиковой всё же пришлось эмигрировать во Францию. Собственно там она и жила ещё на протяжении 24 лет. В особняке же сначала размещался "Дом Комсомола" Фрунзенского района, потом библиотека. Скорее всего, в начале 1970-х дом передали посольству Заира. Так в те времена именовалась нынешняя Демократическая Республика Конго. Что находится в особняке сейчас да и в принципе, в каком состоянии он пребывает внутри, неизвестно. Снаружи всё выглядит довольно хорошо.

В конце, как и обещал, ссылки на статьи о некоторых других особняках, которые построила компания Рекка:

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!