Ситуация и варианты
Признаки революционной ситуации всем известны, закономерности возникновения и прохождения революции – тоже. Эти законы и принципы одинаковы для всех произошедших и будущих революций. И, тем не менее, все произошедшие революции разные, резко отличающиеся друг от друга по целям, по методам, по скорости нарастания, по остроте столкновений, по наличию лидеров, по организованности и, в конце концов, по результатам.
Так что будущая социалистическая революция не будет похожа ни на одну из предыдущих..А для её успеха хорошо бы знать особенности предстоящих событий, хотя бы в общих чертах. Попробуем рассмотреть закономерности в приложении к современной обстановке.
Революция проходит в борьбе действующих и противоборствующих революции сил и её ход определяется их соотношением и поддержкой населения. В настоящее время народные массы дезориентированы и пассивны вследствие этой дезориентированности и главным образом, за счет загруженности персональными проблемами. Консервативные силы, , напротив, организованы , вооружены и зомбированы.
Изменения положения в ближайшее время не предвидится. Фразы о лимите на революции ошибочны, но, тем не менее, их появление не случайно, это реакция неустойчивых руководителей на существующую обстановку..
Особенности существующей обстановки:
А) усиление движущих сил возможно за счёт привлечения заинтересованных слоёв населения , но этому препятствует разобщённость движения и искажённая информация о нашем движении в средствах массовой информации. Осторожность заставляет людей воздерживаться от политических контактов;
Б) власти максимально поддерживают оторванность и изоляцию сил охраны порядка и вооруженных сил от народных масс и от возможных пропагандистов и агитаторов;
В) затраты увеличиваются, а зарплаты нет, власти, чтобы избежать возмущения населения максимально культивируют патриотические настроения, чтобы поднять свой авторитет;
Г) изменение ситуации возможно только при объединении сил и активизации массово-политической работы ориентированной на непосредственный контакт, как с производственниками, так и с населением жилых районов, от двери к двери и от проходной к проходной.
Главный закон массово-политической работы: это её организационные последствия. Любое массовое мероприятие должно считаться бесполезным, если после него не случилось организационных последствий.
Митинги и пикеты в такой обстановке мало эффективны, поскольку на них приходит только уже активная часть населения или экзальтированная публика при уж совсем возмутительных или радостных событиях, причем их энтузиазм в несколько дней заканчивается.
Кроме массово-политической работы нельзя забывать о парламентской и конфиденциальной работах. Каждая из них имеет свои недостатки, исчезающие в их комплексном использовании. Эти виды работ будут не эффективны без обеспечения: а) информационного, б) материально-технического, в) теоретико-идеологического. Успех революции невозможен без подготовленных кадров. Подготовка кадров должна проходить в сочетании учебы с практикой , проверка кадров позволяет выбрать тех, кто действительно заслуживает доверия.
Самое сложное - это стимулировать чувство солидарности в коллективах трудящихся, только при наличии солидарности может появиться желание совместно отстоять свои права и добиться необходимых возможностей. Следует твердо помнить, что любые совместные инициативные действия трудящихся - это шаг к революции, нравятся нам конкретно эти действия, или не нравятся. Коллектив, в котором такие совместные действия привычны, открыт для пропаганды и восприимчив к ней.
Конечно объединенные и организованные трудящиеся это основная часть движущих сил, но пренебрегать другими – обречь себя на поражение.
Другая часть - это молодежь, особенно учащаяся. Молодежь вообще восприимчива и быстро зажигается, но также быстро разочаровывается при первых неудачах. Поэтому не следует привлекать молодые кадры к мероприятиям с возможной неудачей. И пропаганда среди них должна быть другой, больше объяснений и доказательств. Что очевидно сорокалетнему, то в новинку восемнадцатилетнему.
Третья важная составляющая - силовые структуры . пропагандистская и агитационная работа среди них крайне затруднена. Однако настроение солдат и офицеров это настроение их семей. И тут мужская агитация никак не может равняться с женской. Через работу среди жен и матерей – самый эффективный путь к привлечению силовых структур на свою сторону.
Такая подготовка движущих сил одна из составляющих создания революционной ситуации.
Мы рассматриваем начало непосредственных действий движущих сил, когда уже создалась революционная ситуация. В этом случае первый вопрос – взятие власти, который распадается на два, Кто должен взять власть и как он должен её взять ?
Состояние перед переворотом похоже на перетягивание каната между оппозицией и властью, между сторонниками оппозиции и власти. Каждая сторона стремится получить больше поддержки во всех слоях народа.
Конечно, власть имеет больше шансов, держа в руках органы массовой информации и контролируя силовые структуры. Однако настроение силовых структур хоть и консервативно, но сильно зависит от общего настроения народных масс и способно к быстрым изменениям. В этом случае всё временное равновесие становится неустойчивым. Основная масса народа политически пассивна и не способна к быстрой реакции.
Возможны различные варианты хода дальнейших событий.
1 Власти могут пойти на популистские заявления и действия смягчающие протестные настроения. Одновременно власти могут подавить революционные выступления. Революция заканчивается поражением и наступает реакция.
При наличии раскола в правительственных слоях меры, предпринимаемыми ими могут запоздать. В этих случаях нарастание протестного движения подталкивает активную часть населения к действиям.
2 Часть властных кругов, расходящаяся в мнениях с лидерами власти, устраивает «дворцовый переворот», провозглашая дополнительные свободы и привлекая деклассированные массы населения и либеральные круги. Имея в распоряжении генеральский и офицерский состав силовых структур, их действия могут иметь успех. Мы получаем обмен «шила на мыло» и новое разворовывание народного имущества.
3 Выдвиженцы мелкобуржуазных масс поднимают бунт , поддержанный деклассированными массами, и отдельными левацкими организациями. Такой бунт, плохо организованный и не имеющий ясных целей, легко разгоняется даже полицейскими силами и омоном, однако он предоставляет блестящую возможность для популистского деятеля, особенно из генералитета, занять лидирующую, а, впоследствии, диктаторскую позицию. Возникающий при этом раскол в вооруженных силах содействует возникновению военной диктатуры и реакции.
4 Коммунистам удается организовать пролетарские слои и заручиться поддержкой части вооруженных сил. Если слабость властей значительна, а во власти найдутся разумные и уравновешенные люди, то возможна договоренность о формировании правительства народного доверия и последующего изменения конституции, и проведения референдума об изменении государственного строя.
Если же власти надеются на свою силу и упорны в продолжении своей политики, то начинаются столкновения, результат которых зависит от силы и решительности движущих сил. Надеяться на поддержку деклассированных масс бесполезно, потому что они всегда присоединяются к побеждающей стороне. Только подготовленные быстрые и решительные наши действия приводят к успеху революции.
5 Последний вариант - вмешательство третьей силы. Вся структура государства в революционный период хрупка и у третьей силы много шансов на успех. Сама по себе в России третья сила вряд ли возникнет, не то настроение у народа, но с зарубежной поддержкой вполне может. Для этого нужен мотив, патриархально-религиозный типа «черной сотни», мусульманский джихад, или национально нацистский. Все эти мотивы не в состоянии привести к власти, но создать обстановку хаоса, вполне могут. Создаются условия для иностранного вмешательства.
Должно быть ясно, насколько узко пространство вариантов для социалистической революции в России, тем более мирного её прохождения. Чем лучше и интенсивнее готовим мы движущие силы революции и готовимся сами, тем больше вероятность успеха, и меньше вероятность кровопролития .
Движущие силы
Формирование движущих сил задача многоступенчатая.
Революция может быть осуществлена только благодаря действию заинтересованной части населения, если она будет иметь силы для свершения революции. Заинтересованной частью населения является пролетариат и некоторые полупролетарские слои. Силу и влияние на ситуацию в стране имеет только пролетариат. Таким образом, во главе движущей силы социалистической революции может быть только пролетариат.
Немалое значение имеет привлечение к революции полупролетарских и мелкобуржуазных слоев. Многие из их представителей оказались в этих слоях из-за безработицы и безысходности.
Известно, что бытие определяет сознание. Это верно, но слишком упрощенно. Сознание также оказывает влияние на бытие. Они оба составляют взаимно связанную систему. Вооружить пролетариат идейно, придать его борьбе большую целенаправленность и тем уберечь от лишних жертв и ложных иллюзий - вот в чем видит свой долг коммунистическая партия.
Основной задачей для обеспечения завоевания политической власти является объединение и структуризация движущих сил будущих социалистических революционных преобразований. Прежде всего, необходимо всемерно содействовать организации пролетариата и проведения выборов его руководящих органов.
Организация пролетариата, прежде всего, имеет цель достижения осознания пролетариатом своего классового единства. Объединённый пролетариат проникается коллективизмом и воспринимает идеологию марксизма-ленинизма как свою. У пролетариев в своей массе недостаточно сознания, чтобы отказаться от принципиальной возможности разбогатеть за счет других. Значит нужно , чтобы появилось у них это сознание.
А просто передать сознание нельзя, он должен захотеть принять его. в единстве с другими пролетариями в борьбе за свои права. Значит лучший способ донести до пролетариев марксистскую идеологию это организация их борьбы , организация пролетарского движения.
Нельзя внести в пролетариат самосознание, можно внести только идеологию, а самосознание пролетариат вырабатывает сам в борьбе.
Самосознание и единство не привносятся извне, они вырабатываются только в процессе совместной борьбы за свои права. А важнейшим условием организованной совместной борьбы является наличие широкой массовой организации.
Образование пролетариата происходит в результате его организации и самоорганизации в борьбе за свои права. Без организации это только отдельные пролетарии, но не класс.
Организованный пролетариат, прежде всего, должен иметь свою организацию. Широкую и сплоченную.
Революционной ситуации не будет без широкой, постоянной борьбы трудящихся за свои права. А объединение пролетариев и есть главная предпосылка для такой борьбы.
Организация народных масс будет проходить в процессе борьбы за жизненно необходимые меры по выживанию народа :
Скорейшая организация трудящихся масс и подготовка их к взятию власти и переводу страны на социалистический путь развития позволит избежать значительного ухудшения жизни трудящихся и , как следствие, неорганизованных массовых выступлений с возможными катастрофическими последствиями.
Прежде, чем изменить существующую власть должен быть создан орган новой власти.
Советы депутатов трудящихся станут основной организованной силой в борьбе за коренные изменения государственного строя.
Активная работа по организации народных масс на массовые выступления под руководством Советов, воспитательная и пропагандистская работа в силовых структурах с целью нейтрализации и привлечения их на сторону народа, подготовка кадров руководителей народного движения.
.Любая общественная организация имеет максимальную устойчивость, если строится снизу вверх, поэтому сначала организация районных советов . . Совместные действия может организовать только общий для всех орган, например, совет представителей трудовых коллективов.
Работа по консолидации сил в масштабе страны с последующим оформлением Советов представителей трудовых коллективов в Советы депутатов трудящихся как органа власти пролетариата. Основные методы внепарламентской деятельности партии и Советов является организация забастовочного движения, массовых публичных мероприятий: митингов, шествий, демонстраций, форумов, референдумов, пикетов. Поддержка трудящихся в отстаивании их требований улучшения условий работы и справедливой оплаты труда. Перехват власти на местах Организация всеобщей политической стачки с требованием передачи всей власти Советам.
Чтобы взятие власти стало революцией нужна большая подготовительная работа и еще более объёмная системная организующая работа после.
Нам следует признать, что наша партия слишком слаба, чтобы стать организатором революционного движения. Более того она слишком слаба и для того чтобы оказаться среди руководящих сил этого движения. Нет другого пути, кроме создания единой компартии .
В настоящее время имеем ситуацию разобщенного и дезориентированного пролетариата, заинтересованного проблемой сохранения уровня своего благосостояния и выживания в условиях кризиса.
Правительство, резко подавляя протестное движение, вызывает психологический эффект – желание не выделяться и отбивает охоту проявлять инициативу. Правда, еще не дошло до массового внедрения в пролетарские слои провокаторов,
Надеяться на самоорганизацию в такой ситуации не стоит. Нужна организация, к которой можно было бы присоединиться. Эта организация должна быть информационно-просветительского типа. Задача этой организации связать между собой представителей трудовых коллективов.
Только после становления связей приступать к реализации основных принципов представительности, и ответственности. Во-первых, организуются выборы представителей на собраниях, во вторых отчетность выбранных представителей.
Полное формальное оформление помогает приобретению организацией новых возможностей, из которых главная возможность овладения марксизмом и возможность его практического применения. Работа партии с Советом более эффективна, чем работа с разрозненным пролетариатом, работа с Советом имеет воспитательное значение для актива самой партии. Завершающим этапом будет взятие созданной организации функций территориального самоуправления и рабочего контроля. После этого остается только борьба за объединение всех Советов и и переход к ним высшей власти. Но это уже вопрос не организации Советов, а тактики.
Тактика и стратегия в военных и политических действиях аналогичны по своим принципам.. В политике тоже важно тактически вовремя изменить поле столкновения с целью заставить противника бороться в неподготовленных и непривычных условиях Основой стратегии всегда являлось такое ведение действий, чтобы противник не успевал подготовить адекватный ответ и переориентировать свои силы на другое направление.
Ожидание момента взятия власти ни к чему хорошему не приведет. Если ждать, власть возьмут другие. Власть нужно начинать брать сейчас и решительно. Процесс взятия власти длительный и не простой. И он завершится не обязательно при жизни теперешнего поколения.
Всякое наступление начинается с наращивания сил, проведения мелких тактических операций с целью получения выгодного стратегического положения.
В гражданской плоскости все так же. Установление контроля на предприятиях, занятие руководящих позиций в домкомах, в советах ветеранов, в муниципалитетах. Формирование советов представителей трудовых коллективов, формирование самых разных протестных организаций. Всякий, даже малый отъём доли власти у теперешних структур даже на уровне самоуправления, их ослабляет, а нас усиливает и делает свободнее в наших пропагандистских и организационных мероприятиях. Этим улучшаются наши стратегические позиции.
Власть это не контроль и управление территориями, это в первую очередь управление людьми.
Участие в выборах должно рассматриваться именно с этой точки зрения. В кандидаты следует выдвигать настоящих бойцов, эрудированных и опытных, которые могут увеличить влияние и авторитет партии. Только такие могут стать неформальными лидерами пролетариата и всех трудящихся.
Наука управления не проста и, чтобы подготовить наших людей, теории недостаточно, нужна практика, хотя бы и в небольших масштабах, Подготовленные люди смогут, когда понадобится, действовать «решительно и энергично».
Реально начать строительство нового общества возможно только с завоевания политической власти трудящимися. С этого момента начинается переходный период.
Взятие центральной власти можно считать условным, поскольку настоящей властью будет формирование системы политической власти сверху до низу, занятие экономической власти и моральной власти над массами.
Настоящая политическая власть это согласованная структура пролетарской демократии – диктатура пролетариата.
Почему демократия? Потому что отсутствие демократии в рядах активной части пролетариата ведет к расколу в его рядах.
Почему диктатура? Потому что для сохранения власти пролетариату необходимо единство цели руководящих органов, для чего, в них не допускаются представители паразитирующих классов. На всех уровнях формируются органы подконтрольные пролетариату (его активной части).
Экономическая власть достигается путем национализации государством основных средств производства. Перевод средств производства в общенародную собственность возможен только после установления производственной дисциплины на предприятиях. При этом появляется возможность введения частичных форм самоуправления, повышающих ответственность коллектива за сохранение и процветание производства. Плановое хозяйство в состоянии ввести только государственные органы.
Моральная власть достигается активной работой средств массовой информации и коммуникации и полным контролем над ними.
Перестройка отношений производства и распределения проводится в соответствии и по мере развития производительных сил.
С этого начинается социалистический период переходного процесса от капитализма к коммунизму. Этот период отличается постепенным изживанием остатков основ капиталистических производственных отношений и буржуазного права , а также борьбой советской власти за снятие возникающих внутренних противоречий.
Популярны у властей обвинение оппозиции в организации беспорядков. Беспорядки порождаются мелкобуржуазной стихией и политикой «управляемого хаоса» империалистических государств.
Коммунистам не нужны беспорядки, коммунистам нужны порядок, организованность и дисциплина в рядах борющихся масс пролетариата.
Массово-политическая работа должна сопровождаться и парламентской и конфиденциальной.
Для анализа парламентской деятельности партии следует сначала определиться с её целями. Поскольку главной целью коммунистов на текущем этапе является сплочение и подготовка движущих сил будущей революции, то и вся парламентская деятельность должна быть посвящена созданию факторов содействующих достижению этой цели путем использования преимуществ, которые дает статус депутатов.
А он дает: доступ к прессе, право на неограниченнее публичные выступления, использование юридических служб по депутатским запросам, возможность придания инициативам граждан официального характера.
Использование депутатских возможностей для пропаганды и агитации служит не только главной цели, но и увеличению депутатской группы, созданию фракции, что содействует наращиванию самих депутатских возможностей. Депутат или депутатская группа обязаны становиться лидерами групп населения сторонников партии. В этом депутат и местная организация должны работать как единое целое. Депутат должен проводить партийную линию во всем и активно выражать партийное отношение ко всем вопросам, рассматриваемым в представительном органе. Надеяться на переход власти парламентским путем в условиях, когда выборный и предвыборный процессы целиком контролируются вложенными капиталами, маниловщина , сбивающая с толку многих. Сразу мы должны себе уяснить, что парламентская работа это один из видов подготовительных работ.
После того как разобрались с целями, перейдём к рассмотрению стратегии и тактики. Работа на нижнем, муниципальном уровне наиболее близка населению. Помощь оказываемая депутатами коммунистами населению лучший способ пропаганды коммунистических идей. Однако недостатком работы наших депутатов является почти повсеместное отсутствие контактов с трудовыми коллективами и профсоюзами на муниципальном уровне. Установление таких контактов значительно увеличивает возможности депутатов и партийных организаций. Работа должна проводиться применительно к местным условиям и не нарушая централизации. Централизация достигается тесным контактом муниципальных групп с депутатами городского и областного уровня. Это позволяет получить поддержку «сверху» , а также вовремя сконцентрировать силы на решающем участке. Развитие муниципального депутатства решает по теперешним законам вопросы выдвижения кандидатов верхнего уровня, и является основой расширения парламентской работы вообще.
Работа депутатов верхних уровней использует несколько другие методы. Важной для них стороной деятельности является координация действий в масштабе городов и областей . Кроме этого они имеют возможность вмешаться в деятельность администрации в случае нарушений законности и , конечно возможность выступать в средствах информации у них больше чем у муниципальных. Эти депутаты на виду у своих избирателей, которые имеют информацию об их деятельности, если конечно эта деятельность есть. Их действия привязаны к жизни того района, в котором они выбирались.
Депутаты самого верхнего уровня имеют еще больше возможностей, но их работа в отличие от их выступлений не находится на виду у избирателей, поскольку распространяется на всю страну, и такие депутаты связаны с народов только своими выступлениями и поездками по регионам. Но именно они определяют публичное лицо своей партии. Они составляют важный отряд в популяризаторской и агитационной работе. Главное в работе этих депутатов соответствие обещаний и результатов. Народ не интересует , почему не удалось исполнить обещание, его интересует сам факт. Поэтому принцип «сказано - сделано» должен определять стиль работы депутата.
Парламентская работа важная часть массово-политической работы. Без парламентской массово политическая теряет остроту и целенаправленность, задача партийных депутатов конкретизировать и оформить политическую волю трудящихся для каждого этапа и момента жизни страны.
Лицо каждой партии неизвестно большинству населения , до тех пор пока она не имеет своего представительства к органах власти. Представительство позволяет конкретизировать свою позицию в глазах людей. Активное представительство позволяет увлечь их своими задачами.
Чтобы обеспечить единство партии с большинством пролетариата, парламентской работы не достаточно, мало того отрыв парламентской работы от пролетариата разлагает партию и приводит её к деградации.
Такую связь парламентской работы с пролетариатом и усиление эффективности этой работы дает конфиденциальная работа.
Нелегальную работу ведут все партии и не только партии. Называют они её по-разному. Правящие круги , службы и партии называют её конфиденциальной. Их конфиденциальность охраняется законом и спецслужбами. Наша конфиденциальность никем и ничем не охраняется, приходится охранять самим.
Партия, ведущая исключительно легальную работу беззащитна против властных узурпаторов. Чтобы разгромить такую партию даже особой слежки не требуется. Революционная партия это не только передовой атакующий авангард, ведущий за собой массы. Это и оборонительные бастионы , позволяющие сохранить силу и способность партии в условиях реакции.
Существует масса антиконституционных запретов, естественно не оформленных в виде законов. В основном они касаются оппозиционных движений и партий. Чтобы выжить партия должна вести скрытную работу, в той или иной степени противоречащую административным запретам. Ясно, что такая работа не может вестись открыто. Она будет пресечена с неприятными последствиями для исполнителей. Чтобы избежать таких последствий, действовать надо в тайне. Кроме того конфиденциальной может считаться деятельность не зарегистрированных организаций, а также деятельность временных организаций сторонников, не желающих афишировать свои намерения.