Найти в Дзене
Малоэтажная Россия

Отправляясь вокруг Ладоги (не) забудь про полный привод!

Из Петербурга в Карелию ведут две дороги. Трасса Кола связывает не только соседние регионы (в том числе и Вологодскую область), но и является важным коридором, ведущим на Север - до Мурманска. С учётом развития внутреннего туризма и увеличения потока товаров она давно приведена в порядок.
Другая - трасса "Сортавала" стала первой, реализованной в рамках нацпроекта "Безопасные и качественные дороги". Я помню этот маршрут в те времена, когда поездка за "дальнюю границу Приозерска" было предприятием рискованным. Времена эти, кстати, не так уж давно закончились.
Отрезок дороги, соединяющий Колу и Сортавалу, идущий вдоль восточного берега Ладожского озера оставался для меня неизведанным.
На днях довелось совершить символичный круговой вояж. Впечатлениями от которого хочу поделиться с вами! Здесь я опущу основную цель нашей поездки, скажу лишь, что конечной точкой был район города Питкяранта. Где мы провели несколько дней. Отправной же точной стал не родной Петербург, а Москва. Где в послед

Из Петербурга в Карелию ведут две дороги. Трасса Кола связывает не только соседние регионы (в том числе и Вологодскую область), но и является важным коридором, ведущим на Север - до Мурманска. С учётом развития внутреннего туризма и увеличения потока товаров она давно приведена в порядок.
Другая - трасса "Сортавала" стала первой, реализованной в рамках нацпроекта "Безопасные и качественные дороги". Я помню этот маршрут в те времена, когда поездка за "дальнюю границу Приозерска" было предприятием рискованным. Времена эти, кстати, не так уж давно закончились.
Отрезок дороги, соединяющий Колу и Сортавалу, идущий вдоль восточного берега Ладожского озера оставался для меня неизведанным.
На днях довелось совершить символичный круговой вояж. Впечатлениями от которого хочу поделиться с вами!

Здесь я опущу основную цель нашей поездки, скажу лишь, что конечной точкой был район города Питкяранта. Где мы провели несколько дней. Отправной же точной стал не родной Петербург, а Москва. Где в последние три года я в основном и обитаю.

Уже привычный выезд в ночь. Отсутствие пробок, более спокойное, ровное движение. Выбор платного участка М11 позволит сэкономить пару часов, но требует и увеличения затрат, как на оплату самой дороги, так и по причине увеличения расхода топлива. С учётом запаса времени и желания к утру прибыть в древнюю столицу Руси - Старую Ладогу - было принято решение ехать по бесплатной М10.

Дороги в целом уже привели в порядок. А вот природные явления, вроде тумана, могут внести свои коррективы. Особенно там, где велика вероятность встречи с дикими животными. Ночные поездки требуют опыта, подготовки и концентрации внимания.
Дороги в целом уже привели в порядок. А вот природные явления, вроде тумана, могут внести свои коррективы. Особенно там, где велика вероятность встречи с дикими животными. Ночные поездки требуют опыта, подготовки и концентрации внимания.

Когда предрассветные лучи только начали проявляться с восточной стороны, мы свернули с М10 в направлении Киришей. Дорога идёт параллельно Волхову и транзитом через Старую Ладогу должна вывести нас на Колу.
В отличие от оживлённой М10, движение здесь почти отсутствует. Навигатор потерял ориентацию, а машину и окрестности окутал густой туман.
Атмосфера в духе известного хоррора Сайлент Хилл. Мы впечатлительны, но не настолько. И в том же спокойном размеренном темпе аккурат к рассвету прибыли в Старую Ладогу.

-3

Старая Ладога. Древнейшая столица Руси. С чем спорят некоторые историки, утверждая, что первой столицей всё же стоит считать Великий Новгород, а точкой отсчёта государства брать начало княжения Рюрика (862).

Это, кстати, он вместе с преемником Вещим Олегом увековечен в монументе, установленном здесь в 2015 году. Став одним из первых среди множества монументов открытых за последние 10 лет в разных уголках нашей страны. И ставших не только достопримечательностями, но и точкой притяжения туристов.

-5

Была Старая Ладога первой столицей? В то время этот город (ныне посёлок) имел скорее статус самого крупного центра торговли на самой оживлённой торговой трассе: Из Варяг в Греки и Персы - реке Волхов. Столица несёт в себе признаки политического и социального управления.
Общество того времени жило в большем согласии и не испытывало внешнего воздействия. Потому и не нуждалось в "
государственном устройстве", требующем единоначалие не только в лице правителя, но и места откуда происходит управление и где принимают решения.

-6

Туман продолжал стелиться над поверхностью реки, солнце ещё не показалось над прикрытым лесом горизонтом. Но небо уже окрасилось ярко-красным, отражаясь на поверхности реки, где в это время хищник вовсю гонял малька.

В роли фотографа заболевший в этом году рыбалкой сын.
В роли фотографа заболевший в этом году рыбалкой сын.

Моё рыбацкое сердце не выдержало, достав из багажника один из спиннингов, наскоро собрал снасть и спустя короткое время держал в руках первого окуня. За ним второй, а там и третий. Судя по мощным всплескам были здесь и более солидные хищники. Голавль или жерех? Но график нашего маршрута не позволял увлекаться ловлей. Хотя, место определённо того заслуживает!

-8

Конечно, нам не удалось посетить крепость, но даже при беглом осмотре окрестностей стало очевидно: Старая Ладога здорово преобразилась с тех пор, как я побывал здесь с экскурсией впервые. Году, кажется, в 2005. Хотя на российской туристической карте это далеко не самое заметное место. Уверен, потенциал его далеко ещё не раскрыт и требует грамотного управления. Учитывая столь древнюю историю и происходившие здесь важные для становления нашей страны события.

Река Паша - не столь важна с точки зрения торговых путей и маршрутов. Но имеет большое значение для рыболовов.
Река Паша - не столь важна с точки зрения торговых путей и маршрутов. Но имеет большое значение для рыболовов.

Небольшой отрезок вдоль Волхова и вот мы уже и на Коле. Дорога знакома мне по сотням поездок в Карелию за последние 25 лет. Видел её в разном состоянии и хорошо помню, когда главной достопримечательностью был мост через реку Свирь - худший участок федеральной трассы, а быть может и всего региона! Это в прошлом и дорожное покрытие над судоходной Свирью уже не отличается от остальной дороги.

-10

Тот - Карельский берег - встретил ярким солнцем и удивительно чистым небом. Все мои спутники в этот момент крепко спасли, набравшись впечатлений в Старой Ладоге. Несколько километров и вновь оставляю позади федеральную трассу, сворачивая на регионалку. Тот самый отрезок, соединяющий Колу с Сортавалой, о котором я слышал много страшных историй.

Река Олонка.
Река Олонка.

Добравшись до районного центра Олонца делаем остановку. Город заслуживает внимания не только рыболовной географией. Река Мегра впадает в Олонку в самом его центре Олонца. Но и историей. Достаточно сказать, что Олонец один из старейших городов на Севере России и первые упоминания относятся ко временам Новгородского княжества за 20 лет до знаменитого Ледового побоища.
В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича для защиты северных рубежей России была построена «порубежная крепость» Олонец. Крепость с 19 башнями и стенами длиной 1,67 км стала одной из крупнейших на Русском Севере, но со временем утратила свою значимость.
Есть что посмотреть, но у нас другие планы. Задача была пополнить запасы провиантом. Что можно сделать в одном из нескольких магазинов известной сети. Цены, кстати, местами повыше московских!

Двигаясь дальше строго на север я не мог проехать мимо длинного и абсолютно дикого пляжа. Будь он где-то на Юге и вдоль берега бы точно выстроилась вереница роскошных отелей. А здесь, как той песни: наши стены сосны великаны.

Стоило проехать каких-то 15-20 километров на север и погода резко поменялась.
Стоило проехать каких-то 15-20 километров на север и погода резко поменялась.

Если взять за основу традиции Карелов смотреть на природу с точки зрения поэтических образов и метафоры, наделяя объекты и ландшафт человеческими чертами или обликом какого-нибудь божества. Ну вроде какой-нибудь Лоухи, Ахто или там Антеро Випунена, то берега Ладожского озера вполне сойдут за лик. Где северные шхеры - это курчавая шевелюра. Поросший тростником южный берег - борода. А вот длинные песчаные пляжи вдоль западного и восточного берегов - гладкие щёки!

Реки восточного берега Ладожского озера представляют большой интерес для увлечённых лососёвой рыбалкой. Тулокса, Видлица, Тулема, Ууксу...
На берегу одной из них и предстояло нам провести несколько дней.

Большая часть дороги - новое ровное покрытие. На нескольких участках ведутся активные работы по его замене. Трасса не будет скоростной, но позвлит комфортно ехать.
Большая часть дороги - новое ровное покрытие. На нескольких участках ведутся активные работы по его замене. Трасса не будет скоростной, но позвлит комфортно ехать.

Несмотря на бум развития туристического сектора в Карелии и особенно в Сартавальском районе. Этот "медвежий край" хоть географически и ближе к мегаполисам, но пока развит не особо. Скудный выбор мест размещения из разряда: чем богаты. Тема отдельного разговора. В том числе и в контексте: что будет, если откроют границы?
Район явно не освоен и недооценён. И, если/когда оценят по достоинству, имеющимся сегодня придётся кардинально пересматривать отношение к бизнесу.

До Питкяранты мы не доехали совсем не много и за те несколько дней, что провели в этих сказочных местах, бывали не раз. В основном проездом на Ладожский берег и с целью пополнить запасы провианта.
Вряд ли его можно назвать туристическим. Чему явно не способствует запах главного предприятия - местного ЦБК. Говорят, он докучает не часто, но в дни пребывания "повезло" ощущать его присутствие постоянно.
Поэтому, если соберётесь в эти места - рекомендую искать место размещение подальше от самого города!

Питкяранта переводится с карельского, как Длинный берег. Что символизирует границу северных ладожских шхер и ровный восточный берег озера-моря. Предки умели совмещать чёткую топонимику и поэтически-художественную образность. В какой момент мы утратили это и на смену нашего Белогорья и Зимогорья пришли сплошные ивановки да ильинские?

Художник Архип Куинджи любил Ладожское озеро и одну из своих самых знаменитых картин писал совсем не далеко от этих мест. На Валааме, который вооон там, виднеется на горизонте.
Атмосферу он старался передать игрой света и тени. Настоящие фотохудожники, готовые часами ждать нужного момента и делать сотню кадров ради одного - умеют находить этот момент.
Я, как "репортажник-любитель" предпочитаю красоту момента. Да и Ладога для меня более привычна в своём буйном нраве.

Встречал Питкярантский район штилем и дождём. Провожал солнцем и штормовым ветром.
В данном случае море-озеро! Суровый нрав Ладоги издревле известен рыбакам и мореходам. Стремительная смена погоды и абсолютно ровное, как зеркало озеро уже поднимается мощными волнами.
Официально самая высокая зафиксированная волна в районе Валаама была 5,8 метра высотой. В рассказах и легендах фигурируют великаны и повыше. Впрочем, и 2-3 метра вполне достаточно, чтобы сокрушить небольшое судно. Учитывая, что волна здесь в отличие от моря короткая и "злая".

-20

Проветрившись на Ладожском ветру, предстоял путь назад. Но для разнообразия поехали мы не на Юг в обратном направлении, а дальше на Север. Желая объехать Ладогу вдоль северного берега и по трассе "Сортавала" вернуться на М10, минуя Петербург. Попутно совершая небольшие остановке, первой из которых стал заброшенный карьер.

Питкяранта славится добычей железной руды и камня, гранитов. Сын некоторое время назад увлёкся геологией, попутно вовлёк в эту историю и меня. Так что теперь стал разбираться в различиях между контактным, региональным и ударным метаморфизмом. Правда ещё не научился различать породы "на глаз".
Если поискать и повезёт можно найти не только минералы, но даже и полудрагоценные камни: в частности гранат!
Набрав пару мешков каменных артефактов отправились дальше.

Ещё одна знаковая река на пути - Янисёоки. Она вытекает из одноимённого зера Янисярви. Янис - это заяц по карельски. йоки и ярви - река и озеро соответственно. На озеро Янис мы непременно приедем в следующий раз!
Пока...

За Рауталахти начинается Ладожская Ривьера. Появляются современные места размещения, базы отдыха и отели. Дорога за Кирьявалахти пролегает вдоль берега Ладоги. Правда здесь это уже не бескрайнее озеро, а большой залив. При правильном свете и особенно, когда выпадает первый снег здесь бывает невероятно красиво. Но вот сделать достойное фото не просто. Мест для остановки фактически нет!

Вскоре извилистая змейка карельской дороги привела нас в самый известный город Карелии после Петрозаводска. И первый по числу туристов посещающих этот регион. Сортавалу.

Причин две. Горный парк Рускеала. Куда ходит роскошный ретро-паровоз. Не так уж давно всего лишь заброшенный карьер. А теперь одно из самых посещаемых мест, ставших настоящей визитной карточной Карелии. И всё благодаря усилиям одного человека. К сожалению, уже ушедшего из жизни несколько лет назад.
Рускаела история нашего времени. Один из самых известных архипелагов и монастырей - Валаам - древность, уходящая корнями чуть ли не в первые годы христианства. По приданию когда-то на его берегах побывал сам Андрей Первозванный. Тот самый апостол рыбак, которого Иисус обещал сделать ловцом человеком. От чего связь рыбаков (рыболовов) и Христианства столь сильна.

Преподобные Сергий и Герман основали монастырь где-то на рубеже X-XII веков. С тех пор обитель играет одну из наиболее важных ролей для всех, кто исповедует православие. И даже мрачный период XX века не смог изменить этого. Хотя обитель и была разрушена, пришла в запущение, С 1991 по 2005 год шло восстановление и сегодня это одна из жемчужен на карте России.
Сортавала самое близкое к Валааму место, а значит и самый удобный (дешёвый) способ добраться.
Конечно, в наши планы такой вояж не входил, да и штормовое предупреждение вряд ли бы позволило это. Поэтому пришлось ограничиться небольшой прогулкой на набережной и покупкой памятных сувениров. Кстати, выбор в местном магазине весьма солидный и разнообразный. Одним из приобретений стала очередная (уже четвёртая в этом году) кружка. Что стало поводом для решение собирать коллекцию необычных кружек из разных мест.

Если Валаам - это про наш Русский мир, то вот Сортавала настоящая колыбель цивилизаций и народов. Оставивших свой отпечаток в истории города, которая насчитывает 500 лет. За это время он был частью Швеции и Российской Империи, немного побыл в составе "независимой Финляндии" и вновь вернулся в состав России (сперва УССР, а затем частью РСФСР).
Приятный, довольно ухоженный, немного суетный в сравнении с соседними и точно заслуживающий внимания город. Которое мы непременно уделим ему в большем объёме в одном из следующих путешествий. Тогда и поговорим подробнее.

-27

От Сортавалы до ещё одного крупного населённого пункта Ладожской Ривьеры - Лахденпохьи дорога хоть и исключительно новая. Но полутораполоска не позволяет обогнать впереди идущий тихоход. Сама лента постоянно петляет в трёхмерном измерении. Меняя не только направление, но и высоту.
Здесь проезжаем знакомые по прошлым поездкам указатели на "Ладожскую усадьбу" и базу "Микли-Ольгино". Где довелось бывать не единожды.
Слегка утомившись плестись за гружёной фурой, решаем воспользоваться призывом указателя и свернуть к водопаду в районе Метсямикли. Вообще водопадов здесь хватает и очевидно, что этот далеко не самый фактурный.
Можно даже составить программу - водопады Карелии.
Этот расположен километрах в шести от трассы. Вход платный и цена вряд ли претендует на статус "символичной" - 450 рублей или 300 для льготной категории.

В качестве бонус коллекция деревянных скульптур из известных русских и некоторых зарубежных сказок. Можно проверить память: всех ли узнал!? Сам водопад - скорее каскад воды на каменном склоне. Деревянные мостки позволяют прогуляться над руслом реки.

Лахденпохью проехали без остановки. В былые годы здесь начиналась гравийка, на которой можно было остаться без колёс или получить камнем в лобовое. В периоды распутицы местами возникал настоящий коллапс. Один из таких стал поводом для моего появления в эфире программы Главная дорога на НТВ, с "экспертным мнением" о проблемах карельской дороги.
Сегодня это скоростная современная трасса, рассекающая скалистые хребты, позволяя двигаться в комфортном режиме и за небольшой промежуток времени достичь северного фор-поста Ленинградской области - Приозерска.

-30

Город в котором я бывал много раз. Откуда начинались мои рыбацкие приключения. Сложно сказать сколько раз я проезжал мимо крепости Корела. Но так ни разу и не посетил её. Не удалось и в этот раз. До декабря текущего года она на масштабной реконструкции.
Крепость более всего известна тем, что здесь держали семью Емельяна Пугачёва, некоторых из декабристов и вообще она была эдакой тюрьмой для политзаключённых. Но изначально это всё же было оборонительное сооружение, основанное в XIII-XIV веках новгородцами.
До этого здесь был острог. Хотя маршрут Из Варяг в Греки и рисуют (логично) из Волхова в Ладогу -> Неву и далее Финский залив. Известно, что в те давние времена купеческие ладьи были не пригодны для хождения по открытым просторам Финского залива. И путь пролегал вдоль западного берега Ладоги, далее Вуокса (через Приозерск) и через современный Выборг, Приморск а далее вдоль защищённого северного берега шхер и островов Финского залива. Но это уже совсем другая история.

-31

Перекусив в Приозерске мы направились на Юг. Современная скоростная трасса делает путь от Приозерска до Петербурга едва заметной прогулкой. Обогнув родной город по кольцевой, не заезжая и не останавливаясь выходим на М10. Кольцо замкнулось.

Считаю этот маршрут одним из самых живописных и атмосферных. Текущее состояние современных дорог и придорожной инфраструктуры позволяет путешествовать с комфортом. Правда, не стоит ждать изобилия доступных для размещения мест. Изобилие уже есть, но стоимость его довольно высока. Русский турист раскусил прелесть отдыха в родных пенатах и готов платить за него. Во всяком случае, в жаркий летний сезон свободных мест может и не быть. Полный привод, конечно, позволяет уверенно отклоняться от заданного маршрута, выбираясь на берег Ладоги или к какой-нибудь таёжной речки. Но в целом, это уже не панацея. Путешествовать здесь можно на любом автомобиле. Главное - в хорошей компании.

--------
Спасибо за внимание к публикации, надеюсь в этой длинной истории вы узнали что-то новое для себя!
Друзья, подписывайтесь на ТГ-канал DM_812 чтобы не пропустить ничего!
Фото мои.
Дмитрий Матвеев || DM_812