«Раннее сентябрьское утро в Тамани. Проводив жену до автобуса, я отправился на набережную и не просто на прогулку — а в путешествие сквозь время, где переплелись история казаков, советские памятники, встречи с друзьями и размышления о том, как меняется наша станица».
Ранним утром 25 сентября я провожал супругу на автостанцию. Она собралась навестить внуков.
Конец сентября, и уже повеяло холодом, но ветра практически не было. Мы любим ходить пешком — это не только польза для здоровья, но и наслаждение местом, где ты живёшь. Мы шли по улице Марата до улицы Ленина, затем на Комсомольскую, Карла Либкнехта и по улице Пушкина, пока не оказались на автостанции.
Путь неблизкий, но удобный: везде лежат тротуары. Листья на деревьях уже начинали блекнуть и потихоньку опадать; кусты гибискуса, еще недавно ярко усыпанные цветами, тоже теряли краски. Синоптики вчера передали о резком снижении температуры аж на десять градусов. Непросто будет перенести такие перепады пожилым людям и тем, кто страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Людей на улице было мало, время — шесть часов утра. Мимо нас лишь изредка проскакивали легковые автомобили с пассажирами — очевидно, спешили на работу в порты.
Посадил супругу в автобус, помахал ей рукой, а сам отправился на нашу Набережную. Захотелось посмотреть на неё ранним утром; хотя уже был седьмой час, но всё равно чувствовалось утро.
Я прошёл мимо здания администрации, полицейского участка, бывшего рыбколхоза имени Хвалюна и свернул в парк Победы. Когда-то его называли именем Ленина, в 90-е переименовали, и сейчас, если не ошибаюсь, это сквер имени Антона Головатого. Название странное. Может, потому что там стоит памятник черноморским казакам? В простонародье его называют памятником Антону Головатому, судье войска казачьего, но это уже другая история.
Когда заходишь в парк со стороны рыбколхоза, сразу видишь добротную спортивную площадку с исторической табличкой: дата открытия — 29 декабря 2007 года и имя создателя — Сергей Григорьевич Станишевский.
Далее — мемориал Великой Отечественной войны, слева памятники жертвам произвола немецко-фашистских оккупантов, а прямо по пешеходной дорожке — знаменитый памятник черноморским казакам. Территория парка небольшая, но на ней уместилась практически вся знаковая история России в таманском варианте.
С левой стороны, по улице Шмидта, расположилась шикарная гостиница с питейными заведениями под именем «Диканька». Название, по мне так, вызывает удивление. Почему? Диканька существует и по сей день в Полтавской области. Николай Васильевич Гоголь на Кубани ни разу не был, тем паче на Тамани. Может, хозяева оттуда родом? Вопрос, впрочем, риторический.
Немного отвлёкся в рассуждениях, а цель всё-таки — прогулка по набережной.
Набережная встретила меня лёгким дуновением ветерка с моря; на гладкой поверхности воды лежала лёгкая рябь. Люди, несмотря на ранний час, уже были здесь. Кто-то ловил с берега рыбу, скорее всего бычка, были даже купающиеся. Наверное, это хорошо, но я не сторонник таких экстримов. По набережной ходили женщины чуть старше бальзаковского возраста с лыжными палками — кажется, это называется скандинавская ходьба. Несколько человек занимались на тренажёрах, молодая пара бежала трусцой. В общем, люди разных возрастов проявляли заботу о своём здоровье.
Набережная была великолепна в лучах восходящего солнца, с лёгким морским бризом. Воздух — целительный нектар, по-другому не скажешь.
Я случайно встретил своего давнего товарища, Вачика. Встреча была радостной, мы давно не виделись. Я узнал, что товарищ перенёс серьёзную операцию на сердце, и теперь регулярные прогулки по морскому берегу ему явно на пользу.
Мы не спеша шли по настилу из искусственной доски, болтали о разном, вспоминали годы, когда о здоровье не думали. Мой друг раскланивался с проходящими мимо женщинами, и я понял, что он стал здесь постоянным посетителем и уже успел со всеми познакомиться.
Мы прошли до конца, где настил и плитка заканчивались, и стояли строительные вагончики. Видимо, набережную будут продлевать. И это правильно. Сегодня это великолепное место, я бываю здесь нечасто, но нужно пересмотреть своё отношение к этому оазису красоты, здоровья и отдыха.
Немного пообщавшись, я пожелал другу крепкого здоровья и пошёл домой тем же привычным маршрутом.
Да, Тамань безусловно меняется. Она расцветает, покрывается асфальтированными дорогами, преображается современными зданиями. С одной стороны, такая смена облика непривычна, но с другой — это движение вперёд, развитие.