Найти в Дзене

Сможет ли Россия стать топовым направлением для медицинского туризма?

Медицинский туризм - один из самых быстрорастущих сегментов здравоохранения. Однако сейчас Россия при всём качестве медицинских услуг не находится в топе стран по привлекательности для иностранных пациентов даже несмотря на низкие цены (41-е место в мире). При этом потенциал въездного мед. туризма в РФ огромен: до 7,6 млрд $ в год с занятием 2% доли мирового рынка. Сейчас перед Россией стоит задача создания удобной экосистемы для бесшовного мед. туризма, которая включает в себя лёгкость въезда в страну, работу над качеством предоставляемых услуг и привлекательностью самой страны как безопасной для пациентов. Лёгкий доступ в Россию есть у 85% населения Земли. Китай, Индия, Бразилия, Египет - самые перспективные клиенты. Тренд на мед. туризм в Россию начался со стран СНГ, но путь держится в сторону BRICS+ и стран Глобального Юга. Россия готовится к тому, чтобы претендовать на долю в мировом рынке медицинского высокотехнологичного туризма, но это невозможно без грамотной городской стратег
Оглавление

Медицинский туризм - один из самых быстрорастущих сегментов здравоохранения. Однако сейчас Россия при всём качестве медицинских услуг не находится в топе стран по привлекательности для иностранных пациентов даже несмотря на низкие цены (41-е место в мире). При этом потенциал въездного мед. туризма в РФ огромен: до 7,6 млрд $ в год с занятием 2% доли мирового рынка. Сейчас перед Россией стоит задача создания удобной экосистемы для бесшовного мед. туризма, которая включает в себя лёгкость въезда в страну, работу над качеством предоставляемых услуг и привлекательностью самой страны как безопасной для пациентов.

Лёгкий доступ в Россию есть у 85% населения Земли. Китай, Индия, Бразилия, Египет - самые перспективные клиенты. Тренд на мед. туризм в Россию начался со стран СНГ, но путь держится в сторону BRICS+ и стран Глобального Юга.

Преимущества России как направления для мед. туризма

Россия готовится к тому, чтобы претендовать на долю в мировом рынке медицинского высокотехнологичного туризма, но это невозможно без грамотной городской стратегии. У Москвы уже есть перспективы стать хабом для иностранных пациентов благодаря этим факторам:

  • Ценовое преимущество (до 25 раз дешевле, чем в США);
  • Выгодная географическая доступность (~40% мира могут добраться до Москвы в пределах 5 часов);
  • Короткое время ожидания (от подачи запроса до госпитализации меньше 10 дней);
  • Качество услуг (аккредитованные клиники с самыми высокими показателями безопасности лечения);
  • Специализация (топовые направления: онкология и лучевая терапия, ЭКО, ЛОР-хирургия, кардиология и сосудистая хирургия, офтальмология, ортопедия и травматология);
  • Превосходный опыт пациентов (уровень удовлетворённости пациентов в Москве превышает 90%);
  • Личная безопасность (Москва занимает высокий уровень в рейтинге самых безопасных городов мира).
  • Сервис и гостеприимство (половину пути пациента займёт сервисная часть: трансфер, уютный отель, хорошие рестораны и т.д.)

Что делается уже сейчас и каковы дальнейшие шаги?

Крупные компании уже делают попытки занять долю в сфере въездного медицинского туризма. Например, ВТБ в мае 2025 года запустил проект «ВТБ Медицина», который направлен на привлечение пациентов из стран СНГ и других дружественных государств, которым для въезда в Россию не нужна виза. Было заключено соглашение с правительством, чтобы медицинские учреждения получали больше иностранных пациентов. Работа ведётся как с государственными, так и с частными мед. учреждениями.

Тем не менее, если Россия хочет стать мировым игроком на рынке медицинского туризма, поддержка государства просто необходима. Должна быть создана программа медицинского экспорта на государственном уровне, поскольку сейчас учреждения пока сфокусированы на пациентах ОМС.

-2

Как это работает в других странах?

Беларусь

Медицинский туризм в стране работает более 15 лет, а в 2023 году признан официальным видом туризма. Его значимость была закреплена Программой социально-экономического развития Беларуси. Основные направления для медицинского экспорта - страны СНГ и Евросоюза (после введения безвиза для граждан 36 европейских государств). За прошлый год Беларусь заработала 49 млн долларов на мед. туризме.

Ключевые направления:

  • Трансплантология и онкология;
  • Пластическая хирургия;
  • Акушерство;
  • Нейрохирургия и кардиохирургия;
  • Профилактическое лечение и восстановление.

Особое внимание уделяется коммуникации с пациентами после прохождения лечения, ведь имидж страны по качеству мед. услуг формируется после того, как человек уехал. Пациент должен понимать, что его не бросят, и в случае чего он всегда может задать вопрос врачу.

На World Atomic Week идёт обсуждение возможностей для медицинского туризма в России
На World Atomic Week идёт обсуждение возможностей для медицинского туризма в России

Турция

Сейчас Турция входит в топ-10 стран по медицинскому туризму. Этим направлением на государственном уровне начали заниматься с 2012 года, и, как результат, за медицинскими услугами сюда ежегодно приезжают сотни тысяч пациентов, а в 1-м полугодии 2025 года страна установила рекорд: было обслужено более 1 млн пациентов и получено 3 млрд $ выручки.

Ключевые направления:

  • Пересадка волос;
  • Пластическая хирургия;
  • Стоматология;
  • Онкология и гематология;
  • Ортопедия, травматология и протезирование;
  • Нейрохирургия и интервенционная радиология;
  • Трансплантация органов (почки, печень, костный мозг).

Разумеется, большую роль в успехе программы играют сами врачи: многие специалисты имеют международный опыт, проходили стажировки в Европе и США. Также, прочная цифровая экосистема создаёт прочную основу для развития экспорта мед. услуг: все результаты (из государственных и частных клиник) идут в общую государственную базу данных, где хранятся 10 лет.

Турецкие клиники не останавливаются на достигнутом, и постоянно работают над улучшением сервиса. Например, в международных аэропортах есть пункты приёма иностранных пациентов, а также в планах создать в аэропортах пункты экспресс-чекапа, т.к. это одна из самых популярных услуг.

Клиника в Турции, которая ежегодно принимает тысячи пациентов
Клиника в Турции, которая ежегодно принимает тысячи пациентов

Заключение

У нашей страны есть все шансы стать брендом «Россия - страна для медицинского туризма». Для этого нужно выбрать специализации, где мы - лучшие, и это давать миру. Не лишним будет изучить успешный опыт других стран и внедрить самые успешные практики. Но без широкой государственной поддержки это всё невозможно, т.к. в России число государственных медицинских учреждений преобладает над частными, и сама система здравоохранения сфокусирована в первую очередь на пациентах ОМС.