Осенью 1941 года в районе деревни Лужно Демянского района Ленинградской области состоялся ряд боев с участием танков КВ из танковых частей 11-й армии Северо-Западного фронта. О боях танков из 103-го отдельного танкового батальона 12 - 14 сентября 1941 года в районе деревень Белый Бор и Ямник пойдет речь ниже.
Районом Лужно немцы овладели 9 сентября 1941 года после прорыва немецкой
19-й танковой дивизии. Позже будет отдельная запись о бое танков КВ из 87-го отдельного танкового батальона с прорвавшимися немецкими танками в Лужно.
В связи с угрозой выхода противника к Октябрьской железной дороге на этом участке фронта на станцию Валдай пришлось срочно отправлять резервы Ставки. И в их числе на Северо-Западный фронт поехал 103-й отдельный танковый батальон тяжелых танков, который начал формирование 4 августа 1941 года по штату № 010/54 на базе личного состава переформируемых в районе Кубинки дальневосточных танковых дивизий, а также экипажей танков КВ, которые прибыли из Ленинграда в составе двух маршевых танковых рот.
Формирование этого батальона тяжелых танков, который по штату должен был иметь 15 танков КВ и три легких бронемашины БА-20, был поручено бывшему командиру батальона тяжелых и средних танков 203-го танкового полка 101-й танковой дивизии Западного фронта майору Боеву Сергею Герасимовичу.
Уже 9 сентября 1941 года поступил приказ об оправке 103-го отдельного танкового батальона на фронт. В 23.00 9 сентября батальон сосредоточился на станции Кубинка для погрузки в эшелоны (15 танков КВ, три БА-20, 24 автомобиля, три трактора ЧТЗ и два мотоцикла; 180 человек личного состава). В 24.00 часа того же дня в состав батальона прямо на станции была дополнительно включена танковая рота из 10 танков Т-34 (личный состав - 43 человека).
Уже к 9.30 следующего дня 103-й ОТБ полностью погрузился в два эшелона и был отправлен на Северо-Западный фронт, где в окрестностях станции Валдай должен был стать основной ударной силой формируемой там Ставкой ВГК механизированной группы для контрудара на старорусском направлении. Однако сформировать эту группу из двух танковых батальонов и мотоциклетного полка не удалось, так как прибывшие 11 сентября 1941 года на станции Валдай и Добывалово танковые резервы командующим Северо-Западным фронтом генералом Курочкиным были немедленно использованы для затыкания дыр на всем правом фланге своего фронта. Подробно об этом и о фактической гибели в первом же бою в полосе 27-й армии другого прибывшего из резерва танкового батальона я уже ранее писал в одной из предыдущих записей.
Из 103-го отдельного танкового батальона для действий на демянском направлении в полосе 27-й армии была выделена 1-я танковая рота из семи танков КВ под командованием лейтенанта Азобкова. О её действиях я также уже ранее рассказывал. Ссылка будет внизу.
Оставшиеся «...две роты с 16-ю танками» 103-го ОТБ были включены в войсковую группу генерал-майора Ксенофонтова, которая действовала в полосе 11-й армии Северо-Западного фронта, и должны были вместе с 46-м стрелковым полком 84-й стрелковой дивизии перерезать дорогу Лычково - Красея в районе деревни Ямник.
Здесь стоит отступить чуть в сторону и упомянуть о общем количестве танков
КВ-1 в 103-м отдельном танковом батальоне. Согласно информации из его журнала боевых действий батальона, 9 сентября 1941 года батальон прибыл на станцию погрузки Кубинка, имея в наличии 15 танков КВ.
Однако с завода танки убывали ротными комплектами по семь танков. Судя по
упомянутым в документах заводским номерам некоторых танков КВ, в состав 103-го отдельного танкового батальона попали две роты по семь танков, которые были отправлены из Ленинграда 3 и 5 августа 1941 года (заводские номера М-4949 - М-4962).
Это подтверждает и конкретная информация о численности танков. 7 танков КВ убыло вместе с ротой Азобкова и еще 7 танков КВ действовало в районе деревни Ямник с командиром батальона майором Боевым.
Вероятно, данное разночтение возникло из-за того, что в районе станции Дворец в состав 103-го отдельного танкового батальона был включен и последний танк КВ-1 с заводским номером М-4896 из 87-го отдельного танкового батальона, который уцелел после боя 9 сентября 1941 года в районе Лужно.
Также по всей видимости в состав 103-го отдельного танкового батальона поступили самые первые неэкранированные танки КВ-1 с усиленной до 90 мм броней башни. Эти танки были выпущены еще в конце июля 1941 года и окончательно приняты Военпредом на Кировском заводе 1 и 2 августа 1941 года.
Материальная часть подбитого в деревне Ямник танка КВ-1, который мы видим на снимках в этой записи, полностью подтверждает эту версию, так как на башне этого танка еще отсутствуют вырезы в броне под бортовыми смотровыми приборами для улучшения обзорности около танка, а также планка-пулеотбойник. Кроме того, у этого танка еще отсутствуют броневые планки для защиты погона башни с боковых проекций.
Вечером 11 сентября 1941 года командир 103-го ОТБ майор Боев получил приказ с двумя оставшимися у него танковыми ротами совершить марш из района станции Валдай через станцию Дворец (примерно 20 км к западу от города Валдай) в район деревни Долгие Горы (примерно 12 км к юго-западу от станции Дворец).
К утру следующего дня 12 сентября танковые роты 103-го ОТБ сосредоточились в лесу около деревни Долгие Горы. В 9.30 командир мехгруппы подполковник Ермаков приказал командиру батальона двигаться дальше на запад и занять выжидательные позиции в районе деревни Муры (примерно 16 км к западу от деревни Долгие Горы) для возможных действий в западном и юго-западном направлении. Вперед была выслана разведка из трех танков Т-34, так как было неизвестно где находиться линия фронта, потому что назначенная для её обороны 84-я стрелковая дивизия к 12 сентября еще не вышла в свои районы обороны.
К середине дня 12 сентября 1941 года 7 танков КВ-1 и 9 танков Т-34
сосредоточились в районе деревни Муры. Еще один танк Т-34 оставили на ремонт в деревне Долгие Горы, так как его экипаж как то умудрился прострелить ему двигатель из пулемета. Далее подполковник Ермаков вместе с командованием 103-го отдельного танкового батальона уточняли из деревни Кипино (2 км к юго-западу от деревни Муры) линию обороны противника, которая обнаружилась в деревне Белый Бор.
Своих частей при этом, видимо, обнаружено не было, поэтому на это направление был перенаправлен свежесформированный на базе отдельного разведывательного батальона 84-й моторизованной дивизии 46-й стрелковый полк только что восстановленной в окрестностях города Валдай 84-й стрелковой дивизии, который был вооружен в основном только винтовками («...полк вступил в бой в составе 1786 человек личного состава обеспеченного полностью винтовками, остального оружия имелось недостаточно»). Первоначально этот полк по дивизионному приказу от 11 сентября предполагалось развернуть к северу от станции Лычково.
С подходом пехоты командир 103-го отдельного танкового полка получил приказ с исходных позиций в районе деревни Володиха атаковать и овладеть деревней Белый Бор. В 17.30 вечера 13 танков батальона (три Т-34 остались в резерве, из них два танка позже генерал Ксенофонтов отправил на другой участок фронта), в том числе все танки КВ, пошли в атаку на Белый Бор.
В ходе первого боя от врага была освобождена деревня Белый Бор. По сведениям из Журнала боевых действий 103-го отдельного танкового батальона, танкистами было уничтожено шесть 37 мм противотанковых пушек, восемь 75 мм пушек, четыре минометные батареи, четыре автомашины, четыре бронемашины и до 250 человек вражеской пехоты из 6-го пехотного полка 30-й пехотной дивизии, а также в бою было сожжено три вражеских танка. Кроме того, было захвачено много снарядов и винтовок, пять автомашин и три штабных автобуса.
К сожалению, без собственных потерь тоже не обошлось. В бою были подбиты, но смогли после атаки вернуться на сборный пункт два танка КВ и два танка Т-34. Еще один танк Т-34 сгорел на поле боя, а один танк КВ прорвался в глубину обороны 30-й немецкой пехотной дивизии и пропал без вести.
На следующий день 13 сентября 1941 года танки 103-го отдельного танкового батальона (четыре КВ и четыре Т-34) с пехотой 46-го стрелкового полка вновь атаковали на деревню Ямник, однако продвинуться пехоте под вражеским пулеметным огнем удалось только до северного берега реки Лужонка в 300 метрах к северо-востоку от Ямника.
Нашими танками в этом бою было уничтожено еще два вражеских 37 мм противотанковых орудия, шесть 75 мм орудий, четыре минометные батареи, две бронемашины, две автомашины с боеприпасами и до 100 человек немецкой пехоты.
На сборный пункт после этого боя вернулись три танка КВ и три танка Т-34. Еще один танк КВ опять же по информации из вышеупомянутого Журнала боевых действий на поле боя «...подорван - сгорел», а танк танк Т-34 пропал без вести. По итогам двух дней боев, кроме двух безвозвратно потерянных танков КВ, еще три танка КВ из 2-й роты 103-го отдельного танкового батальона требовали заводского ремонта, так как в батальоне, кроме одной ремонтной летучки типа Б на базе грузового автомобиля ЗИС-6, никаких собственных ремонтных мощностей не было.
На следующий день 14 сентября 1941 года пехота 46-го стрелкового полка вновь атаковала на деревни Ямник, Ильина Нива и Лужно, однако из-за сильного артиллерийского и пулеметного огня заметно укрепившего свою оборону противника продвинуться не удалось совершенно. Танки 103-го ОТБ в этот день вновь пытались атаковать на деревню Ямник. К сожалению, эта атака также «...особых результатов не дала».
По количеству участвовавших в бою 14 сентября танков в имеющихся документах есть разночтения. По информации из Журнала боевых действий 103-го ОТБ в атаке участвовало всего три танка Т-34, которые уничтожили два противотанковых орудия, две минометные батареи, два крупнокалиберных пулемета и до 50 человек вражеской пехоты. Два танка Т-34 были повреждены вражеским огнем, но смогли вернуться на исходные позиции, а один Т-34 сгорел на поле боя.
Из числа экипажей этих танков четыре танкиста были ранены, а еще трое погибли - командир роты танков Т-34 лейтенант Осипов Леонид Осипович, механик-водитель красноармеец Филипповский Михаил Константинович и башенный стрелок красноармеец Бильчик Алексей Иванович. Лейтенант Осипов и красноармеец Филипповский в Книге погребений 103-го отдельного танкового батальона числятся похороненными в могиле в полукилометре от деревни Володиха около дороги.
Однако по сведениям из оперативной сводки 84-й стрелковой дивизии за 14 сентября в бою в этот день на участке 46-го стрелкового полка принимали участие и танки КВ - "«...В 12.00 14.9.41 г. при атаке наших танков на цели противника в районе Ямник, танк Т-34 подбит, танк КВ заклинила башню. Оба танка в движении застряли во рву южнее надписи Лужонка. Последние взорваны противником. 4 человека пропали без вести, остальные вернулись». В середине декабря 1941 года была предпринята попытка эвакуировать, видимо, этот танк Т-34, которая окончилась грандиозным взрывом.
Возможно, именно вышеупомянутые «...застрявшие во рву» танки КВ-1 и Т-34 видны на вышеприведенном снимке, по которому, к сожалению, у меня нет никаких привязок. Видимая на снимке материальная часть этих танков данной версии не противоречит, но по этим танкам есть вариант даже по более поздним боям собственно 103-го отдельного танкового батальона, не говоря уже о вариантах по другим танковых частям других фронтов.
15 сентября 1941 года распоряжением командующего 11-й армией танки двух рот 103-го отдельного танкового батальона, оставив в резерве командира 84-й стрелковой дивизии генерал-майора Фоменко два танка Т-34, начали выводить в район станции Любница (примерно 20 км от деревни Ямник) для ремонта либо отправки на завод. К концу этого дня пять танков КВ и пять танков Т-34 туда и сосредоточились.
В Журнале боевых действий 103-го ОТБ в записи за 15 сентября 1941 года указано, что батальон в боях в районах Белый Бор и Ямник безвозвратно потерял сгоревшими на поле боя один танк КВ и два танка Т-34, а еще один танк КВ и один Т-34 пропали без вести. Еще 10 танков нуждались в ремонте, а «...о командире батальона майоре Боеве известий нет».
В записи за 17 сентября 1941 года повторена информация о том, что не сведений о командире батальона, и добавлено, что «...о трех экипажах КВ известий нет». Эта же информация продублирована и в записи от 18 сентября.
Таким образом получается, что в боях 12 - 14 сентября 1941 года 103-й отдельный танковый батальон в боях за Ямник потерял безвозвратно на территории противника три танка КВ-1. А в пять выведенных на ремонт танков КВ из состава 2-й роты батальона включен вышеупомянутый экранированный танк КВ-1 из 87-го отдельного танкового батальона, который даже сфотографировал прибывший на это участок фронта корреспондент одной из московских газет.
Информация о трех пропавших без вести в боях за Ямник танках КВ подтверждается и записями из Книги погребений 103-го ОТБ. Всего как погибшие и пропавшие без вести 14 сентября 1941 года в районе деревни Ямник Лычковского района Ленинградской области в ней числятся 23 танкиста. Из которых 18 танкистов учтены как пропавшие без вести. В числе пропавших без вести был и командир батальона майор Боев Сергей Герасимович. И адъютант старший батальона лейтенант Левитин Рувим Соломонович, который ранее служил в 9-м танковом полку 5-й танковой дивизии и, скорее всего, прибыл в батальон с одной из отправок танков КВ из Ленинграда. Числятся пропавшими без вести командир танкового взвода воентехник 2 ранга Деревцов Федор Иванович и командир танка лейтенант Сериков Иван Кондратьевич.
В подписи к одному из приведенных в этой записи фотоснимков содержалась информация о возможных обстоятельствах его последнего боя на улицах деревни Ямник - Dieser Koloss fuhr durch den PKW in Alischenka breit, erst auf dem
Rückweg konnte eine 5 cm PAK in Imnik aus 10m Entfernung eine Raupe
zerschlagen. Этот танк в глубине вражеской обороны доехал до деревни Алешонка, раздавил там вражеский автомобиль, а при возвращении обратно немецкое 50 мм противотанковое орудие с очень близкого расстояния сбило ему гусеницу на улице деревни Ямник, после чего было смято танком. Скорее всего, произошло это в первый день боев 12 сентября 1941 года.
Застрявшие в реке Лужонка 14 сентября 1941 года танки немцы также подтверждают. Только в книге-истории 30-й пехотной дивизии говориться о трех застрявших танках - «...а 3 танка застревают в р. Лужонка при попытке переправиться. Эти танки, брошенные экипажами будут уничтожены саперами с наступлением темноты».
Также нужно заметить, что подбитые 12 сентября 1941 года в деревне Белый Бор три вражеских танка принадлежали 19-й немецкой танковой дивизии, танковые подразделения которой вместе с частями 30-й пехотной дивизии участвовали в обороне в районах деревень Ямник и Лужно.
Пока на этом всё. Исправления и дополнения приветствуются. И здесь нужно сказать большое спасибо всем товарищам, которые в свое время поучаствовали в разбирательствах с этой темой.
Если данная информация была интересна, то прошу ставить палец вверх для продвижения канала. Кто еще не подписался на канал, то обязательно
подпишитесь. Подписывайтесь также и на мой Телеграм-канал: t.me/kniga_pro_kv
Оригинал текста опубликован в моем Живом Журнале (https://iam-krasnoyarsk.livejournal.com/62290.html). Публикуется со значительными дополнениями.
Список источников:
1. Сайт Тяжелые танки КВ (kv1ehkranami.narod.ru);
2. Документы 84-й стрелковой дивизии и 103-го отдельного танкового батальона (ЦАМО РФ, сайт Память народа, ОБД Мемориал);
3. Документы 30-й пехотной дивизии (NARA);
4. Форум РККА (vif2ne.org/rkka);
5. Аукционы eBay.
Записи о действиях танкистов из 103-го и 116-го танковых батальонов на демянском направлении в полосе 24-й армии Северо-Западного фронта в сентябре 1941 года:
Танки КВ в завершающих боях неудачной операции под Демянском
В боях под Демянском. Атака 116-го отдельного танкового батальона.