Найти в Дзене
Антикварная Кубань

Как казаки предавали своих атаманов

Оглавление

Привет, друзья! Сегодня я хочу поговорить о теме, которая многим покажется неудобной, даже кощунственной. Ведь казаки — это же символ свободы, чести, верности слову и православной веры! В народном сознании они — лихие наездники с чубами, верные царю и отечеству, непокорные, но справедливые. Их воспевали в песнях, романах, фильмах. Их ставили в пример как образец патриотизма и воинской доблести.

Изображение казачьего атамана.
Изображение казачьего атамана.

Но давайте на минуту отложим романтику и взглянем в глаза исторической правде. Потому что за легендой о «вольной вольнице» скрываются мрачные, порой постыдные страницы, где казаки не только не защищали своих атаманов — они сами их предавали, выдавали врагам, продавали за деньги или из страха.

Да, это было. И это — часть их истории. Не менее настоящая, чем подвиги Ермака или Платова.

Казаки — не святые, а люди

Прежде всего, важно понять: казачество — это не монолит, не идеализированная каста героев. Это социальная группа, жившая по своим законам, но подверженная тем же страстям, что и все люди: страху, жадности, зависти, трусости, стремлению к выживанию.

Казаки были вольными, но не беспринципными — хотя порой граница между этими понятиями стиралась. Их главный закон — выгода общины. Если атаман вёл за собой на верную гибель, если его бунт грозил уничтожением всего войска, казаки не колеблясь жертвовали лидером ради спасения себя.

И таких случаев — множество. Давайте рассмотрим самые яркие.

Изображение атамана Северина Наливайко
Изображение атамана Северина Наливайко

Предательство Северина Наливайко (1597)

Один из первых крупных бунтов запорожского казачества против Речи Посполитой возглавил Северин Наливайко — выходец из мещан, бывший служилый казак у князя Острожского. В 1594 году он перешёл на сторону нереестровых (вольных) казаков и был избран их гетманом.

Его восстание охватило всю Правобережную Украину. Казаки жгли шляхетские маёнтки, громили костёлы, убивали евреев-арендаторов — всё это в точности, как позже опишет Гоголь в «Тарасе Бульбе». Но в марте 1596 года произошла битва у Острого Камня под Белой Церковью.

И здесь началось предательство. Реестровые казаки — те, кто состоял на службе у польского короля и получал жалованье — перешли на сторону поляков в самый критический момент. Остатки армии Наливайко отступили к Лубнам. Окружённые, голодные, без надежды на прорыв, казаки собрали круг. И приняли решение: выдать Наливайко полякам, чтобы спасти себя.

Так свои же сдали гетмана. Его отправили в Варшаву, где устроили показательный суд. Его пытками вырывали признания, но он молчал. 21 апреля 1597 года ему отрубили голову на глазах у толпы. А казаки, выдавшие его, — получили помилование.

Изображение атамана Степана Разина
Изображение атамана Степана Разина

Падение Степана Разина (1671)

Степан Разин — один из самых известных атаманов в истории. Его поход «за зипунами» (за свободой) стал легендой. Но конец его был позорным для тех, кто его предал. К 1671 году восстание Разина захлестнуло Поволжье. Его отряды грабили города, казнили воевод, жгли усадьбы.

Но Дон, откуда он вышел, начал бояться мести Москвы. Царь Алексей Михайлович направил на Дон карательные полки. Угроза полного уничтожения донского войска нависла над всеми. И тогда войсковой атаман Донского войска Корней Яковлев — давний противник Разина и верный слуга царя — организовал захват бунтаря.

4 апреля 1671 года в Кагальницком городке (ныне станица Кагальницкая, Ростовская область) донские казаки схватили Степана и его брата Фрола и передали их московским воеводам. Интересно: Разин не сопротивлялся. Он, видимо, понимал — его предали свои.

12 июня его привезли в Москву. На допросах, несмотря на жесточайшие пытки, он не выдал никого. 16 июня 1671 года его казнили на Красной площади: четвертовали живьём. А донские казаки? Их простили. Более того — Яковлев остался атаманом.

Портрет атамана Ивана Болотникова
Портрет атамана Ивана Болотникова

Выдача Ивана Болотникова (1607)

Многие спорят: был ли Болотников казаком? Источники разнятся. Но ряд летописей и дипломатических документов (включая донские грамоты) называют его «атаманом донских казаков». Он служил у крымского хана, был сторонником Самборского Лжедмитрия, а затем возглавил крестьянско-казачье восстание в Смутное время.

Его армия осадила Москву, дошла до Калуги, Тулы. Но к осени 1607 года силы иссякли. В Туле, блокированной царскими войсками, начался голод, эпидемии, внутренние распри. И тогда казаки из отряда Болотникова (по одним данным — донские, по другим — «черкасские», то есть запорожские) тайно вели переговоры с царём Василием Шуйским.

20 октября 1607 года они выдали Болотникова и других лидеров — Хлопка, Гришку Отрепьева (не Лжедмитрия!), — в обмен на помилование. Болотникова отправили в Белозерск, где его утопили в мешке в озере. Его собственные казаки спасли себя ценой жизни атамана.

Портрет атамана Кондратия Булавина
Портрет атамана Кондратия Булавина

Булавин и внутренний переворот (1708)

Кондратий Булавин — атаман Донского войска, поднявший восстание против Петра I из-за рекрутских наборов и посягательств на казачью вольницу. В мае 1708 года он осадил Черкасск — столицу Дона. Войсковой атаман Лукьян Максимов и старшина держали оборону.

Булавин взял в заложники братьев Поздеевых — влиятельных старшин — и потребовал выдачи Максимова. И что произошло? Часть черкасских казаков, включая брата заложников, схватила Максимова и старшин и выдала их Булавину. Максимова и его приближённых казнили, имущество разграбили. Булавин стал новым атаманом.

Но уже через несколько дней те же казаки, что предали Максимова, начали тайно советоваться, как схватить Булавина и выдать его в Азов! Почему? Потому что поняли: Булавин ведёт их к гибели. Петровские войска уже шли на Дон. В итоге Булавин был убит в своём доме в Черкасске — своими же. По одной версии — застрелился, по другой — его уничтожили казаки.

Портрет бунтовщика Емельяна Пугачева.
Портрет бунтовщика Емельяна Пугачева.

Пугачёв и яицкие казаки (1774)

Емельян Пугачёв — последний великий бунтарь-казак. Он объявил себя Петром III, поднял Яицкое войско, захватил Оренбург, Казань. Его восстание стало крупнейшим в истории Российской империи. Но к осени 1774 года повстанческая армия была разбита. Пугачёв бежал на Урал. Его соратники начали метаться в поисках спасения.

И тут произошло самое циничное предательство. 19 сентября 1774 года яицкие казаки из его ближайшего окружения — Чёрный Яр, Перфильев, Творогов — схватили Пугачёва в степи под Уральском и продали его царским генералам за деньги. Да, именно за деньги. В рапортах генерала Михельсона прямо сказано:

«Казаки сдали Пугачёва за обещанное им вознаграждение».

Пугачёва доставили в Москву. На допросах он вёл себя с достоинством. Но 10 января 1775 года его казнили на Болотной площади: отрубили голову и четвертовали тело. А предатели? Некоторые получили награды, другие — амнистию. Никто не был наказан. Да и свои казаки не расправились с ними за предательство.

Почему это происходило

Ответ прост: казачество было коллективом выживания. Их девиз — не «честь превыше всего», а «спасение войска превыше атамана». Когда атаман становился угрозой для общины, его жертвовали. Это не всегда было жестоко — иногда это было рационально.

Особенно когда на кону стояло уничтожение всего войска, как в случае с Разиным или Пугачёвым. Казаки не были идеалистами. Они были прагматиками. Их верность была условной — пока атаман вёл к победе. Как только путь вёл к гибели — круг решал иначе.

А где же честь

Она была — но в другом контексте. Честь казака — в верности товарищам по походу, в мужестве в бою, в непокорности чужакам. Но не в слепом следовании атаману до конца. Их система управления — круг — подразумевала коллективную ответственность. Атаман избирался — и мог быть смещён. Даже убит. Это не предательство — это механизм самосохранения.

Сегодня мы склонны идеализировать прошлое. Но история казачества — это не только подвиги, но и предательства, не только верность, но и расчёты, не только свобода, но и страх. И в этом нет позора. Позор — в отрицании правды. Казаки были людьми. Они ошибались, боялись, продавали, предавали. Но они же строили города, защищали рубежи, рождали культуру.

Их история — сложная, противоречивая, настоящая. И именно поэтому она стоит того, чтобы её знать — без прикрас и без оправданий. Спасибо, что прочитали! Делитесь статьёй, пишите в комментариях: как вы относитесь к таким эпизодам? Считаете ли вы, что предательство ради спасения общины — оправдано? До новых встреч! От вас подписка, лайк и репост!