Найти в Дзене

Памяти Анатолия Вапирова

Ушел Анатолий Вапиров, ветеран советского джаза. В наибольшей степени для не специфически джазовой аудитории его имя связано с Сергеем Курёхиным, для которого сотрудничество с Вапировым было путем на официальную советскую сцену. Даже попав в тюрьму в СССР в начале 80-х, Анатолий не прекратил своей музыкально-педагогической работы (до заключения он преподавал в Ленинградской консерватории саксофон), его тюремный биг-бэнд победил на конкурсе тюремных джазовых коллективов (по его собственному рассказу мне)!
Знакомство наше состоялось по телефону. Я где-то раздобыл его телефонный номер и примерно в 1981-1982 гг, еще до знакомства с Курёхиным, позвонил ему, представился и попросил о продвижении. Анатолий Петрович выслушал меня, предложил мне со своим квартетом приехать в Питер и порекомендовал Александра Кана, организатора, "приезжайте к нам в Клуб современной музыки, мы вас заслушаем!". Помню, что на концерт трио Ганелина в Ленинграде в ДК Гааза Владимир Петрович провел меня, начинающего музыканта, сказав мне фамилию кого-то из музыкантов его квинтета для списка на входе. В определенной степени моя собственная новоджазовая карьера состоялась благодаря тому, что Вапиров попал в тюрьму. Сергею Курехину нужен был саксофонист-фронтмен, и он выбрал на время заключения Вапирова меня. А вот когда Вапиров освободился, я на время для Курехина ушел в запас. На свой прощальный концерт, перед отъездом в Болгарию на ПМЖ, Вапиров пригласил меня с ТРИ"О". Помню, что концерт проходил в ДК Пищевиков на улице Правды, перед которым стоял памятник В.И. Ленину (с брюшком, Ленин представлялся там как пищевик!). В концерте принимал участие "Колесо" (трубач Валерий Колесников из Донецка), Курехин, Цой, Африка и другие музыканты и перформеры. Концерт состоялся при поддержке Ленинградского ТВ.
Кажется в 1988 состоялась знаменитая Поп-механика Сергея Курехина в Ленинградском университете в зале XII Коллегий, саксофонная группа которой состояла из Вапирова (тенор сакс), Владимира Резицкого (альт) и меня (баритон).
В следующий раз мы встретились уже в 1989 в Цюрихе на фестивале Советского Джазового Авангарда, куда Курёхин не поехал, я был приглашен в составе ТРИ"О" и еще в виде дуэта с Валентиной Пономаревой. Вапиров организовал биг-бэнд из участников и пригласил меня. Некоторые из музыкантов заартачились, предпочтя репетициям прогулки по Цюриху, но я радостно согласился. Программа, как обычно, назвалась "Память человеческая".
Владимир Петрович Вапиров был далек от радикальной эстетики свободной импровизации, отличался ОЧЕНЬ красивым полным ярким звуком своего тенор-саксофона. Как и Юрий Парфенов, он, имея высокий авторитет среди поклонников традиционного джаза, не чурался сотрудничества с новаторами. Татьяна Диденко как-то заметила, что Анатолий Вапиров среди персонажей Поп-механики и вообще всей авангардистской поздне-советской сцены очень выделялся, казался скорее Офицером Русской армии, в результате какого-то недоразумения оказавшимся в богемной разномастной среде.