Найти в Дзене
Дзынь-дзынь

Волгоград - город-герой

Дальше и писать ничего и не надо, главное уже сказано. Место, где состоялась самая крупная, самая кровопролитная и самая продолжительная битва. Сам город был сплошным фронтом, флангов не было. Мамаев курган – это святое место. Побывать здесь, увидеть воочию знакомые монументы – означает ощутить неразрывную связь с героическим прошлым своей Родины, с ее защитниками, ощутить себя малой частицей великой страны. Грандиозная статуя Родины-матери и глыба защитника Сталинграда, встающего из земли, – символы великой Победы, в одном ряду с ними стоят и скромные обелиски во всех городах и селах России. В братских могилах на Мамаевом кургане спят бойцы вместе со своими генералами и командармом Василием Чуйковым. После окончания боев захоронения были по всему городу. Проделана грандиозная работа по установлению личностей павших, и она продолжается до сих пор. Поднимаясь на вершину, проходишь мимо стен-руин. Они как дневник боев, написанный второпях, между разрывами бомб и залпами артиллерии. Каж

Дальше и писать ничего и не надо, главное уже сказано. Место, где состоялась самая крупная, самая кровопролитная и самая продолжительная битва. Сам город был сплошным фронтом, флангов не было. Мамаев курган – это святое место. Побывать здесь, увидеть воочию знакомые монументы – означает ощутить неразрывную связь с героическим прошлым своей Родины, с ее защитниками, ощутить себя малой частицей великой страны.

Грандиозная статуя Родины-матери и глыба защитника Сталинграда, встающего из земли, – символы великой Победы, в одном ряду с ними стоят и скромные обелиски во всех городах и селах России. В братских могилах на Мамаевом кургане спят бойцы вместе со своими генералами и командармом Василием Чуйковым. После окончания боев захоронения были по всему городу. Проделана грандиозная работа по установлению личностей павших, и она продолжается до сих пор.

Поднимаясь на вершину, проходишь мимо стен-руин. Они как дневник боев, написанный второпях, между разрывами бомб и залпами артиллерии. Каждый изображенный, каждая запись - не фантазия скульптора Евгения Вучетича, а реальный факт. Героизм в Сталинграде был способом существования, но и на его повседневном фоне потрясает подвиг человека-факела Михаила Паникахи.

Кажется, что все уже не раз видено и слышано, но всегда найдется и неизвестное. В середине сентября 1942 года, в самые страшные дни, когда Волга горела от разлившейся нефти и черный дым застилал солнце, в самую гущу боев переправлялись бойцы 13 гвардейской дивизии Александра Родимцева, уроженца Оренбургской области. Все слышали про сержанта Павлова, 58 дней оборонявшего один-единственный дом. Рядом стоял еще один дом, который отстаивала группа лейтенанта Заболотного, дом разрушен до основания, все защитники погибли.

А ближе к Волге стоит здание мельницы Гергарда, где находился узел обороны. Здание осталось невосстановленным как памятник прошедшей битвы, через оконные проемы уже виднеется Волга, но за Волгой для гвардейцев Родимцева земли не было. Сейчас дом Павлова – обычный жилой дом, восстановленный после войны. Интересно, ощущают ли жильцы ауру подвига?

Чувства от посещения Волгограда лучше всего выразить песней.

Не забывай те грозные года,
Когда кипела волжская вода,
Земля тонула в ярости огня,
И не было ни ночи и ни дня..
Сражались мы у волжских берегов,
На Волгу шли дивизии врагов,
Но выстоял великий наш солдат,
Но выстоял бессмертный Сталинград!