Бывают же города с такими красивыми именами! Не Энгельс какой, прости Господи, и не Ульяновск с Калининградом. Имя звенит хрустальным колокольчиком, а Гусь… Подождите, вы вообще знаете, почему Гусь? То есть, наверняка знаете или догадываетесь, что по имени речки, на которой стоит. Но что она, гусями была полна когда-то? Но ведь они все ими были полны, речки, которые текли через деревни. Так что нет, тут тоже всё красиво, если отвлечься от новомодных споров "чей язык": Гусь — созвучно понятию одного из древних здешних народов "еловый лес". А уж лесов вокруг Гусь-Хрустального да Гусь-Железного, что ниже по Гусю... Да по всему её речному пути. Одно слово — Мещёра!
Мещёрский лес и хрустальный колокольчик — ах, какая красота, да?)) Но это я уже потом навоображала, после знакомства с этим славным городом, а ехала-то, как большинство, на хрусталь со стеклом посмотреть в знаменитом музее. Только город Гусь-Хрустальный оказался куда больше своего главного музея. Вы вот знали, что он — столица? Не улыбайтесь иронично, пожалуйста. Он в самом деле такой —
Столица Мещёрского края
Края богатейших лесов, звонких рек, духмяного воздуха, зелёных мхов, диких зверей и комаров, которые как звери.
Вот только что ехал по городской улице — и вот уже в лесу до неба, а каждый шаг — на гриб бы не наступить. А если дом, так и калитка его — прямо в лес. Чудо!
В общем, придётся вам повторить: Гусь-Хрустальный — столица! Центральная усадьба национального парка "Мещёра" тут есть, в Гусь-Хрустальном. Он и сам при рождении в 1756 году назывался всего лишь усадьбой — усадьбой Гусевской фабрики.
То было время настоящих радетельных русских промышленников — "не то, что нынешнее племя" эффективных менеджеров и глав госкорпораций. Сегодня если и есть подобные основателю Гусь-Хрустального Акиму Мальцову, то до звания основателей городов им всё равно дойти не дадут…
Аким Мальцов и до Мещёры владел стекольным заводом. Под Москвой, в Можайском уезде. История того завода начиналась не с него, но с семейной легенды:
Жил в городе Рыльске купец Василий Мальцов. Было у него два сына – Васька Большой и Васька Меньшой (не спрашивайте, не знаю, как так, что трое Васек...), и помогали они оба отцу в торговом деле. В 1723 году "Большой" отправился с товаром на Казанскую ярмарку при Гжатской пристани, а когда вернулся оттуда, то похвалился дома не только барышом, но ещё и диковинкой – аршинной "стеклячкой" тростью зеленого цвета. Удивил отца. – "Откуда у тебя эдакая штуковина?"
Оказалось, познакомился сын на ярмарке с владельцами стеклянной фабрики Дружининым и Аксеновым, которые позвали его в "компанейщики". Молодой купец интерес в том деле учуял и не только согласился, но и задаток будущим совладельцам оставил. А они ему за это пожаловали знатный подарок - трость стеклянную.
Отец Василий Мальцов сына одобрил и на мануфактурное дело благословил.
С того стекольно-хрустальная империя Мальцовых и началась. Но ещё не Гусевская. На реку Гусь перевёл её тот самый Аким Мальцов, чей памятник по праву стоит в Гусь-Хрустальном у бывшего Георгиевского собора, а ныне — Музея хрусталя имени Мальцовых.
Музею рассказ будет отдельный, красивейший, сегодня же мы о "земном" — о городе. Так вот, в 1754 году серьёзное производство (не только стекольное) из-под Москвы попросили, озаботившись тотальной вырубкой лесов для заводских печей. Из-под Москвы попросили, а на реке Гусь, что по Владимирщине и Рязанщине течёт, в 1756-м приняли. Из самых известных — железоделательный завод Баташёвых в Гусь-Железном и хрустальный завод в Гусь-Хрустальном.
За 269 лет Гусевской завод и сам город пережили и великую славу, и великое забвение, к нынешнему дню первый — получив шанс не остаться лишь славой былой, а второй и вовсе — жить в статусе города промышленного, необходимого стране. Города, из которого перестанет массово уезжать молодёжь, а, оставшись, не будет бессмысленно просиживать жизнь с пивной банкой в руке. Именно в этом гусевскую молодёжь обвиняли ещё недавно (я много читала о городе), именно этого я сама не увидела, гуляя вечером по Гусь-Хрустальному. Именно о надеждах и перспективах молодых слышали мы от очень разных людей, включая очаровательного директора Краеведческого музея города (не путать с Музеем хрусталя и идти туда тоже — моя личная рекомендация). Держите эту мысль в уме, когда будете читать о городских достопримечательностях и смотреть на их фото. А то они, да своеобразные…
Стар золотник, да дорог!
Первым делом, конечно же, всегда идёт бывший Георгиевский собор, а ныне тот самый Музей хрусталя.
И в музей, и в его выставочный зал мы вернёмся, а пока обернёмся к нему задом, а к городской администрации — передом. О, какая! Ни в одном другом городе такой, пожалуй, нет, правда?
Но стоит вспомнить те дороги и тротуары, по которым передвигаешься в Гусь-Хрустальном, и понимаешь эпичное сочетание нынешней ипостаси здания и былой, времён дореволюционного расцвета городского хозяйства. Во времена, когда Гусь-Хрустальный стал основой Мальцовской империи, когда облик и славу его создавал внук Акима Мальцова Иван Сергеевич Мальцов, нынешнее здание было построено для городской богадельни. Вот уж воистину, история метко пошутила, давая повод нынешним гусевцам точить язык о богадельню-администрацию))
Не знаю, почему в городе нет памятника этому великому, не побоюсь этого слова, для русской истории человеку. Может быть, вы о нём слышали и без увязки с хрусталём, хотя именно его называли "некоронованным королём" русского хрусталя. В бытность свою дипломатом, в 1828 году Иван Сергеевич был назначен первым секретарём русской миссии в Тегеране. Той самой, Грибоедовской. Тогда он остался единственным выжившим и вернувшимся в Россию сотрудником русского посольства. Судьба… И судьба Гусь-Хрустального, который вряд ли без этого конкретного члена династии Мальцовых стал бы крепким промышленным городом.
Революция, а потом наши 90-е город, конечно, грохнули знатно. Но вот что интересно
Про большевизм и Гусь-Хрустальный
Памятник первым комсомольцам в городе стоит, и революция тут, само собой, победила как и везде. Но до сих пор помнят здесь деление рабочих на хрустальную "белую кость" и ткацкую "чёрную". И поговорка была:
"Хрусталь — для славы, текстиль — для денег"
Да, не стеклом единым жил Гусь-Хрустальный. При Иване Сергеевиче в стало тут и ткацкое производство.
Сегодня — глаза бы не глядели, только и ценишь как историческую "почти заброшку", а когда-то — ого! Только и быт стекловаров-стеклодувов отличался от ткацких, и зарплаты были разные, и вообще…
Вот, первым — "мальцовские домики", что построены были для хрустальщиков числом ашюж 425 штук. Сейчас стоят около 200, но всё равно — живой исторический город в городе. Строили их на двух хозяев, оттого — "мальцовские половинки". Селили рабочих по принципу: семья наставника — семья молодого. При каждой половинке — огород, своё хозяйство. Когда крепостное право отменяли, здесь и не качнулось ничего, так крепко на ногах стояли.
А это рабочие казармы ткацких.
И вот думайте: коли б каждому в той России рабочему по "половинке с огородом" да "книжка на отпуск харчей и других припасов" от завода, как на Гусевском хрустальном, то кому б тот Ленин с его переворотом и сдался! Вот стекольщикам того и не надо было, а ткацкие-бедняцкие поддержали переворот и возглавили.
Георгиевский собор Леонтия Бенуа порушили, вместо русской гордости — чистейшего ажурного хрусталя — в производство пошла дешёвая прессованная посуда да стеклянные пуговицы. Вот в Великую Отечественную завод обеспечивал фронт всем, что там стеклянного требовалось: и ампулы медицинские производил, и колбы для тормозов, и стекло для светотехники. С 50-х наладили работу, опять слава заиграла внутри страны и по международным выставкам.
Но в масштабе истории очень уж недолго это продолжалось, досоветскую гордость и после Советов вернуть в полной мере пока не удалось.
Нет, не утрамбовать мне рассказ
об этом небольшом городе в формат даже большой статьи. Столько всего ещё за кадром! Давайте по остальному пройдём чисто по-гидски, по-туристически. Прямо сейчас, дорогие мои, мы на площади Свободы. Тут вам и повсеместный Владимир Ильич, и символ города — гусь из фонариков, и возвращенные к жизни Торговые ряды.
Именно здесь теперь главный городской магазин — "Гусевской хрусталь", и ресторан "Мальцов", в который зазывают путеводители.
Но мы предпочли в соседнем здании куда более демократичную едальню "Чёрный кот" и ничуть не пожалели, будете в Гусь-Хрустальном, рекомендую: недорого, очень вкусно и до отвала!
На "короткой стороне" торговых рядов ещё один чудесный магазин — мечта туриста, у которого на хрусталь десятков тысяч нет, а любовь к стеклу есть.
На фото здесь только котики и кое-что с логотипом самого магазина, но это только одна грань. Какие именно здесь магниты на память! А гранёные стаканы и стопарики с цветным донышком, а посуда стеклянная расписная! Ну, вы и эту рекомендацию поняли))
Как Ленин от КПРФ отвернулся
Достопримечательнейший шедевр площади Свободы — дом за спиной у Ленина. Сейчас узнать невозможно, но это серое и облезлое нечто — бывший дом самих Мальцовых. И всё бы ничего, ну не сохранился, бывает, и так полный город сохранённого. Но если присмотреться…
Это в пару прям, а?! Администрация-богадельня и "слава КПСС", то есть, ныне КПРФ — какой антураж! Ах и ох! Сплошной восторг. Я бы именно в таком виде сохранила это место и не трогала)))
И серьёзно. Здесь же памятник Сергею Корсакову, известному земляку гусевчан, родившемуся в семье главного управляющего всеми именими и фабриками Ивана Мальцова. Русский врач-психиатр, учёный, автор классического "Курса психиатрии". Здесь же главный человек города от века и доныне — стеклодув.
Здесь и знаменитое Городское озеро — памятник природы. Близко не подошли, вовсю строится современная набережная. Вот вернёмся однажды, погуляем по ней, покатаемся на водном велосипеде прямо по творению всё того же Ивана Мальцова. Говорят, по этому искусственному озеру ещё и острова плавают. Как ветер — так плывут. Кто-нибудь из вас видел?
Гусь-Хрустальный православный
А как же? Какой русский город без церквей и часовен? Кому эта сторона жизни небезразлична, вам обязательно сюда — к Варваринской часовне.
Была здесь в 1765 году явлена икона святой Варвары Великомученицы, потому и появился этот храм. Окраина, дальше лес. Смотришь на красоту, пусть даже только из-за забора (открыта только во время служб), и не понимаешь, как руки поднимались устраивать здесь кондитерский цех, похоронную контору, а потом и вовсе гараж. Теперь вот — восстановленная всем миром. И строго охраняемая мохнатой насельницей)) Верьте, строго! Я проверяла))
Скромный Свято-Троицкий храм неподалёку от былых заводов и Стекольного рынка. Внутрь мне было уже поздно, но вокруг обихожено с такой очевидной любовью...
Православная общеобразовательная гимназия и целый комплекс рядом с ней — церковь Александра Невского, памятники чернобыльцам и воинам, исполнившим долг.
Больше сказать не могу, на этом мы с городом прощались. После чудесной ночёвки в милейшей гостевой квартире вместо дорогущей советской гостиницы мы уезжали в Судогду и Муромцево, а город провожал нас и...
...плакал. Хорошие были гости, благодарные. Встретившие в Гусь-Хрустальном гостеприимных, общительных и с чувством юмора людей, влюбившиеся в его "мальцовские половинки" (дорогие, говорят, потому что полтора века, а добротные), в звон его хрустальных колокольчиков и даже хрустальных восточных армуду.
Может, когда и увезу такие своим иорданским друзьям, вот удивятся-то русскому чуду!
Для самых заинтересованных "Гусь-Хрустальный в открытках и фотографиях начала ХХ века" с променада у Музея хрусталя. Мне было очень интересног сравнивать "было — стало"...
А продолжение следует. У нас ведь ещё здешний восхитительный хрусталь! Пока же великое вам спасибо за интерес, терпение, внимание к каналу и щедрые лайки статьям и автору!