«Ночь музеев», «Ночь библиотек», «Ночь искусств», «Ночь кино» – наверно вы слышали о таких акциях или участвовали в них.
А знаете ли вы о ежегодном экскурсионном флешмобе, который проходит в России и странах СНГ? Это тоже акция, когда одновременно стартуют бесплатные экскурсии, лекции, мастер-классы и встречи с интересными людьми. И всё это в основном происходит на улицах городов. У акции даже есть своё сообщество 👇
Конечно, есть и цель – помочь жителям и гостям страны по-новому взглянуть на города, узнать больше об истории, культуре и современных проектах, расширить свой туристический и культурный маршрут.
В 2025 году экскурсионный флешмоб прошёл в девятый раз.
Если вы узнали об акции только что, то вот небольшая историческая справка 👇
Родина экскурсионного флешмоба – красивый сибирский город Омск. Идею акции воплотил в жизнь Туристский информационный центр Омской области. Первый экскурсионный флешмоб состоялся 24 сентября 2017 года в Омске. Иногда флешмобы проходили в конце августа, но всё чаще организаторы выбирают сентябрь (когда школьники уже не на каникулах). Через пять лет география акции выросла в разы – в 2022 году к флешмобу присоединились районы Омской области и более 35 регионов России. В этом же году флешмоб получил получил статус «Всероссийской акции с международным участием» (благодаря участию Республики Беларусь и Казахстана).
Вообще, на мой взгляд, хорошая идея отделить экскурсионный продукт от музейного контекста и создать акцию с акцентом на экскурсии. Ведь бОльшая часть экскурсоводов работают с аудиториями вне стен музеев и других учреждений культуры. И эта тенденция усилилась в связи с упором государства на развитие внутреннего туризма.
По информации на 13 декабря 2024 года (это вроде пока самая свежая информация) – по данным Реестра экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков Министерства экономического развития РФ, количество аттестованных специалистов в России почти достигло 10 000 человек.
При этом эксперты отмечают, что подсчитать общее число экскурсоводов в стране сложно, так как их работа нередко охватывает несколько регионов.
А в этом году сообщалось, что в России наблюдается дефицит экскурсоводов-переводчиков, и к этой работе планируют привлекать студентов. Власти прогнозируют, что в ближайшие годы дефицит кадров для туристической отрасли составит почти полмиллиона человек.
Британец ведёт группу туристов из Америки по самым старым зданиям и замкам Англии. После очередной остановки у древнего здания, один из путешественников спрашивает: «Почему у вас все здания такие маленькие? У нас бы такой же дом был бы как минимум трёхэтажный!» — «Ну конечно, — отвечает гид, — это же здание психиатрической больницы».
Но вернёмся к экскурсионному флешмобу.
Проходит ли эта акция здесь – в Иркутске? Да.
В этом году Информационно-туристская служба Иркутска организовала её с привязкой ко Дню туризма – 26 сентября в 18:00. Это пятница. А по изначальной задумке организаторов старт в 12:00 в субботний день сентября, чтобы большему количеству людей было удобно присоединиться к акции. Народу, конечно, в вечер пятницы было меньше, чем днём в субботу. Но получилась красивая коллаборация с Днём туризма. Двух зайцев, так сказать: акция + праздник.
На скриншоте список бесплатных экскурсий, прошедших в эту пятницу.
Ну и давайте напишу, зачем, на мой взгляд, экскурсионный флешмоб нужен организаторам (организациям/экскурсоводам/партнёрам) и участникам (общественности).
Организаторы с помощью флешмоба:
- привлекают новых участников/клиентов;
- производят контент для маркетинга и PR: фото/видео/трансляции/ с флешмоба для соцсетей и СМИ, посты/репосты, презентации и отчёты.
- привлекают партнёров и спонсоров: возможность предложить совместные форматы с музеями, школами, турагентствами, НКО, брендами, интернет-сообществами.
- способствуют узнаваемости бренда/проекта/компании/города: флешмоб помогает выделиться на фоне конкурентов и закрепить позитивный образ маршрута/города.
- развивают командные навыки и компетенции: репетиции, координация, публичные выступления и организационные навыки участников.
- экспериментируют: тестируют новые форматы, маршруты и сценарии без значительных рисков.
- собирают и анализируют обратную связь от участников для новых идей.
- реализуют финансовый потенциал: хоть сами экскурсии бесплатные, насколько знаю, никто не запрещает продавать мерч или сопутствующие товары, сюда же добавим потенциальное спонсорство со стороны участников.
- делают вклад в развитие территориального бренда (улицы, района, города, страны).
С организаторами всё понятно. А нужно ли это людям?
Давайте посмотрим сначала на статистику флешмоба (её взяла из сообщества «Экскурсионный флешмоб» в VK):
2017 год – 30 экскурсий, 630 участников.
2018 год – 50 экскурсий, 960 участников.
2019 год – 70 экскурсий, 1300 участников.
2020 год – 210 экскурсий, 30 регионов, 3000 участников.
2021 год – 657 экскурсий, 32 региона, 6000 участников.
2022 год – 530 экскурсий, 43 региона РФ, 2 страны, 8600 участников.
2023 год – 466 экскурсий, 40 регионов РФ, 2 страны, 9000 участников.
Отдельно по Иркутску такой статистики не нашла, возможно, это закрытая рабочая информация или её надо официально запрашивать у администрации.
Количество предложений и охват аудитории, очевидно, растёт. Так почему люди идут на флешмоб? Напишу то, как это вижу я:
- бесплатное самообразование, приобщение к культуре и истории города, полезный досуг;
- контент в новых локациях для своих страниц в соцсетях, каналов, сайтов и пр.;
- желание поддержать всероссийскую акцию, чувство причастносности проекту;
- воспитательный эффект – пример детям, классу и т. д., что поддержка культурных инициатив нас самих делает инициативнее и культурнее;
- патриотическое воспитание – углубленное изучение истории малой родины/нового города/страны;
- поиск вариантов сотрудничества, спонсорства с организаторами для развития собственного бизнес-направления или личного бренда;
- в комментариях можете написать своё видение этих причин, я бы с интересом почитала!
Я бы с удовольствием присоединилась к флешмобу, но пока моя нога в бандаже якорем держит меня дома. За последние четыре года не пропустила ни одной «Ночи музеев».
Ну и что добавлю напоследок. Хотелось бы, чтобы в Иркутске и других городах информационная кампания акции проходила активнее. Как вариант, организаторам можно делать веерную рассылку афиши флешмоба по приёмным школ, техникумов и вузов, чтобы она упала в родительские чаты. Но не за два дня до акции, как я видела в некоторых источниках, а хотя бы за неделю. Думаю, у молодёжи надо формировать культуру посещения экскурсий как форму досуга – по аналогии с посещением кафешек и прогулок по паркам (да, я верю в радужных единорогов 🤣).
Расскажите, пожалуйста, знакомым, в чатах каких-нибудь, что есть такой всероссийский флешмоб, которому в следующем году 10 лет!)) Побудьте информационными спонсорами и источниками культурной информации 😁 Ну и следите за новостями акции в своих городах. Вдруг благодаря всем нам в следующем году юбилейный флешмоб побьёт все рекорды!