Найти в Дзене

ДРУГАЯ СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ. Притча о сепарации.

ПРЕДИСЛОВИЕ
Основная идея и смыслы притчи родились после одной терапевтической сессии. Я вдруг ясно увидела собственную динамику в образе рыбки, которая сама себя снова и снова насаживает на крючки зависимости.
Моя трактовка, конечно, не имеет ничего общего со знаменитой сказкой, но образы главных героев пришли именно из нее.
«Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу. Раз он в море закинул невод, — Пришел невод с одною тиной. Он в другой раз закинул невод, Пришел невод с травой морскою. В третий раз закинул он невод, — Пришел невод с одною рыбкой, С непростою рыбкой, — золотою».
(А.С.Пушкин) Увидал старик рыбку. Ослепила она его своим сиянием. Он такого раньше и не видывал. Рыбка махонькая, видно, только недавно из нереста вышла. Но недаром рыбка золотой зовется – свет от нее так и разливался. Почувствовал старик мощь да силу ее природную, хоть и мала еще была

ПРЕДИСЛОВИЕ

Основная идея и смыслы притчи родились после одной терапевтической сессии. Я вдруг ясно увидела собственную динамику в образе рыбки, которая сама себя снова и снова насаживает на крючки зависимости.

Моя трактовка, конечно, не имеет ничего общего со знаменитой сказкой, но образы главных героев пришли именно из нее.

«Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Раз он в море закинул невод, —

Пришел невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод,

Пришел невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод, —

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою».
(А.С.Пушкин)

Увидал старик рыбку. Ослепила она его своим сиянием. Он такого раньше и не видывал. Рыбка махонькая, видно, только недавно из нереста вышла. Но недаром рыбка золотой зовется – свет от нее так и разливался. Почувствовал старик мощь да силу ее природную, хоть и мала еще была рыбка. Захотел у себя оставить. Думал в банку посадить - пусть светит ему в лачуге вместо лампадки.

«Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

«Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь чем только пожелаешь».

(А.С.Пушкин)

Пожалел старик рыбку. Собрался было в море отпустить, да тут ветер задул, волны поднялись. Испугалась рыбка и сама к сети прильнула, чтобы у берега под защитой остаться. Прикрыл старик рыбку лодкой, да пошел к себе.

Вернулся старик в свою лачугу. Глаза закрывает, и видит, как золотые чешуйки на солнце переливаются, глаза слепят, солнечным блеском да ярким небом отражаются. Глаза открывает - а вокруг землянка ветхая, стены потрескались, осыпаются, паутина по углам, крыша течет. И старуха сварливая. Одна радость – на рыбку пойти посмотреть, ее сиянием полюбоваться, ярким светом глаза засветить, чтобы убогость окружающую не видеть.

Пошел старик на утро к морю. Рыбка под лодкой ждет, радуется, что ночь страшную пережила, старика благодарит. И не знает, что гроза стороной прошла, шторм далеко море бередил, а в этой бухте лишь ветер пошумел, слегка с волнами поиграл.

А старик уже рыбку отпускать не хочет. Говорит ей: «открытое море слишком опасно для такой крохи. Оставайся здесь, плавай себе неподалеку. Я неводы кругом раскидаю, да крючки острые поставлю. Ни одна акула и другая хищная рыба сюда не сунется. Плавай себе в удовольствие. А я буду приходить тобой любоваться. Будешь ты мне дороже старухи».

Так и зажили рыбак и рыбка. Хорошо, спокойно было рыбке в стариковой бухте. Далеко не отплывала, течений других не пробовала. Большой океан пугал ее своей мощью и неизвестностью. Старик часто рассказывал про страшных акул, которые никого не щадят. А когда приходил шторм, уносил рыбку подальше. Так и не узнала она, что после шторма море особенно красиво, а закат причудливо раскрашивает чешуйки смельчаков, что всплывают посмотреть на солнце.

Старик тщательно следил, чтобы неводы были целы, внимательно проверял каждый уголок сетей, которыми окружил бухту, чтобы другие рыбы сюда не заплывали. А рыбке и хорошо. Единственная в бухте. Хочешь – будь царицей сетей, хочешь - царицей всей бухты. И казалось ей, будто бухта ее очень хороша. Не надо океан переплывать и место свое искать. Вот же оно – надежное, безопасное. И ничего, что заводь у берега высыхает и болотцем попахивает. Зато своя, и, главное - старик рядом.

Не догадывалась рыбка – что цена ее спокойной безопасной жизни - свобода. Свобода быть собой и плыть в океан бескрайних возможностей.

Со временем старик стал сварливее старухи, да все чаще негодовал от жизни свой неудавшейся. Вот, бывало, бранятся они со старухой, али сети пустые вытащит – осерчает старик, будто молнии рвет и мечет. Море в тот момент мутнело. Страшно становилось рыбке. Спрятаться было негде. И казалось ей, будто только от нее настроение да счастье старика зависит. Со старухой ему тошно, а тут сходит к рыбке, сиянием ее полюбуется, глядишь - и улыбнется.

Много закатов и много восходов встретила рыбка в своей бухте. И однажды почувствовала она зов Великого Океана. Ведь рыбка не простая – золотая, а растрачивает себя на заводь болотистую, бухту неприметную.

Душа звала ее туда, где можно было встретить других прекрасных рыб, любоваться красотой кораллов, подниматься на поверхности и играть с лучами солнца, струящимися по воде.

Слышит рыбка голоса певучие, представляет себе острова далекие. Хочет выплыть из бухты, да не решается. Разгонится, подплывет к краю, где сетями огорожено, а там море темнее, глубже. Кажется море бурное, море опасное. Море требует решительных действий, самостоятельных решений – нет времени оглядываться и ждать от старика подмоги. Большой океан не щадит тех, кто не готов. Пугалась рыбка и отплывала к другому краю. Так и кружила она по своей бухте, думая, что двигается, хотя на самом деле стояла на месте.

Проходил однажды мимо той бухты косяк летучих рыб. Посмотрела на них наша рыбка с восхищением – неужели можно летать, даже если ты не птица! Захотела она также над водой подняться, на солнце искриться-переливаться. Взглянула рыбка на себя и испугалась. Чешуйки ее, оказывается, со временем почернели, болотистой тиной покрылись и сияние их померкло.

Бросилась было рыбка за уходящим косяком летучих рыб. А внутри сердце неспокойно. Да как же старика оставить? А коли умрет без нее с горя, без сияния ее животворящего? Мечется рыбка. Выплыть из бухты хочет, через сети прорваться, да на крючки каждый раз напарывается. По открытой ране еще больнее острые края вонзаются, сердце ее в клочья разрывая.

Время шло. Стала рыбка сети раскиданные по бухте как веревки на шее ощущать. Чувствует - душат, не пускают ее за зовом следовать. Попыталась рыбка за огороженный круг вырваться. Осерчал старик. Начал еще больше сетей набрасывать. Чем дальше рыбка отплыть пытается – тем острее и больше крючки попадаются. От каждого из них леска идет прямо к старику в руки. Дергает тот за леску - глубже крюк насаживает. Больно рыбке. Плачет она, что старик ее в открытый океан не отпускает. Унылой темницей обернулась для нее бухта сетями защищенная.

Долго ли коротко ли сказка сказывается, да много приливов пришло, и много отливов ушло. Начала рыбка потихоньку по ночам за пределы бухты отплывать, со звездами разговаривать. Те манили ее в дальние края, нашептывали о красоте мира и бескрайних морях.

Во время ночных вылазок знакомилась рыбка с другими обитателями.

Проплывал мимо большой кит. Покатал ее на своем хвосте, пощекотал фонтанчиком. Какой добрый, порадовалась рыбка. И почувствовала, что теплом своего сердца она может растопить лед.

В другой раз встретила она акулу. Посмотрела на ее страшную пасть и вспомнила, что у нее тоже есть острые зубы, чтобы защищаться.

В следующую ночь встретила наша рыбка морского конька. «Ты так не похож на других!», - восхитилась она его грацией. И удивилась, как красиво переливаются ее собственные чешуйки в отблеске луны.

А звезды улыбались сверху тихим светом, перемигиваясь с внутренним
сиянием рыбки. Ее собственный свет освещал темную гладь ярким млечным путем.

Поверила рыбка, что все в ней есть. И огромное сердце кита, и ярость акулы, и уникальность конька, и даже сияние ночных звезд. А для старика она всегда лишь маленькая рыбка, ему для утешения да от старухи отвлечение.

Взглянула на свою бухту, давно ей тесную, болотом тянущую. Поняла тогда рыбка, что не сети ее крепко держат, а вечная со стариком игра, чтобы жизнь собственную не проживать. Что сама она на крючок вины каждый раз насаживается, да пока сама же не слезет – не видать ей океана бескрайнего, закатов красивых да не встречать рыб других прекрасных.

…….............................................................................................................

Уплыла рыбка из бухты на рассвете. Крючки умело обошла, за эти годы она хорошо их изучила.

Поплыла не оглядываясь. Исследовать свой бескрайний океан. Где ждут новые моря, гавани и острова. И множество таких же прекрасных и диковинных рыб…


А что старик со старухой?

Сидят у разбитого корыта да у старой землянки. Старуха бранит старика на чем свет стоит, а тот еще пуще ей отвечает. Старик ловит неводом рыбу, старуха прядет свою пряжу.

Смотрят в море, высматривают, не вернется ли их рыбка золотая. Утешать да развлекать их как прежде.

Не ждите, не вернется рыбка, далеко в свой океан уплыла. Жить свою жизнь.