Найти в Дзене

Особенности становления российского законодательства о высшем образовании XVII-XVIII вв.

УДК 340.1 КИСЕЛЕВ Игорь Васильевич Преподаватель кафедры национального публичного и международного права Российского государственного социального университета ya.i-007@yandex.ru ​​119634, Москва, ул. Шолохова, 9/3​, кв. 98 Аннотация. В статье обсуждаются вопросы становления законодательства о высшем образовании в России. Сфера образования является важнейшим условием духовного, профессионального формирования и развития личности, социального благополучия общества, политического и экономического становления государства. Анализ историко - правового опыта регулирования общественных отношений является необходимым условием построения современного законодательства в сере образования. Актуальность исследования особенностей становления российского законодательства о высшем образовании XVII-XVIII вв. заключается в том, что современные общественные отношения в сфере образования урегулированы недостаточно полно. Об этом свидетельствуют целый комплекс проблем юридического характера. Особого внимания

УДК 340.1

КИСЕЛЕВ Игорь Васильевич

Преподаватель кафедры национального публичного и международного права

Российского государственного социального университета

ya.i-007@yandex.ru

​​119634, Москва, ул. Шолохова, 9/3​, кв. 98

Аннотация. В статье обсуждаются вопросы становления законодательства о высшем образовании в России. Сфера образования является важнейшим условием духовного, профессионального формирования и развития личности, социального благополучия общества, политического и экономического становления государства. Анализ историко - правового опыта регулирования общественных отношений является необходимым условием построения современного законодательства в сере образования.

Актуальность исследования особенностей становления российского законодательства о высшем образовании XVII-XVIII вв. заключается в том, что современные общественные отношения в сфере образования урегулированы недостаточно полно. Об этом свидетельствуют целый комплекс проблем юридического характера. Особого внимания заслуживают вопросы законодательного регулирования отдельных правомочий участников общественных отношений в сфере высшего образования, подзаконного правового регулирования, а также реализации отдельных правовых норм Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Необходимость разрешения указанных проблем, обновляет актуальность теоретических проблем. Ответом на изложенные вопросы является анализ исторических основ российского законодательства о высшем образовании. В дореволюционной России имеется достаточный опыт управления высшим образованием, а также регулирования соответствующих общественных отношений.

Полнота исследования предмета общественных отношений в сфере образования в историческом контексте тесно связана с анализом деятельности российских университетов. В статье рассматриваются причины появления учебных заведений в России. Первые отечественные учебные заведения появились в конце XVIII в. – в тот исторический момент, когда экспансия западно-европейских идей организации университетского образования достигла российского государства. Россия испытывала острую необходимость в подготовке специалистов в сфере государственного управления – чиновников, богословов – для укрепления православной веры, педагогов – для воспитания и пропаганды нравственности. Санкционирование первых нормативно-правовых источников в сфере высшего образования были связаны с попытками создания в Москве Славяно-греко-латинской академии. Возрождение в России идей просвещения объективно ускорили процесс создания отечественных учебных заведений. Дальнейшее развитие законодательства о высшем образовании связано с реализацией новых идей об учреждении университетов при Императрице Елизавете Петровне и Екатерине Алексеевне.

В заключительной части работы отмечается, что в связи с созданием первого учебного заведения в России издается первый нормативный правовой акт, регулирующий правоотношения в сфере высшего образования – «Привилегия на академию». На протяжении XVII-XVIII вв. российское законодательство о высшем образовании содержало персональные нормативные правовые акты. Они имели строго адресный характер и регулировали деятельность учебного заведения, его должностных лиц преподавателей, студентов, а также иных участников академических общественных отношений. Так, непосредственно устанавливался объём полномочий, прав и обязанностей административного и преподавательского персонала, обучающихся в нём студентов и др.

Ключевые слова: История образования, императорские университеты, образовательное право, высшее образование, история российского законодательства.

Введение. Становление законодательства о высшем образовании в России связано с созданием учебных заведений. В настоящей научной статье, под высшим образованием в его историческом контексте автор понимает комплекс академических и связанных с ними общественных отношений, которые включали в себя процесс получения (распространения) академических и научных знаний, в целях обучения (подготовки) ученых, чиновников, служилых людей, а также ремесленников, купцов и иных категорий занятого населения. Временной период исследуемого российского (царского и имперского) законодательства о высшем образовании составляет около 100 лет. Говорить об истории высшего образования в России, как и в других странах, можно со времени создания первых университетов и академий.

Появление первых учебных заведений в России отмечается различными причинами. По мнению автора, первой из таких причин явилось развитие западно-европейской системы университетского образования – её качественное и количественное возрастание. Россия на рубеже XVI – XVII вв. являлась частью политического, экономического и социального межгосударственного взаимодействия. В связи с этим, она нуждалась в модернизации различных общественных и государственных институтов. Как отмечают различные исследователи, российские учебные заведения появились в конце XVIII в. – в тот исторический момент, когда экспансия западно-европейских идей организации университетского образования достигает российского государства [10, p. 193-206]. В ответ на новые социальные явления в России, государством предпринимается попытка адаптации иностранных университетских положений «Universitatibus Catholic» [9, p. 48-56]. Стоит упомянуть, что впервые, распространение университетских образовательных традиций началось в XVI в. на территорию Речи Посполитой, откуда в XVII в. перешли в Россию.

Второй причиной учреждения учебных заведений в России явилось осознание представителями русской научной общественности в XV в. необходимости в специальном образовании, прежде всего в богословском. В 1484 г. новгородский архиепископ Геннадий Гонзов обратился в Ватикан по вопросу формирования в России церковной литературы и организации церковного образования. В 1485 г. в Новгород был отправлен проект буллы об организации преподавания для русских учеников, подготовленный мужским духовным орденом Римской католической церкви для Московского царства [12, p. 140]. Первый русский студент в 1493 г. в Ростокском университете – Сильвестр учился на церковного переводчика, а Максим Грек учился в итальянских университетах. В 1586 г. представители итальянской научной элиты организовали приём первых русских студентов для обучения в Болонском и Феррарском университетах. Историк Шевырев С.П. указывал: «Государи древней Руси, в заботах своих о благе отечества, давно питали мысль передать России ученых н сокровище наук и искусств. Иван IV выписывал ученых и художников в Россию через саксонца Шлитта: Карлъ V соглашался отпустить их, но завистливая политика Гаизы и Ливонского ордена положила преграду. Борисъ Годунов желал завести школы и даже университеты, чтобы учить молодых россиян европейским языкам и наукам» [11, с. 4]. В 1605 г. Лжедмитрий I неоднократно указывал на необходимость создания католического университета [11, p. 389-401].

Однако, стоит отметить, что в XVII в. вопрос о религии в образовании был однозначно решен в пользу православной веры. Как отмечал В. О. Ключевский, после Смутного времени изучение в России европейских наук основанных на католической вере считалось чуть ли не изменой родине. В середине XVII в. в Москве скептически относились к преподавателям с католической верой. Также примерами раннего отторжения западных идей в сфере высшего образования явились случаи неудачной организации в 1632 г. греческой школы в Пскове. Однако, необходимость в преодолении негативного влияния католической церкви на русскую землю ознаменовала трансформацию идей формирования в России национальных учебных заведений. Представители государственной и духовной властей на церковном соборе 1667 г. сделали выводы о ненужности старообрядческого влияния на образование. Также было отмечено, что необходимо организовать учение, которое способно оказать позитивное влияние на государство и церковь.

Третьей причиной явилась необходимость подготовки специалистов в сфере государственного управления – чиновников, богословов – для укрепления православной веры, педагогов – для воспитания и пропаганды нравственности. Россия нуждалась в грамотных людях. Для подготовки вышеуказанных профессионалов в соответствующих сферах, в России учебных заведений не существовало.

4. Основная часть методы исследования, результаты, обсуждение проблем)

Для достижения цели исследования были использованы научные методы. Анализ академической деятельности первых российских учебных заведений, а также правовое регулирование образовательной деятельности были проведены через рассмотрение политических, экономических, социальных и иных условий бытия российского общества и государства XVII-XVIII вв. Исследование содержит исторический метод, а также формально-юридический и сравнительно-правовой методы.

Первые попытки создания образовательных учреждений по примеру европейских университетов в России были предприняты в 1667 г. В заиконоспасском монастыре, Симеон Полоцкий и его ученики, составили первый план гимнасиона для изучения лингвистики и различных ремёсел в России. Данный проект, в форме царского указа был подписан Алексеем Михайловичем в 1668 г.[1]. В 1670 г. Симеоном Полоцкий, патриарх Иосиф московские монахи и священнослужители подготовили проект грамоты по организации учебного процесса, а также управлению Иоанно-Богословского училища [8, с. 225]. Однако, указанных образовательных учреждений открыто не было.

Дальнейшее санкционирование первых нормативно-правовых источников в сфере высшего образования были связаны с попытками создания в Москве Славяно-греко-латинской академии. Взошедший на престол царь Федор Алексеевич поддержал идею московских священнослужителей во главе с Симеоном Полоцкиим (наставником молодого царя) открыть отечественные учебные заведения на примере западно-европейских университетов. Особое мнение Фёдора Алексеевича было отражено в одном из проектов будущих нормативных правовых актов: «Царь возымел намерение устроить храмы чином академии и во оных семена мудрости …. при том учению свободным наукам». Десятилетние труды московских священнослужителей во главе с Симеоном Полоцкиим увенчались созданием первого в России нормативного правового акта, регулирующего общественные отношения в сфере высшего образования – «Привилегия на академию». В 1682 г. проект был принят, а в 1687 г. учреждена Славяно – греко – латинской академия.

Зачатки формирования институтов образования в России были связаны в первую очередь с намерением государства искать пути совершенствования отечественного образования. Для достижения целей построение отечественных образовательных учреждений и создания собственных академических традиций чиновники обращались к опыту лучших умов XVIII века. В начале правления императора Петра Iроссийское государство столкнулось с тяжелым политическим, экономическим и культурным кризисами. Отставание России от ведущих европейских стран в этих сферах жизни было колоссальным. Петр I осознавал критическую важность образования для русского народа.

Возрождение в России идей просвещения объективно ускорили процесс создания отечественных учебных заведений. Об этом свидетельствуют официальные обращения в форме грамоты «о подаянии полномочной грамоты и крепости», санкционированной представителями церковной власти к Петру Iв 1696 г. о скорейшем создании в России новых учебных заведений со свободными учениями полезными науками. Мнения государственной и духовной властей в целом совпадали, когда император высказал мнение о европейских университетах: «Студентам всяких наук дано свободное учение, а грабежей и иных дурностей быти не допущают». Указом Петра Iот 7 июля 1701 г. были введены преобразования в Славяно-греко-латинской академии[2]. Петр Iпровозгласил её первым государственным университетом в России. Ректором был назначен П. Роговский, получивший образование в европейских университетах Вильно, Оломоуца и Рима. В соответствии с Грамотой Петра I от 26 сентября 1701 г. Киево-могилянская коллегия получила статус академии[3]. Соответствующая грамота явилась вторым законодательным примером регулирования высшего образования в России.

С начала XVIII века в России указами монарха были учреждены новые учебные заведения среди которых школа математических и навигацких наук (1701 г.)[4], артиллерийско-инженерная (пушкарская) школа (1712)[5], первый медицинское учебное заведение в России – медицинская школа (1707 г.)[6]. В 1714 году в некоторых провинциальных городах были открыты «шифимые» школы. Они должны были решать задачи массового образования, т.е. «детей любого ранга обучать грамоте и рисункам». Петр I рассчитывал, что школы этого типа будут бесплатными для всех учеников. Всего до 1723 г. открыто 42 шифровальных школы с 1389 учащимися. В 1715 г. была открыта морская академия, а также другие учреждения, в том числе школы для обучения иностранным языкам. Отдельные нормы права, регулирующие обучение, содержал воинский устав от 30 марта 1716 г. и морской устав от 13 января 1720 г. Были учреждены школы для солдатских детей - гарнизонные школы. В 1721 г. началось создание сети духовных (или епископских, епархиальных) школ для подготовки священников, а в 1725 г. количество этих школ достигло 45 с общим числом учеников около 3000. В 1724 году Петр I принял уставы Академии наук и университетской гимназии, которые были открыты через несколько месяцев после его смерти. Формами первых учебных заведений в России являлись академия, университет, школа [10, с. 28-34].

По мнению автора, ошибочные положения относительно российского законодательства о высшем образовании были представлены в работах дореволюционных учёных – М.Ф. Владимирского-Буданова и С. В. Рождественского. Они утверждали, что российское законодательство о высшем образовании XVIII в. носило спонтанный характер, что было вызвано отсутствием государственного планирования высшего образования. Данное утверждение не совсем верно, поскольку в XVIII в. были изданы два государственных плана развития высшего образования: указ Петра Iот 9 июня 1714 г. «О положении в делах образования и науки»[7] и Регламент Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге от 24 июля 1747 г[8].

В начале XVIII в. появились первые идеи об учреждении единой национальной системы учебных заведений. Например, первый посол России Б.И. Куракин в 1718 г. представил проект «Об учении в России». Основные положения проекта содержат следующие выводы:

- создание в России общих и специальных университетов и академий;

- деятельность учебных заведений должна быть направлена на подготовку государственных служащих;

- профильными факультетами для подготовки специалистов в сфере государственного управления должны быть факультеты лингвистики, политологии, права, философии;

- преобразование уже существующих российских учебных заведений на «международный манер»;

- ликвидация административных препятствий для учёбы в российских учебных заведений представителей всех сословий;

- введение новейших факультетов астрономии, грамматики и риторики, математики, поэзии и др.

В подтверждение основных положений проекта автор акцентировал внимание на европейских университетах. Упоминается положительная практика обучения юристов и политологов в Германии, Италии и Франции. Отдельно были отмечены католические университеты в Болонье, Вене, Вильно, Граце, Праге, Риме, Флоренции как пример «свободного порядка» управления образованием [6, c. 75].

Другим примером служат идеи императорского советника Алексея Курбатова. Он выступал за создание в Москве и Санкт-Петербурге академии свободных лингвистических, церковных, гражданских и военных наук. В провинциях Империи он предлагал создать различные образовательные учреждения для шляхетства и купечества. Предполагалось учредить два учебных заведений на каждую губернию. Финансирование осуществлять из монастырских домов. Планировалось не вводить ограничения на обучение для сословий. Основные курсы учреждались по направлениям богословия, лингвистики, права и философии. Идеи советника Петра I были основаны на конкретной цели – русские студенты обязаны быть равными в науках с лучшими студентами Европы [4, c. 76–77].

Пётр I поддерживал вышеуказанные идеи, что выражалось в его обращении с просьбами о консультациях к европейским учёным и деятелям в сфере образования. Обсуждались новейшие идеи российского академического и университетского образования, учреждение в стране направлений для подготовки специалистов для военных и гражданских чинов [1, c. 289]. Однозначно был решён вопрос о влиянии церкви на высшее образование. Духовным регламентом от 25 января 1721 г., высшее образование провозглашено светским, а Церковь могла создавать лишь отдельную систему епархиальных школ[9]. Соответствующие учебные заведения были созданы в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге (1721 г.), годом позже в Харькове и Твери. В 1723 г. в Вятке, Казани, Коломне, Холмогорах. В 1724 г. в Вологде и Рязани и других городах. К 1727 г. было открыто около 40 школ [2, c. 180-194].

Реформирование учебных заведений России было ориентировано на классическую европейскую систему образования. Идеи планировалось заимствовать из Германии, Голландии, Италии, Франции и др. стран. Данному процессу способствовала активная пропаганда идей «нового времени», что послужило катализатором развития законодательства о высшем образовании.

В соответствии с указом Петра I от 28 января 1724 г. в России была учреждена Петербургская академия наук, при которой открылся академический университет. Было закреплено положение о том, что в целях развития научной деятельности в России создаются два вида специализированных учреждений: университет и академия. Нормативно – правовые дефиниции указанных институтов были сформулированы следующим образом: «Университет есть собрание ученых, которые обучают молодых людей высшим наукам в том самом виде, в каком они теперь находятся. Академия есть собрание учёных и искусных людей, которые не только знают науки в их современном состоянии, но и сами стараются через новые изобретения их усовершенствовать и умножить, а обучением других не занимаются»[10]. Одни и те же лица могли состоять как в Академии, так и в университетах, с той лишь разницей, что их выполнение академических функций зависело от того учреждения, где в данный момент осуществлялась деятельность. В Академии не допускалось проведение занятий со студентами. Указом Петра Iот 7 декабря 1725 г., был назначен первый президент Академии – Л.Л. Блюменрост[11]. Указ Екатерины I от 23 февраля 1725 г. «О приглашении ученых людей в российскую академию наук и о выдаче желающим въехать в Россию нужных пособий» был направлен на увеличение не только иностранных ученых в России, но и студентов[12].

Базовые принципы функционирования указанных академических институтов были основаны на европейских образовательных традициях, о чем доказывает переписка Петра I, Готфрида Вильгельма Лейбница и Христиана фон Вольфа. Целью деятельности являлось «умножение и развитие наук». Российская Академия Наук была создана на основе идей аналогичной академии в Париже [14, c. 147]. Однако, принципиальное отличие отечественного образца заключалось в том, что ее члены обязаны были вести педагогическую деятельность. Этот факт указывает на то, что Петр I старался воплотить в отечественной академической среде лучшую европейскую практику разных стран, где возможность преподавания учеными в университетах он увидел во время своего пребывания в Нидерландах.

Дальнейшее развитие законодательства о высшем образовании связано с реализацией новых идей об учреждении университетов. Императрица Елизавета Петровна утвердила 24 июля 1747 г. Регламент Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге, где отражены основные направления развития российской высшей школы. Были изданы законодательные проекты[13]. Закреплены 2 формы учебных заведений – академия и университет. Планировалось открыть новый университет в Москве, который сочетал бы в себе либеральные традиции российских университетов конца XVII в. и идеи государственного управления учебными заведениями[14].

По мнению автора, закрепление соответствующих положений вполне объяснимо, т.к. в России поддерживалась идея организации обучения в соответствии с традициями средневекового университета (аналог доклассического университета в России). Не скрывались симпатии к немецким учебным заведениям, которые сочетали черты средневекового университета и университета «новой Европы». О полезности немецкой образовательной практики высказывался М. В. Ломоносов [3, c. 312], что в последствии было отражено в проекте Московского университета, который был принят 12 января 1755 г. Университет был учрежден именно в Москве, и тому, согласно данному указу было несколько причин: на тот момент в Москве проживало самое большое число дворян н разночинцев, положение столицы географически было ближе к европейским государствам, чем например Санкт – Петербург, относительно недорогое содержание университета, большое количество учителей и педагогов, которых содержали помещики. Как следует из указа, последнее обстоятельство играла особую роль, поскольку помещики, желая привить любовь к учебе своим детям были прямо заинтересованы в финансировании университета. Правительство также было заинтересованы в поощрении и поддержки московских учителей и педагогов, поскольку именно последним отводилась особая роль в распространении научных и академических идей по все Империи, что могло повлиять на борьбу с ересями, невежеством и иными социально-негативными явлениями того времени[15]. Организации функционирования Московского университета был посвящен ряд указов Правительствующего Сената с 1756 по 1758 гг.[16].

Отдельным законодательным массивом, а также различными образовательными проектами была богата политика Екатерины II. Эпоха просвещённого абсолютизма своеобразно была отражена в законодательных актах правления императрицы[17]. Новые реформы в сфере образования включали разработку новых учебных планов для университетов. Под влиянием трудов европейских деятелей науки Коменского, Монтескье, Локка, Фенелона и др. провозглашались задачи высшей школы не только учить, но и воспитывать новое поколение в духе уважения к правам и свободам человека. Согласно проекту государственной комиссии «Для создания большего энтузиазма учащихся и лучшей жизни» от 24 июня 1766 г. формировались первые требования академического распорядка, литературы и требований к учебным дисциплинам: «Установить условия научного духовенства, и для избежания ситуаций, которые приводят к злоупотреблениям и препятствуют хорошему учению, примерный каталог книг, который должен быть из библиотеки богословских семинарий, а также учить наукам светским и духовным» [4, c. 78-80].

Относительно действующих учебных заведений, Екатерина II ввела ряд преобразований:

- введение факультетов искусств и «изящных» наук (Манифест от 6 июля 1762 г.)[18];

- создание классов российской юриспруденции в Московском университете (Манифест от 15 декабря 1763 г.)[19].

Созданная в 1764 г. государственная комиссия всесторонне изучала опыт европейских университетов. Ф. Дильтей в своей работе «О учреждении разных училищ для распространения наук и исп­равления нравов», выдвигал идею создания новых университетов в Батурине (Малороссии) и Дерпте. Был рассмотрен вопрос о введении во всех российских учебных заведениях богословского и философского факультетов. Проект Д. Дидро в 1775 г. «План университета для русского правительства, или проект народного образования во всех науках» предусматривал учредить в России сеть учебных заведений, которые представляли бы собой отдельные учреждения образуя единый учебный округ под названием «университет» [7, с. 76-84]. В письме императрицы от 24 апреля 1775 г. к Г.А. Потемкину Екатерина скептически отреагировала на французскую модель. Тем не менее, 30 сентября 1783 г. указом императрицы учреждалась российская академия, учёба в которой была организована по моделям французских академий[20].

Положительно был воспринят опыт организации австрийских университетов и школы публичного преподавания всех наук для Российского правительства предложенный Ф. М. Гриммом и др [5]. Особое внимание уделялось «Венскому учебному плану» (Wiener Studienplan), автором которого являлся австрийский реформатор в сфере образования, профессор Венского университета, юрист Иозеф Зонненфельс. Его отдельные положения были санкционированы в российском законодательстве. Например, В указе Екатерины II от 7 ноября 1775 г. «Учреждении для управления Губерний Всероссийской империи» закреплено, что государство полностью обеспечивает высшее образование для неимущих, а для имущих обеспечивает его за умеренную плату[21].

13 марта 1787 г. Екатерине был представлен проект университетского устава, в котором многие положения, заимствованные из практики западных университетов, были приспособлены к российской действительности. Речь здесь шла не об идентификации или механическом копировании западного опыта, но об адаптации и творческом усвоении накопленной на Западе культуры. Был также использован опыт Петербургского академического университета, связанного с деятельностью его ректора М. В. Ломоносова, а также устав Московского университета 1780 г., подготовленный И. И. Шуваловым. Согласно новому проекту устава в университете не было богословского факультета. Это было в свое время предусмотрено указом Екатерины 1786 г., в котором подчеркивалось, что «богословский факультет не должен входить в университеты, ибо по правилам, от предков наших принятым и от нас свято наблюдаемым, учение богословия присвоено училищам духовным».

5. Заключение.

В связи с этим, итогами более чем столетнего опыта формирования законодательства о высшем образовании явились попытки регулирования общественных отношений, исходя из преемственности европейского опыта функционирования университетов, а также учёта государственных задач.

Автор отмечает ряд особенностей становления российского законодательства о высшем образовании XVII-XVIII вв.:

- формами учебных заведений являлись академия, университет и школа, однако с 1747 г. законодательно установлено 2 формы учебных заведений - академия и университет;

- вместо категорий «высшее учебное заведение», «образовательное учреждение» были использованы: «собрание учёных и учащихся людей»;

- в нормативных правовых актах отсутствовали правовые запреты на учёбу в учебных заведений представителей всех сословий;

- введены категории преподавателей и обучающихся: «студент» и «доктор», что являлось русифицированным аналогом европейских академических категорий studens и doctor соответственно;

- формами нормативных правовых актов являлись грамота, доклад, законодательные проекты, манифесты, проект (московского университета), регламенты, указы, уставы.

Таким образом, в связи с созданием первого учебного заведения в России издается первый нормативный правовой акт, регулирующий правоотношения в сфере высшего образования – «Привилегия на академию». На протяжении XVII-XVIII вв. российское законодательство о высшем образовании содержало персональные нормативные правовые акты. Они имели строго адресный характер и регулировали деятельность учебного заведения, его должностных лиц преподавателей, студентов, а также иных участников академических общественных отношений. Так, непосредственно устанавливался объём полномочий, прав и обязанностей административного и преподавательского персонала, обучающихся в нём студентов и др.

Список литературы

1. Андреев А. И. Основание Академии наук в Петербурге // Петр Великий / Сб. ст. М.; Л., 1947. С. 289.

2. Каптерев Н.Ф. «Характер отношений России к православному Востоку». Сергиев Посад, 1914. С. 180-194.

3. Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. Т. 10. М.; Л., 1959. С. 312.

4. Рождественский С. В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII–XIX веках. Т. 1. С. 76–77.

5. Рубинштейн Е. И. Новый источник по истории Московского университета 70-х гг. XVIII в. // Вестник Московского университета. Сер. История. 1986. № 2.

6. Середонин С. М. Исторический обзор деятельности Комитета министров. СПб., 1902. С. 75.

7. Толстой Д. А. Взгляд на учебную часть России XVIII столетия до 1782 г. (Приложение № 2 к тому XLVII Записок Императорской Академии Наук). СПб., 1783. С. 76-84.

8. Фонкич Б. Л. К истории организации славяно-греко-латинского училища в московской Бронной слободе в конце 60-х гг. XVII в. // Очерки феодальной России. Вып. 2. М.,1998. С. 225.

9. Шабаева М.Ф. Очерки истории школьной и педагогической мысли народов СССР. XVIII - первая половина XIX века. М .: Педагогика, 1973. 360 с. (на русском). С. 28 - 34.

10. Шевырев С.П. История императорского Московского университета, написанная к столетнему его юбилею ординарным профессором русской словесности и педагогии Степаном Шевыревым. 1755-1855. М.: 1855. С. 4.

11. Alexei A. Larionov. The Role of Public Communication in Establishing the Theological Educational System in Russia in XVIII – Early XIX Century. Procedia - Social and Behavioral Sciences. № 236 (2016). Р. 343 – 350.

12. Andrews T. Studium Generale. The Catholic University. The Queen's University. London. 1863. P. 48-56.

13. Cobban A. B. Decentralized Teaching in the Medieval English Universities. Journal of the History of Education Society. Volume 5. 2006. P. 193-206.

14. Kopelevich J. “Saint Petersburg Academiia nauk i vlast’ v 18 v.,” in Nauka i krizisy: istoriko-sravnitel’nye ocherki. Saint Petersburg. P. 147.

15. Reiter Eric H. Masters, Students, and Their Books in the Late Medieval German Universities. International Journal of the History of Education, Volume 34. 2016. P. 389-401.

16. Ridder-Symoens. H. A History of the University in Europe: Volume 1, Universities in the Middle Ages. Cambridge University Press. 2003. P. 140.

References

1. Andreev A. I. Fundamentals of the Academy in St. Petersburg//Peter the Great/Sat. metro station; L., 1947. Page 289.

2. Capterev N.F. "The character of Russia to Orthodoxy East." Sergiev Posad, 1914. P. 180-194.

3. Lomonosov M.V. Full collection. T. 10. M.; L., 1959. P. 312.

4. Rozhdestvensky S.V. In Russia in the XVIII-XIX centuries. T. 1. P. 76-77.

5. Rubinstein E.I. Novotochnik on the history of Moscow University of the 70s. XVIII century .//Bulletin of Moscow University. Sir. History. 1986. № 2.

6. Seredonin-S. M. Historical activities of the Committee of Ministers. St. Petersburg, 1902. P. 75.

7. Tolstoy D. A. In the XVIII century until 1782 (Assignment No. 2 to volume XLVII Notes of the Imperial Academy of Science). St. Petersburg, 1783. P. 76-84.

8. Fonkich B. L. Organization To the history of the Slavic-Greek-Latin Trinity in the Moscow Bronnaya Sloboda in the context of the 60s. XVII century // Essays on feudal Russia. Vyp. 2. М.,1998. P. 225.

9. Shabaeva M.F. Essays on the history of school and pedagogical thought of the peoples of the USSR. XVIII - the first half of the XIX century. M.: Pedagogy, 1973. 360 p. (in Russian). P. 28 - 34.

10. Shevyrev S.P. History of Imperial Moscow University, written on its centenary by the ordinary professor of Russian literature and pedagogy Stepan Shevyrev. 1755-1855. M.: 1855. P. 4.

11. Alexei A. Larionov. The Role of Public Communication in Establishing the Theological Educational System in Russia in XVIII – Early XIX Century. Procedia - Social and Behavioral Sciences. № 236 (2016). Р. 343 – 350.

12. Andrews T. Studium Generale. The Catholic University. The Queen's University. London. 1863. P. 48-56.

13. Cobban A. B. Decentralized Teaching in the Medieval English Universities. Journal of the History of Education Society. Volume 5. 2006. P. 193-206.

14. Kopelevich J. “Saint Petersburg Academiia nauk i vlast’ v 18 v.,” in Nauka i krizisy: istoriko-sravnitel’nye ocherki. Saint Petersburg. P. 147.

15. Reiter Eric H. Masters, Students, and Their Books in the Late Medieval German Universities. International Journal of the History of Education, Volume 34. 2016. P. 389-401.

16. Ridder-Symoens. H. A History of the University in Europe: Volume 1, Universities in the Middle Ages. Cambridge University Press. 2003. P. 140.

[1] ПСЗ РИ. Том 1. С. 735. Электронный фонд Российской национальной библиотеки. Открытый интернет источник. Режим доступа http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php. Дата обращения: 28.12.2020

[2] ПСЗ. Том 4. С. 171. Электронный фонд Российской национальной библиотеки. Открытый интернет источник. Режим доступа http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php. Дата обращения: 28.12.2020

[3] ПСЗ. Том 4. С. 173–174. Электронный фонд Российской национальной библиотеки. Открытый интернет источник. Режим доступа http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php. Дата обращения: 28.12.2020

[4] ПСЗ. Том 4. С. 133. Электронный фонд Российской национальной библиотеки. Открытый интернет источник. Режим доступа http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php. Дата обращения: 22.06 2020

[5] ПСЗ. Том 4. С. 776-781. Электронный фонд Российской национальной библиотеки. Открытый интернет источник. Режим доступа http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php. Дата обращения: 07.01 2020

[6] ПСЗ. Том 4. С. 360-361. Электронный фонд Российской национальной библиотеки. Открытый интернет источник. Режим доступа http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php. Дата обращения: 07.01 2020

[7] ПСЗ. Том 5. С. 115-117. Электронный фонд Российской национальной библиотеки. Открытый интернет источник. Режим доступа http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php. Дата обращения: 22.06 2020

[8] ПСЗ. Том 12. С. 730-739. Электронный фонд Российской национальной библиотеки. Открытый интернет источник. Режим доступа http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php. Дата обращения: 22.06 2020

[9] ПСЗ. Том 6. С. 314-347. Электронный фонд Российской национальной библиотеки. Открытый интернет источник. Режим доступа http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php. Дата обращения: 22.06 2020

[10]ПСЗ. Том 7. С. 220–225. Электронный фонд Российской национальной библиотеки. Открытый интернет источник. Режим доступа http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php. Дата обращения: 29.06.2020

[11] ПСЗ. Том 7. С. 553-554. Электронный фонд Российской национальной библиотеки. Открытый интернет источник. Режим доступа http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php. Дата обращения: 29.06.2020

[12]ПСЗ. Том 7 С. 425. Электронный фонд Российской национальной библиотеки. Открытый интернет источник. Режим доступа http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php. Дата обращения: 20.01.2020

[13] ПСЗ. Том 7 С. 425. Электронный фонд Российской национальной библиотеки. Открытый интернет источник. Режим доступа http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php. Дата обращения: 20.01.2020

[14] ПСЗ. Том 12. С. 730-739. Электронный фонд Российской национальной библиотеки. Открытый интернет источник. Режим доступа http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php. Дата обращения: 22.06 2020

[15] ПСЗ. Том 14. С. 284-294. Электронный фонд Российской национальной библиотеки. Открытый интернет источник. Режим доступа http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php. Дата обращения: 22.06 2020

[16] ПСЗ. Том 14. С. 330, 398–403, 605-618. Том 15. С. 102-110, 186 – 190. Электронный фонд Российской национальной библиотеки. Открытый интернет источник. Режим доступа http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php. Дата обращения: 24.12.2020

[17] ПСЗ. Т. 22. С. 446, 646–669, 672–674. Электронный фонд Российской национальной библиотеки. Открытый интернет источник. Режим доступа http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php. Дата обращения: 24.12.2020

[18] ПСЗ. Том 16. С. 12. Электронный фонд Российской национальной библиотеки. Открытый интернет источник. Режим доступа http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php. Дата обращения: 25.12.2020

[19]ПСЗ. Том 16. С. 467. Электронный фонд Российской национальной библиотеки. Открытый интернет источник. Режим доступа http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php. Дата обращения: 24.12.2020

[20] ПСЗ. Т. 21. С. 1023-1026. Электронный фонд Российской национальной библиотеки. Открытый интернет источник. Режим доступа http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php. Дата обращения: 08.01.2020

[21] ПСЗ. Т. 20. С. 272. Электронный фонд Российской национальной библиотеки. Открытый интернет источник. Режим доступа http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php. Дата обращения: 25.12.2020