Найти в Дзене

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА. ПЕРВЫЙ ЭТАП (1687-1800 ГГ.).

УДК 34 Киселев Игорь Васильевич Магистр по специальности мировая экономика, РГСУ, Преподаватель, исследователь РФ, г. Москва E-mail: ya.i-007@yandex.ru HIGHER EDUCATION IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA IN CONDITIONS OF INTERNATIONAL COOPERATION. PHASE ONE (1687-1800). Igor Kiselev master of economics, lecturer of Russian State Social University Professor, researcher 119634, Russia, Moscow, st. Sholokhova, 9/3, АННОТАЦИЯ Историческими предпосылками формирования российской национальной системы высшего образования в XVIII в. являлись отсутствие учёных и специалистов, которые обладали передовыми знаниями. Система обучения в европейских вузах была ориентирована на применение знаний на практике, чего не было в России. Европейские идеи в сфере образования и науки были заимствованы в Россию. Суть реформ, направленных на развитие международного сотрудничества Российской Империи в сфере образования сводилась к увеличению числа российских студентов, обучающихся в европейских странах, приглашению на уч

УДК 34

Киселев Игорь Васильевич

Магистр по специальности мировая экономика, РГСУ,

Преподаватель, исследователь

РФ, г. Москва

E-mail: ya.i-007@yandex.ru

HIGHER EDUCATION IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA IN CONDITIONS OF INTERNATIONAL COOPERATION. PHASE ONE (1687-1800).

Igor Kiselev

master of economics, lecturer of Russian State Social University

Professor, researcher

119634, Russia, Moscow, st. Sholokhova, 9/3,

АННОТАЦИЯ

Историческими предпосылками формирования российской национальной системы высшего образования в XVIII в. являлись отсутствие учёных и специалистов, которые обладали передовыми знаниями. Система обучения в европейских вузах была ориентирована на применение знаний на практике, чего не было в России. Европейские идеи в сфере образования и науки были заимствованы в Россию. Суть реформ, направленных на развитие международного сотрудничества Российской Империи в сфере образования сводилась к увеличению числа российских студентов, обучающихся в европейских странах, приглашению на учёбу в России иностранных студентов, созданию сети вузов и приглашение иностранных преподавателей на работу в Россию.

ABSTRACT

The historical prerequisites for the formation of the Russian national system of higher education in the XVIII century were the lack of scientists and specialists who had advanced knowledge. The training system in European universities was focused on the application of knowledge in practice, which was not the case in Russia. European ideas in the field of education and science were borrowed to Russia. The essence of the reforms aimed at developing international cooperation of the Russian Empire in the field of education amounted to an increase in the number of Russian students studying in European countries, inviting foreign students to study in Russia, creating a network of universities and inviting foreign teachers to work in Russia.

Ключевые слова: высшее образование, история, Россия

Keywords: higher education, history, Russia

Международное сотрудничество в сфере высшего образования в дореволюционной России-это взаимодействие российских и иностранных участников общественных отношений в сфере образования: государство, вузы, обучающиеся, преподаватели в целях повышения качества образования. Основными условиями международного сотрудничества являлись академическая мобильность обучающихся и преподавателей, а также использование иностранной литературы.

Периодизация правового регулирования российского высшего образования в условиях международного сотрудничества обусловлена изменением объема полномочий российских вузов, прав и обязанностей обучающихся и преподавателей в сфере высшего образования.

Первый этап (1687-1800 гг.). В соответствии с Привилегией на Академию от 1682 г. обучающиеся имели права на обучение наукам, посещение лекций и семинаров, чтение православных научных книг, участие в диспутах, проведение учебных студенческих собраний. Для того, чтобы обучающиеся имели возможность учиться не только в Славяно-греко-латинской академии, но и в иностранных учебных заведениях студентам предоставлялось право на учебу в иностранных вузах. Они имели права на посещение лекций и семинаров иностранных преподавателей, изучение иностранной литературы. В целях применения условий международного сотрудничества при реализации указанных прав Славяно-греко-латинская академия наделялась полномочиями по приглашению иностранных преподавателей, а также использованию иностранной литературы [15, C. 401 - 410].

В период с 1690 по 1700 гг. в Славяно-греко-латинской академии работали 2 иностранных преподавателя-братья Иоанн и Спиридон Лихуды, получившие образование в Венеции и Падуе [8, C. 598-599, 621-622]. Они читали лекции и вели семинарский занятия на латинском и греческом языках. Изначально, в Славяно-греко-латинской академии отсутствовала учебная литература и планы по организации обучения на славянском языке. Иностранные преподаватели использовали зарубежную научную литературу. Книги по православной богословии, философии, педагогики, греческого и латинского языков, а также медицины насчитывали несколько сот экземпляров, переведенных впоследствии на славянский язык [17, C. 215-218]. Характерной особенностью этого периода стала академическая мобильность студентов. В соответствии с Указом Петра I от 19 мая 1694 г. «О направлении учиться заграницу и приглашении иностранных желающих» 32 российских студента были направлены на обучение в королевство Великобритания и республику Соединённых Провинций Нидерландов. 20 иностранных студентов обучались в Славяно-греко-латинской академии (см. таблица 1) [20, C. 95-97].

Многие учёные отмечают, что Славяно-греко-латинская академия была аналогом европейского вуза. Так, например, А. П. Богданов отмечает, что организация обучения содержала атрибуты европейской академической свободы [13, C. 672], а С. К. Смирнов указывал, что во время разработки проекта Привилегии на Академию авторы принимали во внимание положения уставов западных университетов [19, C. 15].

По мнению автора, реформы, направленные на развитие международного сотрудничества Российской Империи в сфере образования в первой половине XVIII в. были обусловлены следующими причинами:

· внешнеполитические: подготовка к войне с Швецией. В России отсутствовали учёные и специалисты, которые обладали передовыми знаниями в области морской инженерии и военного дела [9, C. 236 – 238]. Как отмечает С.Н. Гавров преобразования Петра I в сфере военного дела была основана на политике освоении чужих достижений, заимствовании результатов инноваций [5, C. 365].

· внутриполитические: система обучения в европейских вузах была ориентирована на применение знаний на практике, чего не было в России. Например, в голландских вузах студенты средних и старших курсов выполняли проекты строительства военных кораблей. В Англии существовали университетские лаборатории. В Германии студенты 3 и 4 курсов бакалавриата совместно с магистрами и учёными привлекались к практическим работам, что было обязательным условием выполнения и защиты ими квалификационных работ [23, P. 215 – 234, 287 – 328].

С начала XVIIIвека в России стали открываться новые вузы. За период правления Петра Великого были открыты около 15 высших учебных заведений, среди которых были морские и артиллерийские академии. В соответствии с Грамотой Петра I от 26 сентября 1701 г. Киево-могилянская коллегия получила статус академии. Обучающимся данной академии были предоставлены права, сама академия была наделена полномочиями, аналогичные тем, которые предоставлялись Славяно-греко-латинской академии. В целях обучения в Российскую Империю начинают прибывать первые студенты Османской Империи-9, Венгрии-8, Лигурийской Республики-5 (см. таблица 1) [20, C. 95-97].

Европейские идеи в сфере образования и науки были заимствованы в Россию. Например, Морская академия была создана по проекту Парижского университета, разработанному бароном Сент-Илером. Немецкий учёный Готфрид Вильгельм Лейбниц предлагал Петру I провести масштабные преобразования в транспортной системе страны, географических исследованиях России, развитию астрономии, развитие банков, библиотек и других инфраструктурных объектов. При этом он предлагал использовать европейский опыт в сфере образования и науки, для чего необходимо было пригласить в Россию иностранных специалистов [21, S. 56]. Алексей Курбатов выступал за преподавание в вузах на иностранных языках для всех сословий. В то время Ф. С. Салтыков отмечал, что русские студенты должны сравняться во всех свободных науках со всеми лучшими европейскими государствами [18, C. 51-52].

В соответствии с указом Петра Iот 28 января 1724 г. в России была учреждена Петербургская академия наук, при которой был открыт академический университет [12, C. 220-225]. Указ Екатерины I от 23 февраля 1725 г. «О приглашении ученых людей в российскую академию наук и о выдаче желающим въехать в Россию нужных пособий» был направлен на увеличение не только иностранных ученых в России, но и студентов [14, C. 425]. В 1725 г. Петербургский академический университет принял первых 15 иностранных профессоров и 37 иностранных студентов (см. таблица 1) [1, C. 25].

В период с 1740 по 1750 гг. российские студенты обучались в вузах Великобритании, Германии и Голландии. Например, в Эдинбурге обучалось не менее 16 выходцев их Российской Империи каждый год [10, 171-173]. Согласно данным российского историка А. Ю. Андреева, в период с 1720 по 1750 гг. в немецких университетах получали образование около 350 русских студентов (см. таблица 1) [2, C. 72–94].

По мнению автора, суть реформ, направленных на развитие международного сотрудничества Российской Империи в сфере образования в первой половине XVIII века заключалась в следующих положениях:

· заимствование европейских идей в сфере науки и образования;

· увеличение числа российских студентов, обучающихся в европейских странах;

· приглашение на учёбу в России иностранных студентов;

· создание сети вузов;

· приглашение иностранных преподавателей.

В соответствии с подписанным императрицей Елизаветой Петровной 12 января 1755 г. Проектом об учреждении Московского университета права обучающихся были расширены. Студентам предоставлялись права на получение аттестата (диплома), признания иностранных дипломов и учёных степеней в России, участие в зарубежных конференциях. В целях применения условий международного сотрудничества при реализации указанных прав обучающихся Московский университет наделялся полномочиями на приглашение иностранных преподавателей, использование иностранных учебных программ, а также использование иностранной литературы [16, C. 284 – 294].

В период с 1755 по 1770 гг. в Россию было признано 19 иностранных дипломов и степеней немецких, голландских и французских вузов. Среди них были профессора из Германии, которые впоследствии преподавали в России (Х.Ф Маттеи, Н. Папафило, В. Рауль, И. Г. Рейхель, И.Г. Фроман и др.) [3, C. 143]. Как отмечает А.М. Феофанов необходимость приглашения в Россию иностранных профессоров в середине XVIII в. была обусловлена привлечением квалифицированных специалистов, которых в России попросту не было [7, C. 11].

Во второй половине XVIIIв. немецкие университеты обладали современной на то время инфраструктурой и организацией обучения. Университеты Германии имели анатомические театры, кабинеты естественных наук, обсерватории и библиотеки. Пользование книгами было настолько свободным, что студенты могли брать их в личное пользование.Например, как отмечал барон Мюнхгаузен организация обучения в Геттингёнском университете соответствовала всем положениям эпохи Просвещения. В немецких университетах преподавали учёные в различных областях знаний: физиология-А. Галлер, физика-Г. К. Лихтенберг, филология-И. М. Гесснер и X. Г. Гейне, юриспруденция-И. Пюттер (основатель современной науки государственного права), статистика-Г. Ахенваль и А. Л. Шлёцер и др [22, S. 175–176].

В российских вузах использовались тысячи переведенных на русский язык экземпляров немецкой, французской, итальянской литературы [6, C. 512]. Преподавание немецкой и французской философской мысли, а также национального права европейских государств в Московском и Петербургском университетах входили в одну из нескольких учебных программ экономических, юридических и страноведческих факультетов. Книги по иностранной лингвистической литературе использовались в качестве учебных пособий, поскольку российские учебники по иностранным языкам быстро устаревали, но использовались в учебном процессе наравне с иностранной литературой. Например, Иоганн Мельман, немецкий профессор словесных наук из Кильского и Гёттингенского университетов, издавал в России книги на латинском языке («Комментарии к Овидию», Хрестоматия латинского языка, переводы с греческого Горация, Цицерона, Фукидида и др.) [11, C. 46].Из австрийских университетов была заимствована программа организации учебного процесса. Особое внимание уделялось «Венскому учебному плану» (Wiener Studienplan), автором которого являлся австрийский реформатор в сфере образования, профессор Венского университета, юрист Иозеф Зонненфельс.

Таким образом, в период с 1687 по 1800 гг. российские студенты обучались в основном в немецких университетах. Преподаватели из Германии читали лекции и вели семинары в России. В четырёх вузах: Славяно-греко-латинской Академии, Киевской духовной академии, Петербургском академическом университете и Московском университете обучались иностранные студенты. Иностранная литература использовалась в указанных 4 российских вузах (см. таблица 1).

Степень влияния условий международного сотрудничества в сфере высшего образования на правовое регулирование высшего образования в России заключается в следующих положениях:

1) формируется содержание прав обучающихся в сфере высшего образования (первая половина XVIIIв.);

2) расширяется содержаниеправ обучающихся в сфере высшего образования (вторая половина XVIII в.);

3) вузы наделяются полномочиями в целях применения условий международного сотрудничества в сфере образования (приглашение и обучение иностранных студентов, использование труда иностранных преподавателей, а также иностранной литературы);

4) создаётся инфраструктура в сфере образования (заимствование европейских идей в сфере науки и образования, а также создание сети вузов);

5) приглашаются на учёбу в Россию иностранные студенты (на работу иностранные преподаватели). В российских вузах используется иностранная литература. Российские студенты обучаются в европейских университетах.

Таблица 1. Использование условий международного сотрудничества в сфере высшего образования на первом этапе (1687 – 1800 гг.) Источник: построено автором по данным Андреев А.Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII – первой половины XIX века. М.: Знак, 2005. С. 49, 353 – 354, 369 – 371; Андреев А.Ю. Российские университеты XVIII - первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы. М.: Знак, 2009. С. 339.

Библиографический список

1. Аврус А.И. История российских университетов. Очерки. М.: Московский общественный научный фонд, 2001. С. 25.

2. Андреев А. Ю. «Учености ради изгнанники»: опыт изучения русского студенчества в немецких университетах XVIII – первой половины XIX века / / Россия и Германия. М., 2004. Вып. 3. С. 72–94.

3. Белявский М.Т. Ломоносов и основание Московского университета / Под ред. М.Н. Тихомирова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1955. – С. 143.

4. Воскресенский Н. А. Законодательные акты Петра I. Под ред. Б. И. Сыромятникова-М-Л.: Из-во Академии наук СССР, 1945. Т.1. Акты о высших государственных установлениях. Т. 1. С. 602. С. 116.

5. Гавров С.Н. Социокультурные процессы модернизации // Вопросы социальной теории. 2009. Том II. 2. Вып. 1(3). С. 365.

6. Зарубежная литература от истоков до наших дней: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Владимир Андреевич Луков. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 512 с.

7. Иностранные профессора российских университетов (вторая половина XVIII первая треть – XIX в.). Библиографический словарь / под общ. ред. А.Ю. Андреева; сост. А.М. Феофанов. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. С. 11.

8. Каптерев Н. Ф. О Греко-латинских школах в Москве в XVII веке до открытия Славяно-греко-латинской академии // Творения святых отцев в русском переводе, издаваемые при Московской Духовной Академии. Кн. IV. М., 1889. С. 598-599, 621-622;

9. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. Олма-ПРЕСС Образование. М.: 2005, С. 236 – 238.

10. Кросс Э. Британцы в Петербурге: XVIII век. — СПб.,2005. С. 171–173.

11. Лубяновский Ф. П. Из воспоминаний // Московский университет в воспоминаниях современников. М., 1989. С. 46.

12. Полное собрание законов Российской Империи. Том 7. С. 220 – 225.

13. Полное собрание законов Российской Империи. Том 3. С. 672.

14. Полное собрание законов Российской Империи. Том 7. С. 425.

15. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание. Том 2. С. 401 – 410.

16. Полное собрание законов Российской Империи. Том 14. С. 284 – 294.

17. Рамазанова Д. Н. Богоявленская школа-первый этап Славяно-греко-латинской академии // Очерки феодальной России. Вып. 7. М., 2003. С. 215-218.

18. Рождественский С. В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII - XIX вв. СПб., 1912.

19. Смирнов С. К. История Московской Славяно-греко-латинской Академии. М., 1855. С. 15.

20. Шевченко Ф. П. Закарпатці-студенти Київської академії XVIII ст. // Український історичний журнал. 1965. № 6. С. 95-97.

21. 1. Benz Е. Leibniz und Peter der Große. Der Beitrag Leibnizens zur russischen Kultur-, Religions und Wirtschaftspolitik seiner Zeit. Berlin, 1947. S. 56.

22. H. Wissen und Widerstand. Geschichte der deutschen Universität. Berlin, 1999- S. 175–176.

23. Sir George Norman Clark. The Oxford History of England: McKisack, M. The fourteenth century, 1307-1399. – Clarendon Press, 1959. P. 215 – 234, 287 – 328.