1.4 миллиарда крон - именно такую сумму правительство Швеции выделило на добровольную репатриацию беженцев. 48-летний житель иммигрантского гетто Хасан был бы рад уехать обратно в Сомали, если бы ему достойно заплатили. Но предлагаемой сегодня суммы недостаточно. Миллион крон, тогда, может быть, это сработает, - говорит отец шестерых детей.
Правительство Швеции, вдохновлённое примером Дании, пришло к выводу, что рекордное увеличение награды за добровольную репатриацию может дать эффект.
Уже выделено 1.4 млрд. шведских крон на выплату грантов на репатриацию с 1 января 2026 года, а в этом году добавлено еще 100 млн. крон, чтобы можно было начать выплаты, как можно скорее.
Один согласившийся добровольно покинуть Швецию человек может получить до 350 000 шведских крон, а семья - до 600 000 крон. Для сравнения, сегодня максимальная сумма составляет 40 000 крон.
Пряник и кнут В центре иммигрантского гетто Ринкебю в преддверии выплаты пособий, и зарплат покупатели в магазинах проявляют осторожность. Пожилая женщина в нерешительности взвешивает яблоко в руке. В её корзинке - три картофелины и луковица. Она кладёт яблоко обратно на прилавок. Четырёх овощей будет достаточно - цены слишком высоки.
Многие люди, которых касается инициатива правительства о добровольном отъезде из Швеции, проживают в иммигрантском районе Ярва, где пряник сопровождается кнутом: сокращение пособий до 8 000 крон для семьи, где вообще никто не работает.
Ой-ой-ой, это нехорошо, - реагируют на сокращение пособий отдыхающие в кафе мужчины. Новость о новом ограничении пособий вызывает разочарование. А деньги - вот о чём здесь говорят постоянно. У кого они есть, у кого нет, кому должны дать и сколько.
Никто не хочет уезжать Почти все в кафе настроены скептически к новому предложению правительства. 600 000 крон (около 5 миллионов рублей) - это, может быть, и больше, чем предлагали раньше, но этого недостаточно, чтобы побудить покинуть Швецию.
Все согласны, что это привлекательная сумма, но уже считают, как смошенничать с получением этих денег.
Берёшь деньги, говоришь, что переезжаешь, а потом работаешь нелегально. Шведов можно обмануть, - говорит один.
Я, может быть, и захочу переехать, но как быть с детьми? У них здесь своя жизнь. Они сомалийцы по телу, но шведы по уму, - говорит другой.
Я здесь зарабатываю 400 000 крон в год. Зачем мне переезжать в Сомали за 350 000 крон? - спрашивает третий.
Грант за добровольную репатриацию предназначен для лиц, имеющих временный или постоянный вид на жительство. Те, кто уже получили гражданство, не могут подать заявку на грант.
В Дании аналогичное решение привело к тому, что 700 человек подали заявки на получение пособий на репатриацию и получили деньги. Именно решение датского правительства легло в основу шведских расчётов.
Невозможно сказать, сколько человек подадут заявки или получат грант в случае его введения в Швеции. Но если вся выделенная сумма будет использована, то 10 миллионную страну сможет покинуть всего 4 000 человек.